Конспект урока "Определение числовой последовательности"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_chislovoy_posledovatelnosti.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

9кл. Тема: «Определение числовой последовательности»

Цели уроков:

  • Формирование представления о числовой последовательности как функции с натуральным аргументом.
  • Формирование знаний о способах задания числовых последовательностей, умений находить члены последовательности по предложенной формуле, а также умений находить саму формулу, задающую последовательность.
  • Развитие умений применять ранее изученный материал.
  • Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Привитие санитарно-гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни.

Ход уроков

  1. Организационный момент.
  2. Повторение видов функций.
  3. Подготовка к восприятию новых знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Знаменитые последовательности.
  7. Дополнительные задачи.
  8. Домашнее задание.
  9. Подведение итогов урока.

Оборудование и материалы.

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний учащихся

1.Теоретический опрос (работа с классом)

  • что такое функция?
  • дать определение области определения функции, области значения функции
  • каковы способы задания функции?
  • приведите примеры известных вам функций, назовите их области определения (слайды 2-3)

2.Индивидуальная работа у доски по карточкам

  • построить график функции у=6/х, х(0;
  • построить график функции у=6/х, х(0;
  • построить график функции у=6/х.
  • построить график функции у=6/х, хN

  1. Изучение нового материала

(Чертежи на доске) Вопросы для обсуждения выполненных чертежей:

  • Чем отличаются выполненные графики функций?
  • Назовите область определения каждой функции
  • Область определения четвертой функции множество N. Как это повлияло на график?

Вывод: если область определения функции N, то график функции состоит из отдельных точек, и такие функции называют функцией натурального аргумента.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием " числовая последовательность", узнаем, какие могут быть последовательности, познакомимся со знаменитыми последовательностями.

Последовательность - одно из самых основных понятий математики. Последовательность может быть составлена из чисел, точек, функций, векторов и т.д.

Пример. Во многих семьях есть обычай, своего рода ритуал: в день рождения ребёнка родители подводят его к дверному косяку и торжественно отмечают на нём рост именинника. Ребёнок растёт, и на косяке с годами возникает целая лесенка отметок. Три, пять, два: Такова последовательность приростов от года к году. Но есть и другая последовательность, и именно её члены аккуратно выписывают рядом с засечками. Это - последовательность значений роста. Слайд презентации.

Две последовательности связаны друг с другом.

Вторая получается из первой сложением.

Рост - это сумма приростов за все предыдущие годы.

Рассмотрим ещё несколько задач.

Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?

(Ответы учащихся записываются на доске: 500, 530, 560, 590, 620).

 Это примеры функций, заданных на множестве натуральных чисел-числовые последовательности.

Ставится цель урока: Найти способы нахождения любого члена последовательности.

Задачи урока: Выяснить, что такое числовая последовательность и как задаются последовательности.

Изучение нового материала.

Определение: Числовая последовательность- это функция, заданная на множестве натуральных чисел (слайд: последовательности составляют такие элементы природы, которые можно пронумеровать).

Понятие числовой последовательности возникло и развилось задолго до создания учения о функции. Вот примеры бесконечных числовых последовательностей, известных еще в древности:

1, 2, 3, 4, 5, : - последовательность натуральных чисел;

2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел;

1, 3, 5, 7, 9, : - последовательность нечетных чисел;

1, 4, 9, 16, 25, : - последовательность квадратов натуральных чисел;

2, 3, 5, 7, 11, : - последовательность простых чисел;

1, http://festival.1september.ru/articles/538010/Image561.gifhttp://festival.1september.ru/articles/538010/Image562.gif, http://festival.1september.ru/articles/538010/Image563.gif, http://festival.1september.ru/articles/538010/Image564.gif, :- последовательность чисел, обратных натуральным.

Число членов каждого из этих рядов бесконечно; первые пять последовательностей - монотонно возрастающие, последняя - монотонно убывающая.

Обозначение: у1, у2, у3, у4, у5,:

1, 2, 3, 4, 5, :п,:-порядковый номер члена последовательности.

п)- последовательность, уп- п-ый член последовательности.

п)- последовательность, ап - п-ый член последовательности.

ап-1 -предыдущий член последовательности,

ап+1 - последующий член последовательности.

№ 15.1; № 15.2 (устно)

Последовательности бывают конечными и бесконечными, возрастающие и убывающие.

Задание. Записать первые 5 членов последовательности:

От первого натурального числа увеличение на 3.

От 10 увеличение в 2 раза и уменьшение на 1.

От числа 6 чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза.

Эти числовые ряды тоже называются числовыми последовательностями.

5. Знаменитые последовательности:

Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, …

в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Название по имени средневекового математика Леонардо Пизанского (известного как Фибоначчи) Иногда число 0 не рассматривается как член последовательности

Треугольник Паскаля. Если очертить треугольник Паскаля, то получится равнобедренный треугольник. В этом треугольнике на вершине и по бокам стоят единицы. Каждое число равно сумме двух расположенных над ним чисел. Продолжать треугольник можно бесконечно. Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси

1. Способы задания последовательностей:

Словесный - способ задания числовой последовательности состоит в том, что объясняется, из каких элементов строится последовательность. .

Аналитический -последовательность задана аналитически, если задана формула ее n-го члена: yn = f(n).

Пример. yn = 2n – 1  последовательность нечетных чисел: 1, 3, 5, 7, 9, …

Рекуррентный способ задания последовательности состоит в том, что указывается правило, позволяющее вычислить n-й член последовательности, если известны ее предыдущие члены. Название рекуррентный способ происходит от латинского слова recurrere – возвращаться. Чаще всего в таких случаях указывают формулу, позволяющую выразить n-й член последовательности через предыдущие, и задают 1–2 начальных члена последовательности.

Пример 1. y1 = 3; yn = yn–1 + 4, если n = 2, 3, 4,….

2. Закрепление.

сп = http://festival.1september.ru/articles/538010/Image565.gif. Запишите первые 5 членов последовательности.

(По одному человеку решают у доски, остальные - в тетради).

: 74, 81, 88, 95, 102, : Задайте формулу п-ого члена.

п = уп-1 + 7).

№15.5; № 15.11

3. Дополнительные задачи.

Запишите первые пять членов последовательности, заданной таким описанием: каждый член последовательности на 1 больше соответствующего члена ряда Фибоначчи.

Запишите первые пять членов последовательности, заданной формулой ап = (-3)п-1.

Запишите первые пять членов последовательности, заданной рекуррентно:

а1 = 4, ап+1 = ап + 2.

Домашнее задание. №15.12(б), №15.4(в), читать стр136-145

Подведение итогов урока.

Итак, мы разобрали понятие последовательности и способы её задания. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое последовательность?
  2. Какие виды последовательностей вы узнали?
  3. Какие способы задания вы узнали?
  4. О каких ученых и их трудах вы узнали?

Литература.

  1. О.В. Занина , И.Н. Данкова. Поурочные разработки по алгебре. 9 класс.
  2. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы.
  3. Энциклопедический словарь юного математика.
  4. А.Г.Мордкович. Алгебра в 2-ух частях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока, тема: числовые последовательности

урок- закрепления полученных знаний (определение  арифм. и геометр.прогрессий, формулы n-го члена прогрессий.),материал из истории, тестирование(задания из ГИА))....

Конспект урока алгебры для 9 класса по теме: «Числовая последовательность»

Конспект и презентация к уроку алгебры для 9 класса по теме: «Числовая последовательность» ...

Конспект урока по теме :"Числовые последовательности"

Конспект урока по теме :"Числовые последовательности"...

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия...

Конспект урока по алгебре для 10 класса по теме «Предел числовой последовательности»

Конспект урока по алгебре для 10 класса  по теме «Предел числовой последовательности»....

Числовые последовательности. Пределы функций и последовательностей.

Числовые последовательности. Пределы функций и последовательностей....