Открытый урок «Cистемы двух линейных уравнений с двумя переменными» 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
«Cистемы двух линейных уравнений с двумя переменными» 7 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cistemy_dvukh_lineynykh_uravneniy_s_dvumya_peremennymi_7_klass.doc | 457.5 КБ |
prezentatsiya_ur_2.ppt | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81 городского округа Тольятти
План – конспект открытого
урока математики
Тема: «Cистемы двух линейных уравнений с двумя переменными»
7 класс»
Класс 7 «Б»
Учитель Зотова Лариса Николаевна
г. о. Тольятти 2014 год
Цели урока:
- обучающая:
- закрепление и углубление знаний и умений решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными;
- развивающая:
- развитие мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной ситуации;
- воспитательная:
- воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Устная работа.
- Формирование знаний и умений.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайды № 1, 2
- Актуализация знаний.
Устная работа.
1) На доске записана система.
Вызываются 3 ученика и решают эту систему графическим способом, способом подстановки и способом сложения.
В это время с классом идет фронтальная устная работа. “Легкая разминка”. Используется проектор.
Слайд № 3
а) Как называются такие уравнения? (линейные уравнения с двумя переменными)
1) х + у = 8 2)х – у = 4 3)4х + 2у = 6.
- Что является графиком линейного уравнения? (прямая)
- Как построить график линейного уравнения? (выразить у через х, найти координаты двух точек)
Слайд № 4
Из каждого уравнения выразите у через х , х через у.
Слайды № 5, № 6
б) Разложите на множители:
1)х² - 2х 2)х² – 4 3)х² + 4х +4
4)х² -6х + 9 5)х³ – 8 6)х³ + 1.
- Какими способами разложить данные многочлены на множители? (вынесением общего множителя за скобки, по формулам сокращенного умножения, способом группировки)
Слайд № 7
в) Решите уравнение:
1)(х – 1)(х + 2) = 0 2)х² = 4 3)2х² = 18.
г) Далее учащимся предлагается ответить на опросы:
- Что вы понимаете под словом система уравнений?
- Что называется решением системы линейных уравнений с двумя переменными?
- Что значит решить систему уравнений?
- Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
После этого каждый ученик, выполнявшие задание у доски рассказывают алгоритм решения систем уравнений графическим способом, способом подстановки и способом сложения. Остальные слушают, проверяют правильность решения.
- Ребята, как проверить правильность решения системы?
- На ваш взгляд, каким способом легче решается данная система? (способом подстановки, способом сложения).
- Согласна, но решая графическим способом, мы наглядно можем увидеть, имеет ли система уравнений решений или нет. Поэтому этот способ служит геометрической иллюстрацией наличия или отсутствия решения системы уравнений.
- А как еще можно выяснить, имеет ли система уравнений решение или нет? (выразить из каждого уравнения у через х и сравнить угловые коэффициенты)
3. Формирование знаний и умений.
Существует, ребята, еще один способ решения систем уравнений, которые мы с вами еще не рассматривали. Это метод – метод перебора или подбора.
Например, дается система .
Можно легко подобрать значение х и у: х = 4; у = 3.
Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты не известно, но они имеются в книге Ньютона “Всеобщая арифметика”, которая была издана в 1707 году.
Далее следует фронтальная работа с классом с записью решения на доске. Решение задач повышенного уровня.
Требуется решить системы уравнений различными способами.
1.
Рассматриваются способы решения: подстановки, перебора, графический.
1 вариант – решают систему способом подстановки
2 вариант – решают систему перебором
3 вариант – решают систему графическим способом.
2.
Способы решения: подстановки, сложения (по вариантам).
- Где находит применение системы уравнений? (при решении задач). Повторяется схема решения задач с помощью систем уравнений.
Занимательные задачи.
Слайд № 8
1) Предлагается решить старинную задачу “Лошадь и мул”:
Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинаково с моей”.
Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько нес мул?
Разбирается решение задачи.
Пусть лошадь несла х мешков, а мул – у мешков. Если мул возьмет один мешок у лошади, то у него будет (у + 1), а у лошади останется (х – 1) мешков. Так как ноша у мула станет вдвое тяжелее, то составим уравнение 2(х – 1) = у + 1. Если лошадь снимет с мула один мешок, то у нее будет (х + 1), а у мула останется (у – 1) мешков. Так как ноша у них станет одинаковой, то получим уравнение х + 1 = у – 1. Составим и решим систему уравнений.
Слайды № 9, № 10
Система решается самостоятельно, затем осуществляется проверка по слайду.
Слайд № 11.
2) Внимание на следующий слайд
Слайд № 12
Сейчас вы увидите только часть решения некоторой задачи. Попробуйте по этой части сформулировать всю задачу.
Пусть стороны прямоугольника будут х и у см. Тогда имеем:
Ученики составляют задачу, решить предлагается дома.
Задача. Периметр прямоугольника равен 20 см, а одна из сторон больше другой на 4 см. Найдите стороны прямоугольника.
4. Итог урока.
Итак, ребята, мы заканчиваем изучение темы “Системы линейных уравнений”.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
- что нового вы узнали сегодня на уроке?
- чему научились?
(Выслушиваются ответы учащихся, выставляются оценки за урок)
- Домашнее задание.
- решить задачу № 2
- № 1134, № 1109 из задачника (авторы А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина,
Е. Е. Тульчинская)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: закрепление и углубление знаний и умений решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными; развитие мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной ситуации; воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе;
Легкая разминка. x + y = 8 2) x – y = 4 3) 4x + 2y = 6 как называются такие уравнения ? что является графиком линейного уравнения ? как построить график линейного уравнения ?
Легкая разминка. 1) x + y = 8 2) x – y = 4 3) 4x + 2y = 6 выразите из каждого уравнения переменные х через у и у через х : х = 8 – у у = 8 – х х = 4 + у у = х – 4 4х = 6 – 2у х = 1,5 – 0,5у 2у = 6 – 4х у = 3 – 2х
Легкая разминка. Разложите на множители многочлены : а) х² – 2х х² – 2х = х(х – 2) б) х² – 6х + 9 х² – 6х + 9 = (х – 3)² = (х – 3)(х – 3) в) х² – 4 х² – 4 = (х – 2)(х+2)
Легкая разминка. Разложите на множители многочлены : г) х³ – 8 х³ – 8 = (х – 2)(х² + 2х + 4) д) х² +4х + 4 х² +4х + 4 = (х + 2)² = (х + 2)(х + 2) е) х³ + 1 х³ + 1 = (х + 1)(х² - х + 1)
Легкая разминка. Решите уравнения : 1) (х – 1)(х + 2) = 0 2) х² = 4 3) 2х² = 18
Старинная задача. Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. «Чего ты жалуешься? - отвечал ей мул. -Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинакова с моей»
Старинная задача. Пусть лошадь несла х мешков, а мул – у мешков. Если мул возьмет один мешок у лошади, то у него будет (у + 1) мешков, а у лошади останется (х – 1) мешков. Так как ноша у мула станет вдвое тяжелее, то составим уравнение 2(х – 1) = у + 1. Если лошадь снимет с мула один мешок, то у нее будет (х + 1) мешков, а у мула останется (у – 1) мешков. Так как ноша у них станет одинаковой, то получим уравнение х + 1 = у – 1.
Старинная задача. Составим и решим систему уравнений.
Проверяем решение: Выразим переменную у из первого уравнения системы 2(х - 1) = у + 1 2х – 2 = у + 1 у = 2х – 2 – 1 у = 2х – 3 Подставим полученное выражение во второе уравнение х + 1 = у – 1 х + 1 = 2х – 3 – 1 х + 1 = 2х – 4 х – 2х = – 4 – 1 х = - 5 х = 5 Если х = 5, то у = 2*5 – 3 = 7 5 (м) – несла лошадь, 7 (м) – нес мул Ответ: 5 м, 7м.
Задача № 2. Пусть стороны прямоугольника будут х см и у см. Тогда имеем:
Домашнее задание: 1)решить задачу № 2 2)№ 1134, № 1109 из задачника (авторы А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
Открытый урок в 7 классе "Система двух линейных уравнений с двумя переменными, как математическая модель реальных ситуаций"
Урок открытый для молодых специалистов...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...
Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....