рабочая программа по математической логике
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Марченкова Александра Александровна

Рабочая программа представлена для реализации дисциплины "Математическая логика" для студентов СПО по специальности "Информационные системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mat.logika_26it_2014.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Общеобразовательной дисциплины: «Элементы математической логики»

Специальности:  230401 Информационные системы (по отраслям)

Москва

2014 год


Одобрена

Предметной (цикловой)

Комиссией естественнонаучных

дисциплин

Протокол № 1

от «29»  08  2014г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________/___________                         (подпись)                      (ИОФ)

 Федерального образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования      

230401 Информационные системы (по отраслям)

код, наименование профессии/специальности)

        

Заместитель директора по УМР                     _____________И.В. Бойцова

Руководитель структурного

подразделения по инновационно-методической работе

____________М. А. Аксиньева    (подпись)                      (ФИО)

Составитель (автор):_Марченкова А.А._преподаватель ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова___________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ)

Рецензенты: ___________________________________________________________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименованиеорганизации)

                      ___________________________________________________________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации)


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной

дисциплины _____________________________________

  1. Структура и содержание общеобразовательной

дисциплины _____________________________________

  1. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной

дисциплины _____________________________________

  1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной

дисциплины _____________________________________


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМАТЕМАТИКА

1. Область применения программы

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Математика» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Владеть основами предпринимательской деятельности.

ОК 12. Обладать экологической, информационной и коммуникативной культурой, базовыми умениями общения на иностранном языке.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины– требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: 

  • строить таблицы истинности для формул логики упрощать формулы логики;
  • представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту;
  • выполнять операции над множествами;
  • выполнять операции над предикатами, записывать области истинности предикатов, формализовать предложение с помощью логики предикатов;
  • исследовать бинарные отношения на заданные свойства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные принципы математической логики;
  • основные принципы теории множеств и теории алгоритмов;
  • формулы алгебры высказывания;
  • метод минимизации алгебраических преобразований;
  • основы языка и алгебры предикатов.

  1. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

Профильное изучение дисциплины достигается за счет: перераспределения учебных часов и выделение отдельных тем, указанных в п. 1.6, важных для специальности «Информационные системы (по отраслям», а также профильная составляющая отражена в выборе и содержания самостоятельной работы студента, при написании сообщений, составлении кроссвордов, анализа тем и т.д. с использованием знаний и умений формируемых при изучении других дисциплин, указанных в п. 1.3.

1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

     максимальная учебная нагрузка - __108 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - _72___ часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа - ____36_ часов.

  1. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине.

Увеличено количество часов на изучение темы «Множества» на 2 часа, за счет «резерва учебного времени»  на 2 часа, с целью более глубокого изучения и понимания дисциплины, используя свои знания и умения при решении задач повышенной сложности.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

лекции

60

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе

Работа с учебником

Презентации

Решение упражнений

12

12

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы математической логики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Множества

16

Тема 1.1

Основы теории множеств

Общие понятия теории множеств. Подмножества. Способы задания. Основные операции над множествами. Теоретико-множественные диаграммы.  Отношения. Бинарные отношения и их свойства. Элементы комбинаторики.

14

Практические занятия:

Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций и на подсчет количества элементов с использованием формулы количества элементов в объединении нескольких конечных множеств

2

2,3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Абстрактные законы операций над множествами.

Картежи и декартово произведение множеств.

Доказательства логических тождеств, диаграммы Эйлера при доказательстве тождеств.

8

2,3

Раздел 2.

Формулы логики

10

Тема 2.1.

Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности.

Понятие высказывания. Основные логические операции. Формулы логики. Таблицы истинности и методика её построения.

4

2

Тема 2.2.

Законы логики. Равносильные преобразования.

 Равносильные формулы. Законы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований.

4

2

Практические занятия:

Формализация высказывания.

Составление таблиц истинности для сложных высказываний.

Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.

2

2,3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Варианты импликации.

Решение задач прикладного характера.

5

2,3

Раздел 3.

Булевы функции

18

Тема 3.1.

Функции алгебры логики.

Понятие булевой функции , Способы задания. ДНФ, КНФ. Методика представления булевой функции в совершенных нормальных формах.

6

2

Тема 3.2.

Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина.

Операция двоичного сложения и её свойства. Многочлен Жегалкина. Методика представления булевой функции в виде многочлена Жегалкин.

4

2

Тема 3.3.

Основные классы функций. Полнота множества. Теореме Поста.

Понятие выражения одних булевых функций через другие. Проблема возможности выражения одних функций через другие. Основные классы функций. Теорема Поста. Функции Шеффера и функции Пирса.

4

2

Практические занятия:

Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ.

Представление булевой функции в виде совершенной КНФ.

Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M.

Проверка множества булевых функций на полноту.

4

2,3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Соответствие между гранями единичного N-мерного куба и элементарными произведениями.

Методика представления булевой функции (N≤ 3) в виде минимальной ДНФ графическим методом.

Проверка множества булевых функций на полноту.

9

2,3

Контрольная работа по теме «Булевы функции»

2

Раздел 4.

Предикаты

16

Тема 4.1.

Предикаты

Понятие предиката. Области определения и истинности предиката. Обычные логические операции над предикатами. Кванторные операции над предикатами. Понятие предикатной формулы; свободные и связанные переменные. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. Формализация предложений с помощью логики предикатов.

14

21

2

Практические занятия:

Определение логического значения  для высказываний .

Построение отрицаний к предикатам.

Формализация предложений с помощью логики предикатов

2

2,3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Представление предикатной формулы  виде ПНФ

2

2,3

Раздел 5.

Элементы теории алгоритмов

12

Тема 5.1.

Вычислимые функции и алгоритмы

Основные понятия. Свойства алгоритмов.  Простейшие функции. Рекурсивные функции.

4

2

Тема 5.2.

Нормальный алгоритм Маркова. Машина Тьюринга.

Основные определения. Алгоритм Маркова. Алгоритм Тьюринга. Формализация машины Тьюринга.

6

2

Практические занятия:

Представление функций в рекурсивной формуле.

Применение нормального алгоритма Маркова и его работа.

Работа машины Тьюринга.

2

2,3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Примитивно-рекурсивные предикаты.

Проблема слов в ассоциативном исчислении.

Тезис Черча-Тьюринга.

6

2,3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»

Оборудование учебного кабинета:

     - посадочные  места  по количеству обучающихся;

     - рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

     - наглядные пособия;

     - электронные учебные пособия.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор.

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень литературы

. Основные источники:

  1. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика М 2007г.-368с.
  2. Судоплатов С.В. , Овчинникова Е.В. Дискретная математика Инфра-М-  НГТУ, 2007г.-256с.

Дополнительные источники:

  1. Галушкина Ю.И., Марьямов А.Н. Конспект лекций по дискретной математики М ., 2008г.-176с.
  2. Канцедал С.А. Дискретная математика Форум, Инфра-М , 2011г.- 224с.
  3. Кочетков П.А. Введение в дискретную математику МГИУ., 2007г.-88с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формирующие компоненты

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

ОК1-ОК9,

ОК11-ОК12.

строить таблицы истинности для формул логики и упрощать формулы логики

Экспертная оценка защиты практических работ

Представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту

Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторных самостоятельных работ, контрольная работа

Выполнять операции над множествами

Экспертная оценка защиты практических работ

Выполнять операции над предикатами, записывать области истинности предикатов, формализовать предложения с помощью логики предикатов

Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторных самостоятельных работ

Знания:

Основные принципы математической логики

Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы, экспертная оценка при фронтальном опросе

Основы теории множеств

Экспертная оценка защиты практических работ

Теорию отображений и алгебру подстановок

Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы, экспертная оценка исследовательской работы

Основы алгебры предикатов

Экспертная оценка защиты практических работ, проверочная работа

Основы теории алгоритмов

Экспертная оценка защиты практических работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Программа курса математической логики

Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение же логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах

             Рабочая программа  факультатива создана на основе Федерального  государственного стандарта  начального общего образования 2009 г.,...

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах

Рабочая программа  факультатива создана на основе Федерального  государственного стандарта  начального общего образования 2009 г.,  Примерных программ внеурочной деятельности начал...

Программа курса математической логики – 8 класс.

Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение же логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы ...