рабочая программа по математической логике
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа представлена для реализации дисциплины "Математическая логика" для студентов СПО по специальности "Информационные системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mat.logika_26it_2014.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной дисциплины: «Элементы математической логики»
Специальности: 230401 Информационные системы (по отраслям)
Москва
2014 год
Одобрена Предметной (цикловой) Комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 от «29» 08 2014г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________/___________ (подпись) (ИОФ) | Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям) код, наименование профессии/специальности)
Заместитель директора по УМР _____________И.В. Бойцова |
Руководитель структурного подразделения по инновационно-методической работе ____________М. А. Аксиньева (подпись) (ФИО) |
Составитель (автор):_Марченкова А.А._преподаватель ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова___________
(ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ)
Рецензенты: ___________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, звание, должность, наименованиеорганизации)
___________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Паспорт рабочей программы общеобразовательной
дисциплины _____________________________________
- Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины _____________________________________
- Условия реализации рабочей программы общеобразовательной
дисциплины _____________________________________
- Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины _____________________________________
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМАТЕМАТИКА
1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Математика» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Владеть основами предпринимательской деятельности.
ОК 12. Обладать экологической, информационной и коммуникативной культурой, базовыми умениями общения на иностранном языке.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины– требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь:
- строить таблицы истинности для формул логики упрощать формулы логики;
- представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту;
- выполнять операции над множествами;
- выполнять операции над предикатами, записывать области истинности предикатов, формализовать предложение с помощью логики предикатов;
- исследовать бинарные отношения на заданные свойства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы математической логики;
- основные принципы теории множеств и теории алгоритмов;
- формулы алгебры высказывания;
- метод минимизации алгебраических преобразований;
- основы языка и алгебры предикатов.
- Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины достигается за счет: перераспределения учебных часов и выделение отдельных тем, указанных в п. 1.6, важных для специальности «Информационные системы (по отраслям», а также профильная составляющая отражена в выборе и содержания самостоятельной работы студента, при написании сообщений, составлении кроссвордов, анализа тем и т.д. с использованием знаний и умений формируемых при изучении других дисциплин, указанных в п. 1.3.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка - __108 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - _72___ часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа - ____36_ часов.
- Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине.
Увеличено количество часов на изучение темы «Множества» на 2 часа, за счет «резерва учебного времени» на 2 часа, с целью более глубокого изучения и понимания дисциплины, используя свои знания и умения при решении задач повышенной сложности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лекции | 60 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе Работа с учебником Презентации Решение упражнений | 12 12 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы математической логики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Множества | 16 | ||
Тема 1.1 | Основы теории множеств | Общие понятия теории множеств. Подмножества. Способы задания. Основные операции над множествами. Теоретико-множественные диаграммы. Отношения. Бинарные отношения и их свойства. Элементы комбинаторики. | 14 | |
Практические занятия: Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций и на подсчет количества элементов с использованием формулы количества элементов в объединении нескольких конечных множеств | 2 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Абстрактные законы операций над множествами. Картежи и декартово произведение множеств. Доказательства логических тождеств, диаграммы Эйлера при доказательстве тождеств. | 8 | 2,3 | ||
Раздел 2. | Формулы логики | 10 | ||
Тема 2.1. | Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности. | Понятие высказывания. Основные логические операции. Формулы логики. Таблицы истинности и методика её построения. | 4 | 2 |
Тема 2.2. | Законы логики. Равносильные преобразования. | Равносильные формулы. Законы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований. | 4 | 2 |
Практические занятия: Формализация высказывания. Составление таблиц истинности для сложных высказываний. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований. | 2 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Варианты импликации. Решение задач прикладного характера. | 5 | 2,3 | ||
Раздел 3. | Булевы функции | 18 | ||
Тема 3.1. | Функции алгебры логики. | Понятие булевой функции , Способы задания. ДНФ, КНФ. Методика представления булевой функции в совершенных нормальных формах. | 6 | 2 |
Тема 3.2. | Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина. | Операция двоичного сложения и её свойства. Многочлен Жегалкина. Методика представления булевой функции в виде многочлена Жегалкин. | 4 | 2 |
Тема 3.3. | Основные классы функций. Полнота множества. Теореме Поста. | Понятие выражения одних булевых функций через другие. Проблема возможности выражения одних функций через другие. Основные классы функций. Теорема Поста. Функции Шеффера и функции Пирса. | 4 | 2 |
Практические занятия: Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ. Представление булевой функции в виде совершенной КНФ. Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M. Проверка множества булевых функций на полноту. | 4 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Соответствие между гранями единичного N-мерного куба и элементарными произведениями. Методика представления булевой функции (N≤ 3) в виде минимальной ДНФ графическим методом. Проверка множества булевых функций на полноту. | 9 | 2,3 | ||
Контрольная работа по теме «Булевы функции» | 2 | |||
Раздел 4. | Предикаты | 16 | ||
Тема 4.1. | Предикаты | Понятие предиката. Области определения и истинности предиката. Обычные логические операции над предикатами. Кванторные операции над предикатами. Понятие предикатной формулы; свободные и связанные переменные. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. Формализация предложений с помощью логики предикатов. | 14 | 21 2 |
Практические занятия: Определение логического значения для высказываний . Построение отрицаний к предикатам. Формализация предложений с помощью логики предикатов | 2 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Представление предикатной формулы виде ПНФ | 2 | 2,3 | ||
Раздел 5. | Элементы теории алгоритмов | 12 | ||
Тема 5.1. | Вычислимые функции и алгоритмы | Основные понятия. Свойства алгоритмов. Простейшие функции. Рекурсивные функции. | 4 | 2 |
Тема 5.2. | Нормальный алгоритм Маркова. Машина Тьюринга. | Основные определения. Алгоритм Маркова. Алгоритм Тьюринга. Формализация машины Тьюринга. | 6 | 2 |
Практические занятия: Представление функций в рекурсивной формуле. Применение нормального алгоритма Маркова и его работа. Работа машины Тьюринга. | 2 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Примитивно-рекурсивные предикаты. Проблема слов в ассоциативном исчислении. Тезис Черча-Тьюринга. | 6 | 2,3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия;
- электронные учебные пособия.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень литературы
. Основные источники:
- Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика М 2007г.-368с.
- Судоплатов С.В. , Овчинникова Е.В. Дискретная математика Инфра-М- НГТУ, 2007г.-256с.
Дополнительные источники:
- Галушкина Ю.И., Марьямов А.Н. Конспект лекций по дискретной математики М ., 2008г.-176с.
- Канцедал С.А. Дискретная математика Форум, Инфра-М , 2011г.- 224с.
- Кочетков П.А. Введение в дискретную математику МГИУ., 2007г.-88с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формирующие компоненты | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК1-ОК9, ОК11-ОК12. | |
строить таблицы истинности для формул логики и упрощать формулы логики | Экспертная оценка защиты практических работ | |
Представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту | Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторных самостоятельных работ, контрольная работа | |
Выполнять операции над множествами | Экспертная оценка защиты практических работ | |
Выполнять операции над предикатами, записывать области истинности предикатов, формализовать предложения с помощью логики предикатов | Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторных самостоятельных работ | |
Знания: | ||
Основные принципы математической логики | Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы, экспертная оценка при фронтальном опросе | |
Основы теории множеств | Экспертная оценка защиты практических работ | |
Теорию отображений и алгебру подстановок | Экспертная оценка защиты практических работ, экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы, экспертная оценка исследовательской работы | |
Основы алгебры предикатов | Экспертная оценка защиты практических работ, проверочная работа | |
Основы теории алгоритмов | Экспертная оценка защиты практических работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Программа курса математической логики
Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение же логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах
Рабочая программа факультатива создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г.,...
Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика
Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах
Рабочая программа факультатива создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начал...
Программа курса математической логики – 8 класс.
Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение же логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы ...