Задачи с модулями и с параметрами
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся в заданиях ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.
Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для 11 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии. Курс рассчитан на 17 часов.
Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_el_k_m11.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с Русский Байтуган
м.р. Камышлинский Самарской области
Элективный курс по математике в 11 классе
«Задачи с модулями и с параметрами»
Учитель математики: Сафина Р.М.
Пояснительная записка
Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся в заданиях ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.
Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для 11 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии. Курс рассчитан на 17 часов.
Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы.
Цели курса:
- сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
- способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, к вступительному экзамену по математике. перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому, научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.
Задачи курса:
Образовательные:
- формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Развивающие:
- выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;
- как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;
- воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем; функций в задачах с параметрами.
должны уметь:
- уметь решать любые уравнения, неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать уравнения, неравенства с параметром;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | |
Решение задач с модулем (6 часов) | ||||
1 | Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Уравнения, содержащие абсолютную величину. | 1 | Лекция. | |
2 | Неравенства, содержащие абсолютную величину. | 1 | Беседа | |
3 | Графики функций. Построение графиков функций, связанных с модулем. | 1 | Практическая работа | |
4 - 5 | Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. | 2 | Сам. работа | |
6 | Контрольное тестирование | 1 | Тестирование | |
Решение задач с параметрами (6 часов) | ||||
7 | Понятие параметра. | 1 | Беседа | |
8 | Уравнения с параметрами. Общий метод решения уравнений с параметрами. | 1 | Лекция | |
9 | Неравенства с параметрами. | 1 | Лекция | |
10-11 | Количество корней в зависимости от значений параметров. | 2 | Беседа | |
12 | Контрольное тестирование Викторина «Кто хочет стать отличником» | 1 | Тестирование | |
Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры (5 часов) | ||||
13 | Графические и аналитические методы. Классификация задач. | 1 | Лекция | |
14 | Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. | 1 | Лекция | |
15-16 | Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. | 2 | Решение задач | |
17 | Итоговое тестирование | 1 | Тест |
Тематическое планирование курса
Учитель _________ Сафина Р.М.
Литература:
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. «Практикум по решению математических задач», М.: «Просвещение», 2008г.
- Ястрибинецкий Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
- Рязановский А.Р. «Алгебра и начала анализа: 500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы», М., «Дрофа», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...
Элективный курс по математике в 9 классе "Задачи с модулем и параметром"
Программа составлена из двух блоков и расчитана на 35 часов (1 час в неделю)...
рабочая программа курса по выбору "Решение задач с модулем и параметром""
Содержит характеристику курса и учебно- тематическое планирование...