Технологическая карта урока Алгебры в 7 классе
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Тема: "Решение систем линейных уравнений с двумя переменными" (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnol._karta_matem.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель математики МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Мегиона, Иванова Наталья Валентиновна

Учебный предмет: алгебра

Класс: 7

Тема урока: Решение систем линейных уравнений с двумя переменными.

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные: 

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания, приведения к стандартному виду и решения систем линейных уравнений (познавательные УУД);

- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение систем линейных уравнений различного вида (познавательные УУД).

развивающие: 

- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемых на уроке приемов учебной деятельности, как ценности.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

(коммуникативные)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Обращается к учащимся со словами:

Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда.

Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при решении систем уравнений. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

Слушают и 

оценивают предложение

учителя,

определяют смысл

предстоящего поиска.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. 

(личностные) 

3.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы, в частности приемов решения текстовых задач.

Определяют, что предстоит:

  •  Запомнить (основные виды систем уравнения и способы их приведения к стандартному виду) и
  • Уметь (определять вид предложенной системы уравнений и приводить его к стандартному виду).

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

4.

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить:

стандартный вид системы уравнений; основные правила тождественного преобразования математических выражений.

Актуализируют необходимые установки,

Сравнивают /…/,

Вспоминают /…/,

Аргументируют (объясняют) /…/.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

5.

Изучение нового материала

Исследовательский метод

1. Организует высказывание учащимися предположений в отношении того, что и как исследовать.

Предлагают: 

  • рассмотреть тексты заданий с системами уравнений различного вида;
  • обеспечить условие, что способы их приведения к стандартному виду могут быть типичными.
  • использовать возможности свободного обмена мнениями и работы в группах.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные).

2. Представляет затребованное учащимися множество систем:

  1.  
  2.        
  3.              
  4.      

3. Помогает учащимся разделиться по группам, уточняет регламент совместной работы.

4. Уточняет поставленную задачу: самостоятельно открыть один из приемов организации учебного труда, применяемых при решении систем уравнений.

5. Принимает предложение учащихся использовать при ее решении стандартный вид системы уравнений и основные правила тождественных преобразований, позволяющих свести  к нему систему линейных уравнений.

6. Оценивает и корректирует выполняемые учащимися преобразования, помогает обобщить полученные результаты.

1. Определяют стандартный вид системы уравнения, к которому может быть сведена предложенная учащимся система уравнений:

2. Выполняют тождественные преобразования уравнений, устанавливают сопутствующие им закономерности:

  •  в уравнениях  первой системы раскрывают скобки, приводят подобные слагаемые, группируют одночлены с переменной x и y – слева от знака равенства, а числа – справа;
  •  в первом уравнении второй системы – избавляются от знаменателей умножением всего уравнения на 12, а во втором уравнении – слагаемое с y переносят влево;
  •  соответствующие преобразования выполняют с другими системами уравнений (3-4 типа);
  •  приводят системы к стандартному виду.

3.Выявляют закономерности.

4. Систематизируют выявленные закономерности в преобразовании систем уравнений, представляют их в виде инструкции.

(см. Приложение 1.)

5. Презентуют содержание инструкции /…/.

Самостоятельное решения учебной проблемы на основе выявления способов преобразования новой задачи в ранее освоенную.

(регулятивные)

6.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание: привести предложенные на экране системы уравнений (1-4-го типа) к стандартному виду, решение занести в тетради.

  1.   2.
  1.               4.

Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.

Выполняют задания в тетрадях. При необходимости обращаются за помощью. Сравнивают полученный ответ с ответом на экране.

Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 (регулятивные)

7.

Завершающий контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание: выполнить тестовые задания №1-4, указать на листочках правильные ответы.

(см. Приложение 2.)

Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные

Приложение 1

Инструкция порядка действий по приведению систем линейных уравнений к стандартному виду.

Инструкция к 1типу систем:

Инструкция к 2типу систем:

Инструкция к 3типу систем:

Инструкция к 4типу систем:

  1. Раскрыть скобки.
  2. Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа.
  3. Привести подобные слагаемые.
  4. Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  1. Избавиться от знаменателя умножением уравнения на НОК знаменателей.
  2. Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа.
  3. Привести подобные слагаемые (если необходимо).
  4. Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  1. Вынести коэффициент за дробь.
  2. Ввести 2 новые переменные, обозначив ими  и .
  3. Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа.
  4. Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  1. Избавиться от любой переменной (способом попарного сложения уравнений или способом подстановки).
  2. Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа.
  3. Привести подобные слагаемые (если необходимо).
  4. Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.

Приложение 2

Тест для этапа завершающего контроля.

  1. Системой линейных уравнений с двумя переменными является система:
  1.      б.    в.
  1. Выберите систему линейных уравнений стандартного вида:
  1.     б.    в.
  1. Из предложенных систем выберите ту, которую можно преобразовать по инструкции:
  • Вынести коэффициент за дробь.
  • Ввести 2 новые переменные, обозначив ими  и .
  • Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа.
  • Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  1.    б.     в.
  1. Для приведения системы линейных уравнений  к стандартному виду выберите нужную инструкцию:
  1. Избавиться от любой переменной (способом попарного сложения уравнений или способом подстановки). Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа. Привести подобные слагаемые (если необходимо). Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  2. Вынести коэффициент за дробь. Ввести 2 новые переменные, обозначив ими  и . Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа. Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.
  3. Избавиться от знаменателя умножением уравнения на НОК знаменателей. Собрать слагаемые с переменными слева, числа справа. Привести подобные слагаемые (если необходимо). Слагаемые с одинаковыми переменными - друг под другом.

Ответы к рабочим системам:

   

   

   

   

Ответы систем в этапе закрепления:

 или

___________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

Технологическая карта урока алгебры 8 классе

«Решение задач с помощью рациональных уравнений» 8 класс с элементами подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...

технологическая карта урока алгебры 8 класс

Технологическая карта урока алгебры по теме " Сложение алгебраических дробей с разными знаменателями" 8 класс...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Многочлены"

Технологическая карта урока алгебры по теме "Многочлены". Урок открытия нового знания....

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...