Рабочая программа учебного предмета «Математика» 9 класс
учебно-методический материал по алгебре по теме
Тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебниками
Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4 -е изд., с испр. – М. : Просвещение, 2009.
Геометрия, 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18 -е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9a_klass_matematika.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Даровской Кировской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании школьного Зам. директора по УВР Директор школы
методического объединения ________/Боброва В. В./ ______/Поздина В.А./
«__»___________20___г. «___»_________20___г. «__»_______20__г.
Руководитель ШМО
____________/Жилина Т.В./
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
9 класс, базовый уровень
Составитель: учитель математики Дудина Татьяна Владимировна, I квалификационная категория
пгт Даровской
2014 -2015 уч. год
Пояснительная записка.
Предмет «Математика» состоит из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Изучение блочное по темам.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования
- авторского тематического планирования учебного материала, помещенного в книге «Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008
- авторского тематического планирования учебного материала, помещенного в книге «Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
- базисного учебного плана
Уровень базовый
Цели
Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры, понимание значимости математики для научно-технического процесса.
В ходе преподавания математики в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебниками Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4 -е изд.,
с испр. – М. : Просвещение, 2009.
Геометрия, 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18 -е изд. – М. : Просвещение, 2008.
В тематическом и поурочном планировании курсивом выделены темы, которые рассматриваются на уроке, но не выносятся на контроль.
Основное содержание
Неравенства
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Этапы развития представления о числе. Повторение терминов. Понятие об иррациональном числе. Иррациональные числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Округление действительных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной. Решение неравенства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Прикидка и оценка результатов вычислений. Точность приближения относительная точность. Составления неравенств и их систем по условию задач.
Основная цель – познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Векторы. Метод координат .
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, вычитание. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Средняя линия трапеции.
Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Квадратичная функция
Квадратичная функция y=ax2+bx+с и ее график (парабола). Параллельный перенос графика функции у=ах2 вдоль осей координат и симметрия относительно осей. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Свойства квадратичной функции: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значение функции, нули функции, сохранение знака на промежутке, график функции.
Квадратные неравенства. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Основная цель – познакомить учащихся с квадратичной функцией как математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0° до 180°, приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Формула, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, формула Герона. Теорема косинусов, теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Уравнения и системы уравнений
Алгебраические (рациональные) выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Вычисление значение алгебраических выражений. Тождество. Доказательство тождеств. Решение рациональных уравнений: целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения уравнений высших степеней; метод замены переменной, разложения на множители. Примеры уравнений с несколькими неизвестными. Примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений. Решение системы. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Методы подставки и алгебраического сложения. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Решение текстовых задач алгебраическим способом. Переход от словесной формулировке соотношении между величинами к алгебраической.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
Длина окружности и площадь круга Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Построение правильных многоугольников. Длина окружности, число π, длина дуги. Площадь круга. Сектор, сегмент. Площадь сектора.
Основная цель – расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего (n-го) члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы n первых нескольких членов, арифметической и геометрической прогрессии. Простые и сложные проценты.
Основная цель – расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движения фигур. Осевая и центральная симметрии. Понятие о гомотетии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Статистические исследования
Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель – сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде. Примеры сечений. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Примеры разверток. Формулы для вычисления площадей поверхности и объемов цилиндра, конуса, шара, сферы.
Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Постулат Евклида и его история.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Повторение курса математики 9 класса. Решение задач.
Тематическое планирование материала по блокам
№ блока | Тема | Кол часов |
1 | Неравенства | 26 |
2 | Векторы. Метод координат | 20 |
3 | Квадратичная функция | 27 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 12 |
5 | Уравнения и системы уравнений | 34 |
6 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
7 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 24 |
8 | Движения | 8 |
9 | Статистические исследования | 9 |
10 | Начальные сведения из стереометрии | 7 |
11 | Об аксиомах геометрии | 2 |
12 | Повторение курса математики 9 класса. Решение задач | 23 |
Календарно-тематическое планирование
6 часов в неделю, всего 204 часа
Содержание материала, пункты | Кол-во часов | |
Глава 1. Неравенства. | 26 | |
1. | Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Этапы развития представления о числе | 1 |
2 | Повторение терминов: понятие об иррациональном числе, иррациональность числа | 1 |
3 | Десятичные приближения иррациональных чисел. Округление действительных чисел | 1 |
4 | Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними | 1 |
5 - 7 | Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых неравенств | 3 |
8 - 12 | Неравенства с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства и их системы. | 5 |
13 - 16 | Решение систем линейных неравенств | 4 |
17 - 20 | Доказательство алгебраических неравенств | 4 |
21 - 24 | Что означают слова «с точностью до …» Прикидка и оценка результатов вычислений. Точность приближения, относительная точность | 4 |
25 | Обобщающий урок по теме «Неравенства» | 1 |
26 | Зачет по теме «Неравенства» | 1 |
Глава 9. Векторы | 11 | |
27 - 28 | Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов п.76 – 78 | 2 |
29 - 32 | Операции над векторами. Сложение и вычитание векторов п. 79 – 82 | 4 |
33 | Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Применение векторов к решении задач п. 83 – 84 | 1 |
34 - 35 | Применение векторов к решении задач п. 83 – 84 | 2 |
36 | Средняя линия трапеции п. 85 | 1 |
37 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 |
Глава 10. Метод координат | 9 | |
38 | Координаты вектора п. 86 – 87 | 1 |
39 - 40 | Простейшие задачи в координатах п. 88 – 89 | 2 |
41 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности п. 90 – 91 | 1 |
42 | Уравнение прямой п. 92. | 1 |
43 | Уравнения окружности и прямой. | 1 |
44 - 45 | Применение векторов и координат при решении задач | 2 |
46 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат» | 1 |
Глава 2. Квадратичная функция | 27 | |
47 - 51 | Какую функцию называют квадратичной | 5 |
52 - 55 | График и свойства функции у = ах2 | 4 |
56 - 60 | Сдвиг графика функции у = ах2 вдоль осей координат. Параллельный перенос и симметрия относительно осей. | 5 |
61 - 65 | График функции у = ах2+вх +с. Координаты вершины параболы. Ось симметрии. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение | 5 |
66 - 72 | Квадратные неравенства. Решение неравенств с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств | 7 |
73 | Зачет по теме «Квадратичная функция» | 1 |
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | |
74 - 76 | Анализ зачета. Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0° до 180°, приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла п. 93 – 95 | 3 |
77 | Формула, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними п. 96 | 1 |
78 | Теорема синусов и теорема косинусов. п. 97. 98 | 1 |
79 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение треугольников | 1 |
80 | Решение треугольников. Измерительные работы на местности п. 99, 100 | 1 |
81 – 82 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его применение при решении задач п. 101 – 104 | 2 |
83 - 84 | Решение задач | 2 |
85 | Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
Глава 3. Уравнения и системы уравнений | 34 | |
86 - 88 | Рациональные выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. | 3 |
89 - 90 | Тождество. Доказательство тождеств. | 2 |
91 | Рациональные выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество. Доказательство тождеств. | 1 |
92 | Решение рациональных уравнений. Целые уравнения с одной переменной | 1 |
93 - 94 | Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители | 2 |
95 - 99 | Дробные уравнения с одной переменной. | 5 |
100 -104 | Решение текстовых задач алгебраическим способом | 5 |
105 | Зачет по теме «Рациональные выражения. Уравнения» | 1 |
106 - 111 | Системы нелинейных уравнений с двумя переменными | 6 |
112 - 115 | Решение текстовых задач алгебраическим способом. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической | 4 |
116 - 118 | Графическое исследование уравнений. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем. | 3 |
119 | Зачет по теме «Системы уравнений» | 1 |
Глава 12. Длина окружности и площадь круга | 12 | |
120 - 121 | Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника п. 105 - 107 | 2 |
122 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности п. 108 | 1 |
123 | Построение правильных многоугольников п. 109 | 1 |
124 – 125 | Длина окружности, число π, длина дуги п. 110 | 2 |
126 – 127 | Площадь круга. Сектор, сегмент. Площадь сектора п. 111, 112 | 2 |
128 – 130 | Решение задач | 3 |
131 | Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 24 | |
132 - 134 | Понятие числовой последовательности | 3 |
135 - 138 | Арифметическая прогрессия. Формула общего n-го члена арифметической прогрессии. | 4 |
139 - 142 | Сумма первых п членов арифметической прогрессии | 4 |
143 - 147 | Геометрическая прогрессия. Формула общего n-го члена геометрической прогрессии | 5 |
148- 150 | Сумма первых п членов геометрической прогрессии | 3 |
151 - 154 | Простые и сложные проценты | 4 |
155 | Зачет по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» | 1 |
Глава 13. Движения | 8 | |
156 - 158 | Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движения фигур. Осевая и центральная симметрии. Понятие о гомотетии п. 113, 114 | 3 |
159 - 161 | Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения п. 115 - 117 | 3 |
162 | Решение задач | 1 |
163 | Контрольная работа № 4 по теме «Движения» | 1 |
Глава 5. Статистические исследования | 9 | |
164 - 166 | Выборочные исследования. Генеральная совокупность и выборка. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Ранжирование данных. Полигон частот. | 3 |
167 - 168 | Удобно ли расположена школа. Интервальный ряд. Гистограмма. | 2 |
169 - 170 | Характеристики разброса. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение. | 2 |
171 - 172 | Куда пойти работать. Статистическое оценивание и прогноз. | 2 |
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии | 7 | |
173 | Предмет стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах. Многогранники. Призма. п. 118 – 121 | 1 |
174 | Параллелепипед. Куб. Примеры сечений. | 1 |
175 | Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы. | 1 |
176 | Пирамида. Объем пирамиды. | 1 |
177 | Тела и поверхности вращения. Цилиндр. Развертка боковой поверхности. Формулы для вычисления площади поверхности и объема цилиндра. | 1 |
178 | Конус. Боковая поверхность конуса. Формулы для вычисления площади боковой поверхности и объема конуса. | 1 |
179 | Сфера и шар. Формулы для вычисления площади сферы и объема шара. | 1 |
180 – 181 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
182 – 204 | Повторение. Решение задач | 23 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен
Знать/ понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
∙ вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
∙ каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
∙ смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функций по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угла между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случая;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Литература
1. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –4-е изд., с испр. – М. : Просвещение, 2009.
2. Математика: 9 класс: книга для учителя (С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, А. П. Карп – М. Просвещение, 2006-2009)
3. Евстафьева Л. П. Математика: дидактические материалы для 9 класса (Л. П. Евстафьева, А. П. Карп – М. Просвещение, 2006-2008)
4. Задание по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе (Л. И. Звавич, Д. И. Аверьянов, Б. П. Гигарев, Т. Н. Трушанина – М.: Просвещение, 1999-2009)
5. Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе (Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. М. Бунимович и др. – М.: Просвещение 2009)
6. Ященко И. В., Семенов А. В., Захаров П. И. Подготовка к экзамену по математике ГИА ( в 2011 году. Методические рекомендации. – М.: МЦНМО, 2011.
7. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 69, [27]с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
8. Кочагин В. В. ГИА 2011. Алгебра : сборник заданий : 9 класс / в. В. Кочагин, М. Н. Кочагина. – М. : Эксмо, 2010. – 304 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Сборник заданий).
9. Авторы-составители: Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011 / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 128 с.
10. Алгебра. Типовые тестовые задания: 9 класс / Сост. А. Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2010. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация).
11. Корешкова Т. А. ГИА 2011. Алгебра : тренировочные задания: 9 класс / Т. А. Корешкова, В. В. Мирошин, Н. В. Шевелева. – М. : Эксмо, 2010. – 64 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Тренировочные задания).
12. «Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008
13. Геометрия, 7 – 9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2008
14. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М. : Просвещение, 2008
15. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. /Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение , 2007.
16. Изучение геометрии в 7, 8, 9, классах: метод. Рекомендации: кн. для учителя/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазкови др.]. – М.: Просвещение, 2006.
17. Зив Б.Г. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов /Б.Г. Зив, В. М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение , 2006.
18. Блинков А,Д, Геометрия: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл./А.Д. Блинков, Т.М. Мищенко. – М.: Просвещение, 2006 – 2008.
19. Геометрия: сб. задач для проведения экзамена в 9 и 11 кл./Д.И. Аверьянов, Л.И. Звавич, Б.П. Пигарев, А.Р. Рязановский -/М.: Просвещение, 2005 – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 6 класса
Рабочая программа учебного предмета «математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, концепц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 7 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 8 класс...
Рабочая программа предмета "Математика" 6 класс
Изучение математики в 6 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе из...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 6 КЛАССА
Данная программа соответствует всем требованиям ФГОС, включает в себя пояснительную записку, предметные результаты, календарно-тематическое планирование.Программа расчитана на 6 часов в неделю, 204 ча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя программу по алгебре 7-9 классы (учебник Ю. Н. Макарычев) и по геометрии (учебник Л. С. Атанасян). Расчитана на 4часа в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...