Рабочая программа учебного предмета «Математика» 9 класс
учебно-методический материал по алгебре по теме

Дудина Татьяна Владимировна

Тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебниками

Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев,  С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович  и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева;  Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4 -е изд., с испр. – М. : Просвещение, 2009.

Геометрия, 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18 -е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9a_klass_matematika.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  пгт Даровской Кировской области

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДАЮ

На    заседании    школьного        Зам. директора по УВР                Директор школы

методического объединения        ________/Боброва В. В./                ______/Поздина В.А./

«__»___________20___г.                «___»_________20___г.                «__»_______20__г.

Руководитель ШМО

____________/Жилина Т.В./

Рабочая программа  учебного предмета

«Математика»

9 класс, базовый уровень

Составитель: учитель математики Дудина Татьяна Владимировна,   I квалификационная категория

                                                

пгт Даровской

2014 -2015 уч. год


Пояснительная записка.

Предмет «Математика» состоит из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Изучение блочное по темам.

 Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования
  •  авторского тематического планирования учебного материала, помещенного в книге «Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008
  • авторского тематического планирования учебного материала, помещенного в книге «Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
  • базисного учебного плана

Уровень базовый

Цели

Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры, понимание значимости математики для научно-технического процесса.

В ходе преподавания математики в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебниками Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев,  С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович  и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева;  Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4 -е изд.,

с испр. – М. : Просвещение, 2009.

Геометрия, 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18 -е изд. – М. : Просвещение, 2008.

В тематическом и поурочном планировании курсивом выделены темы, которые рассматриваются на уроке, но не выносятся на контроль.

Основное содержание

Неравенства

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Этапы развития представления о числе. Повторение терминов. Понятие об иррациональном числе. Иррациональные числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Округление действительных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними.  Числовые неравенства и их свойства.    Неравенства с одной переменной. Решение неравенства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и  их системы. Прикидка и оценка результатов вычислений. Точность приближения относительная точность. Составления неравенств и их систем по условию задач.

Основная цель – познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Векторы. Метод координат .

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора.  Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, вычитание. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Средняя линия трапеции.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Квадратичная функция 

Квадратичная функция y=ax2+bx+с и ее график (парабола). Параллельный перенос графика функции  у=ах2 вдоль осей координат и симметрия относительно осей.  Координаты вершины параболы, ось симметрии. Свойства квадратичной функции: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значение функции, нули функции, сохранение знака на промежутке,  график функции.

  Квадратные неравенства. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств.

Основная цель – познакомить учащихся с квадратичной функцией как математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0° до 180°, приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Формула, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, формула Герона. Теорема косинусов, теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Уравнения и системы уравнений 

Алгебраические (рациональные) выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Вычисление значение алгебраических выражений. Тождество. Доказательство тождеств. Решение рациональных уравнений:    целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения уравнений высших степеней; метод замены переменной, разложения на множители. Примеры уравнений с несколькими неизвестными. Примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений. Решение системы. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Методы подставки и алгебраического сложения. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.

Решение текстовых задач алгебраическим способом. Переход от словесной формулировке соотношении между величинами к алгебраической.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.

 Длина окружности и площадь круга Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Построение правильных многоугольников. Длина окружности, число π, длина дуги. Площадь круга. Сектор, сегмент. Площадь сектора.

Основная цель – расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Арифметическая и геометрическая прогрессии 

Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего (n-го) члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы n первых нескольких членов, арифметической и геометрической прогрессии. Простые и сложные проценты.

Основная цель – расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты. 

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движения фигур. Осевая и центральная симметрии. Понятие о гомотетии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Статистические исследования 

 Понятие о статистическом выводе на основе выборки.  Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.

Основная цель – сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.

Начальные сведения из стереометрии 

Предмет стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде. Примеры сечений. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Примеры разверток. Формулы для вычисления площадей поверхности и объемов цилиндра, конуса, шара, сферы.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Об аксиомах геометрии 

Беседа об аксиомах геометрии. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Постулат Евклида и его история.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

Повторение курса математики 9 класса. Решение задач.

Тематическое планирование материала по блокам

блока

Тема

Кол часов

1

Неравенства

26

2

Векторы. Метод координат

20

3

Квадратичная функция

27

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

12

5

Уравнения  и системы уравнений

34

6

Длина окружности и площадь круга

12

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

24

8

Движения

8

9

Статистические исследования

9

10

Начальные сведения из стереометрии

7

11

Об аксиомах геометрии

2

12

Повторение курса математики 9 класса. Решение задач

23

Календарно-тематическое планирование

6 часов  в неделю, всего 204 часа

Содержание материала, пункты

Кол-во

часов

Глава 1.  Неравенства.

26

1.

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Этапы развития представления о числе

1

2

Повторение терминов: понятие об иррациональном числе, иррациональность числа

1

3

Десятичные приближения иррациональных чисел. Округление действительных чисел

1

4

Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними

1

5 - 7

Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых неравенств

3

8 - 12

Неравенства с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства и их системы.

5

13 - 16

Решение систем линейных неравенств

4

17 - 20

Доказательство алгебраических неравенств

4

21 - 24

Что означают слова «с точностью до …» Прикидка и оценка результатов вычислений. Точность приближения, относительная точность

4

25

Обобщающий урок по теме «Неравенства»

1

26

Зачет по теме «Неравенства»

1

Глава 9. Векторы

11

27 - 28

Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов п.76 – 78

2

29 - 32

Операции над векторами. Сложение и вычитание векторов п. 79 – 82

4

33

Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Применение векторов к решении задач п. 83 – 84  

1

34 - 35

Применение векторов к решении задач п. 83 – 84  

2

36

Средняя линия трапеции п. 85

1

37

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

Глава 10. Метод координат

9

38

Координаты вектора п. 86 – 87

1

39 - 40

Простейшие задачи в координатах п. 88 – 89

2

41

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности

п. 90 – 91

1

42

Уравнение прямой п. 92.

1

43

Уравнения окружности и прямой.

1

44 - 45

Применение векторов и координат при решении задач

2

46

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

1

Глава 2. Квадратичная функция

27

47 - 51

Какую функцию называют квадратичной

5

52 - 55

График и свойства функции у = ах2

4

56 - 60

Сдвиг графика функции у = ах2 вдоль осей координат. Параллельный перенос и симметрия относительно осей.

5

61 - 65

График функции у = ах2+вх +с. Координаты вершины параболы. Ось симметрии. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение

5

66 - 72

Квадратные неравенства. Решение неравенств с одной переменной. Примеры решения дробно-линейных неравенств

7

73

Зачет по теме «Квадратичная функция»

1

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

74 - 76

Анализ зачета. Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0° до 180°, приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла п. 93 – 95

3

77

Формула, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними п. 96

1

78

Теорема синусов и теорема косинусов. п. 97. 98

1

79

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение треугольников

1

80

Решение треугольников. Измерительные работы на местности п. 99, 100

1

81 – 82  

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его применение при решении задач п. 101 – 104

2

83 - 84

Решение задач

2

85

Контрольная работа  по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Глава 3. Уравнения и системы уравнений

34

86 - 88

Рациональные выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.

3

89 - 90

Тождество. Доказательство тождеств.

2

91

Рациональные выражения и их преобразования. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество. Доказательство тождеств.

1

92

Решение рациональных уравнений. Целые уравнения с одной переменной

1

93 - 94

Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители

2

95 - 99

Дробные уравнения с одной переменной.

5

100 -104

Решение текстовых задач алгебраическим способом

5

105

Зачет по теме «Рациональные выражения. Уравнения»

1

106 - 111

Системы нелинейных уравнений с двумя переменными

6

112 - 115

Решение текстовых задач алгебраическим способом. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической

4

116 - 118

Графическое исследование уравнений. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем.

3

119

Зачет по теме «Системы уравнений»

1

Глава 12. Длина окружности и площадь круга

12

120 - 121

Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника п. 105 - 107

2

122

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности п. 108

1

123

Построение правильных многоугольников п. 109

1

124 – 125

Длина окружности, число π, длина дуги п. 110

2

126 – 127

Площадь круга. Сектор, сегмент. Площадь сектора

п. 111, 112

2

128 – 130

Решение задач

3

131

Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии

24

132 - 134

Понятие числовой последовательности

3

135 - 138

Арифметическая прогрессия. Формула общего n-го члена арифметической прогрессии.

4

139 - 142

Сумма первых п членов арифметической прогрессии

4

143 - 147

Геометрическая прогрессия. Формула общего n-го члена геометрической прогрессии

5

148- 150

Сумма первых п членов геометрической прогрессии

3

151 - 154

Простые и сложные проценты

4

155

Зачет по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

1

Глава 13. Движения

8

156 - 158

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движения фигур. Осевая и центральная симметрии. Понятие о гомотетии п. 113, 114

3

159 - 161

Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения п. 115 - 117

3

162  

Решение задач

1

163

Контрольная работа № 4 по теме «Движения»

1

Глава 5. Статистические исследования

9

164 - 166

Выборочные исследования. Генеральная совокупность и выборка. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Ранжирование данных. Полигон частот.

3

167 - 168

Удобно ли расположена школа. Интервальный ряд. Гистограмма.

2

169 - 170

Характеристики разброса. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.

2

171 - 172

Куда пойти работать. Статистическое оценивание и прогноз.

2

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии

7

173

Предмет стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах. Многогранники. Призма. п. 118 – 121  

1

174

Параллелепипед. Куб. Примеры сечений.

1

175

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы.

1

176

Пирамида. Объем пирамиды.

1

177

Тела и поверхности вращения. Цилиндр. Развертка боковой поверхности. Формулы для вычисления площади поверхности и объема цилиндра.

1

178

Конус. Боковая поверхность конуса. Формулы для вычисления площади боковой поверхности и объема конуса.

1

179

Сфера и шар. Формулы для вычисления площади сферы и  объема шара.

1

180 – 181

Об аксиомах планиметрии

2

182 – 204

Повторение. Решение задач

23


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики ученик должен

Знать/ понимать

• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

• существо понятия  алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

 вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

 каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

 смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функций по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. 

Геометрия

уметь:

  • пользоваться языком  геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угла между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных,  дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случая;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Литература

1. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Г.В. Дорофеев,  С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович  и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –4-е изд., с испр. – М. : Просвещение, 2009.

2. Математика: 9 класс: книга для учителя (С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, А. П. Карп – М. Просвещение, 2006-2009)

3. Евстафьева Л. П. Математика: дидактические материалы для 9 класса (Л. П. Евстафьева, А. П. Карп – М. Просвещение, 2006-2008)

4. Задание по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе (Л. И. Звавич, Д. И. Аверьянов, Б. П. Гигарев, Т. Н. Трушанина – М.: Просвещение, 1999-2009)

5. Алгебра:  сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе (Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. М. Бунимович и др. – М.: Просвещение 2009)

6. Ященко И. В., Семенов А. В., Захаров П. И. Подготовка к экзамену по математике ГИА ( в 2011 году. Методические рекомендации. – М.: МЦНМО, 2011.

7. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 69, [27]с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).

8. Кочагин В. В. ГИА 2011. Алгебра : сборник заданий : 9 класс / в. В. Кочагин, М. Н. Кочагина. – М. : Эксмо, 2010. – 304 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Сборник заданий).

9. Авторы-составители: Кузнецова Л. В., Суворова С. Б.,  Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011 / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 128 с.

10. Алгебра. Типовые тестовые задания: 9 класс / Сост. А. Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2010. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация).

11. Корешкова Т. А.  ГИА 2011. Алгебра : тренировочные задания: 9 класс / Т. А. Корешкова, В. В. Мирошин, Н. В. Шевелева. – М. : Эксмо, 2010. – 64 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Тренировочные задания).

12. «Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7 – 9 классы» составитель: Бурмистрова Т.А., издательство «Просвещение», 2008

13. Геометрия, 7 – 9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2008

14. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М. : Просвещение, 2008

15. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. /Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение , 2007.

16. Изучение геометрии в 7, 8, 9, классах: метод. Рекомендации: кн. для учителя/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазкови др.]. – М.: Просвещение, 2006.

17. Зив Б.Г. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов  /Б.Г. Зив, В. М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение , 2006.

18. Блинков А,Д, Геометрия: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл./А.Д. Блинков, Т.М. Мищенко. – М.: Просвещение, 2006 – 2008.

19. Геометрия: сб. задач для проведения экзамена в 9 и 11 кл./Д.И. Аверьянов, Л.И. Звавич, Б.П. Пигарев, А.Р. Рязановский -/М.: Просвещение, 2005 – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 6 класса

Рабочая программа учебного предмета «математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования,  концепц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Математика» 8 класс...

Рабочая программа предмета "Математика" 6 класс

Изучение математики в 6 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе из...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 6 КЛАССА

Данная программа соответствует всем требованиям ФГОС, включает в себя пояснительную записку, предметные результаты, календарно-тематическое планирование.Программа расчитана на 6 часов в неделю, 204 ча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя программу по алгебре 7-9 классы (учебник Ю. Н. Макарычев) и по геометрии (учебник  Л. С. Атанасян). Расчитана на 4часа в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...