методы решения тригонометрических уравнений
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) на тему

тема урока: Методы решения тригонометрических уравнений. 10 класс. Урок изучения нового материала. Рассматриваются методы решения тригонометрических уравнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики: Жихарева Е. Н.

Тема: Методы решения тригонометрических уравнений.

Цели урока:

Образовательные:

-углубление понимания методов решения тригонометрических уравнений;

-сформировать навыки различать, правильно отбирать способы решения тригонометрических уравнений.

Воспитательные:

-воспитание познавательного интереса к учебному процессу;

-формирование умения анализировать поставленную задачу;

-способствовать улучшению психологического климата в классе.

Развивающие:

-способствовать развитию навыка самостоятельного приобретения знаний;

-способствовать умению учащихся аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: плакат с основными тригонометрическими формулами, компьютер, проектор, экран.

I. Актуализация опорных знаний

Повторение определения тригонометрических уравнений и  формул простейших тригонометрических уравнений.(слайд 2,3)

II. Изучение нового материала

– Сегодня мы с вами рассмотрим более сложные тригонометрические уравнения. Рассмотрим способы их решения. Одни  из этих способов вам, наверное, покажутся трудными, а другие – лёгкими, т.к. некоторыми приёмами решения уравнений вы уже владеете.

-При решении тригонометрических уравнений остаются в силе общие правила решения алгебраических уравнений. Если при этом использованы неравносильные преобразования уравнений, то на конечном этапе решения необходимо проверить: принадлежат ли найденные значения неизвестного к корням данного уравнения или нет.

Каждое конкретное уравнение может быть решено различными способами, что при безошибочности выполняемых действий приведет к одному и тому же окончательному результату. Однако следует иметь в виду, что из-за различия методов решения результат может быть получен в разных формах (приводимых друг к другу тождественными преобразованиями).

Тождественные преобразования с помощью тригонометрических формул в процессе решения позволяют, как правило, свести данное уравнение к одному из нескольких основных типов, решаемых стандартными  (наиболее часто встречающимися) методами.

Объяснение учителя. (Презентация)

1. Алгебраический метод.  Этот метод нам хорошо известен из алгебры

   ( метод замены переменной и подстановки ).

  http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16n.gif

2. Разложение на множители.  Этот метод рассмотрим на примерах.

 

    П р и м е р  1.  Решить уравнение:  sin x + cos x = 1 .

 

    Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения влево:

 

                                                               sin x + cos x – 1 = 0 ,

 

                               преобразуем и разложим на множители выражение в

                               левой части уравнения:

                              http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16o.gif

    П р и м е р   2.   Решить уравнение:  cos 2 x + sin x · cos x = 1.

 

    Р е ш е н и е .     cos 2 x + sin x · cos x – sin 2 x – cos 2 x = 0 ,

 

                                            sin x · cos x – sin 2 x = 0 ,

 

                                            sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,

                               http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16e.gif

    П р и м е р   3.   Решить уравнение:  cos 2x – cos 8x + cos 6x = 1. 

     Р е ш е н и е .    cos 2x + cos 6x = 1 + cos 8x ,

 

                               2 cos 4x cos 2x = 2 cos ² 4x ,

 

                               cos 4x · ( cos 2x –  cos 4x ) = 0 ,

    

                               cos 4x · 2 sin 3x · sin x = 0 ,

                              1).  cos 4x = 0 ,               2).  sin 3x = 0 ,          3). sin x = 0 ,

                            http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16f.gif

3.

Приведение к однородному уравнению. Уравнение называется однородным относительно  sin  и  cos, если все его члены одной и той же степени относительно sin  и cos  одного и того же угла. Чтобы решить однородное уравнение, надо:

 

   а)  перенести все его члены в левую часть;

   б)  вынести все общие множители за скобки;

   в)  приравнять все множители и скобки нулю;

   г)  скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на 

        cos ( или sin ) в старшей степени; 

   д)  решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan . 

 

    П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.

 

    Р е ш е н и е .  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,

 

                             sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,

 

                             tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 ,  отсюда  y 2 + 4y +3 = 0 ,

 

                             корни этого уравнения:  y1 = 1,  y2 = 3,  отсюда

                             1)   tan x = –1,                  2)   tan x = –3,

                              http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16g.gif

 

4. Переход к половинному углу. Рассмотрим этот метод на примере:

 

    П р и м е р .  Решить уравнение:  3 sin x – 5 cos x = 7. 

    Р е ш е н и е .  6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =

                                                                         = 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,

                             2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,

                             tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,

                                     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

5. Введение вспомогательного угла. Рассмотрим уравнение вида:

 

                                           a sin x + b cos x = c ,

 

    где  a, b, c – коэффициенты;  x – неизвестное.

http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16h.gif

Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса, а именно: модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1. Тогда можно обозначить их соответственно как cos http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/fi.gifи sin http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/fi.gif( здесь http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/fi.gif- так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение принимает вид:

 http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16j.gif

 http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16k.gif

6. Преобразование произведения в сумму. Здесь используются соответствующие формулы.

    

    П р и м е р .  Решить уравнение:  2 sin x · sin 3x = cos 4x.

 

    Р е ш е н и е .  Преобразуем левую часть в сумму:

 

                                        cos 4x – cos 8x = cos 4x ,

 

                                                 cos 8x = 0 ,

 

                                                 8x = / 2 + k ,

 

                                                 x = / 16 + k / 8 .

 

7. Универсальная подстановка. Рассмотрим этот метод на примере.

                                                                                                                                             

      П р и м е р .   Решить уравнение:  3 sin x – 4 cos x = 3 .

  http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16l.gif

                               http://webmath.exponenta.ru/s/1/bymath/studyguide/tri/sec/16_files/tri16m.gif

                             Таким образом, решение даёт только первый случай.

 Закрепление

Перед вами тригонометрические уравнения распределите их в таблице указав  их номер определив метод их решения.

Алгебраический метод ( метод замены переменной и подстановки ).

 Разложение на множители. 

Приведение к однородному уравнению. 

Переход к половинному углу.

Преобразование произведения в сумму.

Универсальная подстановка.

Введение вспомогательного угла.

1)5sin2х- 8 sinх cosх – сos2 х = -2

2) 2sin2х + cos х – 1= 0

3) 2sinx – 2cosx = 1 - 

4) sin2x = сosx

5) sin5x · cos3x = sin6x · cos2x

6) 2сos2x – 3cosx + 1= 0

7) sin x = 1- cos x,

Итог

Домашнее задание

Решить уравнения 1- 7

Литература:

 

  1. «Практикум по элементарной математике» В.Б. Дыбин, Я.М.  Ерусалимский. М: Вузовская книга 2000г.
  2. «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» П. В. Чулков, М: Педагогический университет «Первое сентября» 2006 г.
  3. «Тригонометрия» Л. Н. Самсонова, Бийск 2000г.

Сайт: www. bymath.net    «Вся элементарная математика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Методы решения тригонометрических уравнений

Данная презентация может быть  использована как индивидуальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой по теме "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Урок "Методы решения тригонометрических уравнений"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов....

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Методы решения тригонометрических уравнений

В работе рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений и основные ошибки, которые при этом допускаются. Материал можно использоватьпри подготовке к ЕГЭ как наиболее подго...

Урок"Методы решения тригонометрических уравнений"

Решение тригонометрических уравнений одна из самых сложных тем математики для учащихся. Урок подготовлен для учащихся 10 класса. Можно использовать для повторения  при подготовке к ЕГЭ в 11 класс...

Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений

Презентация к уроку позволяет детям  усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств, что повышает эффективность обучения....