Урок по математике в 6 классе по теме: "Длина окружности"
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 6 классе по теме: « Длина окружности»
с применением ИКТ.
Учитель математики
муниципального образовательного
учреждения «Новоаганская ОСШ №1»
Нижневартовского района
Ханты-Мансийского округа.
«Чем больше я знаю,
Тем больше умею.»
Вид урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний
Цели урока
- Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.
- Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию внимания, наблюдательности, самоконтроля учащихся; всесторонне способствовать развитию устойчивого интереса к математике через обучение с применением информационных технологий (компьютерная презентация).
- Воспитательные. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность школьников, умение работать в тишине, помогать товарищам.
Компетенции, формируемые на уроке: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, круги разных радиусов, презентация-сопровождение в Power Point.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2 этап. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
3 этап. Изучение нового материала. Практическая работа. Вывод формул.
4 этап. Первичное закрепление.
5 этап. Закрепление .
6 этап. Домашнее задание. Рефлексия.
1. Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…», то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.
2. (слайд №2)-Давайте, восстановим записи.
Учитель задаёт следующие вопросы, ученики отвечают.
-Какой компонент неизвестен?
-Как его найти?
-Сформулируйте правило для умножения десятичных дробей.
-А вот задание на округление, сформулируйте правило для округления десятичных дробей.
(слайд №3)-Теперь, давайте округлим.
(слайд №4)-Давайте вспомним, с какими геометрическими фигурами мы знакомы?
-Какая фигура изображена?
-Что можно при помощи линейки измерить? Зная стороны, что можем найти? Назовите формулу для нахождения периметра. Найдите периметр, если…
-Что это за фигура и т. д.
-А это? Что является границей круга вы мне, если отгадаете загадку.
(слайд№5)«У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность.
Идет она по кругу
И называется …»
-Где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности?
(слайд №6) -А можем мы измерить, например, длину бордюра круглой клумбы или длину границы цирковой арены или длину окружности дна стакана?
-Как?
(слайд №7)При помощи веревки, нити, затем распрямить и измерить линейкой)
(слайды №8-9)-А применим ли этот метод для измерения траектории пути спутника?
Ученики отвечают: «Нет»
-Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.
3. (слайд №10)-Тема нашего урока: «Длина окружности» запишите в тетради.
(слайд№11)- Сегодня на уроке мы должны: (цели урока)
- Повторить основные понятия темы «Окружность».
- Вывести формулу для вычисления длины окружности.
- Учиться применять эту формулу при решении задач.
-Давайте теперь, вспомним, что мы знаем про окружность.
(слайд №12)-Какая фигура называется окружностью?
-Как называется точка О?
(слайд №13)-Что такое радиус? Как обозначается радиус?
(слайд №14)- Дайте определение диаметра. Как обозначается?
(слайд №15)- Как связаны между собой радиус и диаметр окружности?
(слайд №16-17)- Длину окружности обозначают С. Как вы думаете, в каких единицах, она измеряется?
(слайд №18)-Выполните в тетради чертеж и запишите основные обозначения элементов окружности.
Практическая работа.
-Ребята, а еще в далёкой древности было установлено, что есть зависимость между длиной окружности и её диаметром.
Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами.
-У вас на партах находятся различные круги (по два у каждого ученика) и как вы говорили, что граница круга – это окружность, то длины окружностей их ограничивающие различны.
(слайд №19)
- Возьмете первый круг. Проведёте диаметр и измерите его.
- Круг обвяжите ниткой, распрямите и измерите длину нитки (т.е. измерите длину окружности).
3. Разделите длину окружности на диаметр, результат округлите до целых и запишите в тетрадь.
4. Такую же работу выполните со вторым кругом.
5. После выполнения работы, сделайте вывод: примерно во сколько же раз длина окружности больше своего диаметра.
(Индивидуальные задания, которые выполняются одновременно с практической работой).
- Один ученик выполняет задание: разделить длину окружности на её диаметр, если С=22м, d=7м (результат не округлять).
- -Три ученика выполняют задания. На доске прикреплены круги и под ними записи, после выполнения работы ученики заполняют пропуски.
С= С= С=
d= d= d=
С:d≈ С:d≈ С:d≈
(слайд №20)-Какой вывод мы можем сделать?
-Действительно для каждой окружности большинство из вас получили, что её длина примерно в 3 раза больше её диаметра. Сейчас мы с вами пришли к такому же выводу, что и наши далекие предки много веков назад. Они заметили, что для того, чтобы сплести корзину нужной ширины, или, как мы теперь говорим диаметра, нужно было брать прутья примерно в три раза длиннее. Это было первое открытие, с тех пор прошло немало веков, прежде чем ученые доказали, что результат деления длины окружности на её диаметр постоянен и выражается не натуральным числом. А каким же?
Если вы ,ребята, округлили ваш результат, то ваш товарищ, выполнял следующее задание: попробовал выполнить деление С=22 на d=7 до конца. И что же у него получилось. Да, действительно, получается бесконечная десятичная дробь.
(слайд №21)-К такому выводу пришел древнегреческий ученый Архимед.
В 1706 году английский математик Уильямс Джонс для него ввел специальное обозначение -это первая буква слова «периферия», в переводе с греческого «окружность». Необычность и удивительность этого числа в том, что его можно вычислять бесконечно и у него будет бесконечно знаков после запятой. Это, однако, не удерживает математиков от попыток вычислить как можно больше десятичных знаков числа пи. О нём говорят, как о неуловимом числе. Вот как, например, выглядит значение с семью знаками после запятой. Для запоминания этих знаков есть стишок:
(слайд №22)Нужно только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
(слайд №23)Используя свои выводы и заключения учёных, получили, что для любой окружности С:d=.
И теперь мы можем получить формулу для нахождения длины окружности - это как раз и есть универсальный способ.
Давайте выразим отсюда С . Чему оно равно?
Получим С=d . Подставив в эту формулу вместо d , 2r получим С=2r. (слайд №24)Обычно на уроках математики для работы по этим формулам берут или . Запишите формулы и число «пи».
Т. е. для того, чтобы найти длину окружности нужно знать её диаметр или радиус, а можно наоборот, зная длину окружности найти диаметр, а как? (нужно длину окружности разделить на )
4. (слайды №26-29) -А сейчас давайте поработаем по нашим формулам и устно заполним таблицы.
-А как вы думаете, зачем нам нужно знать длину окружности? Ученики высказывают свои предположения, приходим к выводу, что бывают ситуации, когда необходимо знать длину окружности.
5. - Ребята, о теме нашего урока было сообщено в средствах массовой информации и нам прислали телеграммы с просьбами о помощи, некоторые из них я вам сообщу. Попробуем помочь?
Задача 1.( из трёх ответов выбрать правильный) (слайды №30-33)
Задача 2. (слайды №34-37)-Сразу можем, узнать сколько всего кружева?
-А что можем?
-По какой формуле удобнее, без дополнительных действий?
-А как теперь, узнать всё необходимое кружево?
Один ученик решает на доске, остальные на местах.
Задача 3. (слайды №38-42)-Переведём на математический язык. ( длина границы лужайки -это С, длина верёвки – это r.)
Решают самостоятельно. Один ученик может своё решение записать на доске.
6. -Телеграммы есть ещё, но наш урок подходит к концу.
(слайд №43) -И мне хочется узнать, что сегодня на уроке мы повторили …, узнали …, закрепили?
(слайд №44) Что на уроке понравилось? Что не удалось? Где в жизни пригодятся знания по данной теме?
(слайд №45)Мы с вами очень много говорили о замечательной линии – окружности, и она может по праву гордиться своей наружностью: все её точки от центра удалены, у неё есть друг, часть плоскости заключает она в круг, но что всего главней – диаметра она в пи раз длинней. Мне кажется, что после нашего урока, в вас это не должно вызывать сомнений!
(слайд №46)Домашнее задание: п. 24; № 868,869, 873(а).Формулы обязательно выучить всем.
Спасибо за работу на уроке!До свидания!
Если остается время, то решаем задачи.
Задача 1. На представлении в цирке кошка показала необычайно развитый вестибулярный аппарат. Она пробежала 75 раз по круглой тумбочке, радиус которой 2 дм! Какое расстояние она пробежала? Число π округлите до целых.
(с=3∙4=12(дм)-1оборот. 12∙75=3∙4∙25∙3=900(дм)=90(м) )
Ответ: 900(дм)=90(м)
Задача 2. По арене цирка, диаметр которой 20м, скачут лошади, со скоростью 300 м/мин. Сколько кругов проскачут лошади за 2 мин? Сколько прыжков выполнит кот – акробат за это же время, если за один круг он делает 26 прыжков? Число π округлите до целых.
(с =3∙20=60(м)-1оборот. 300∙2=600(м)-проскачут лошади за 2мин. 600:60=10 оборотов.
Ответ: 10 кругов, 260 прыжков.)
Задача 3. Сколько времени длился этот номер цирковой программы, если диаметр колеса 2м, скорость зайца 6 м/с и колесо сделало 150 оборотов. (π =3,14)
(с=2*3,14=6,28(м) 1 оборот. 6,28*150=942(м) пробежал заяц. 942:6=157(с)
Ответ: 2 минуты 37 секунд.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока геометрии в 9 классе по теме «Длина окруж-ности» с применением технологии проблемного обучения
Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.Нам с вами...
Урок математики 6 класс по теме "Длина окружности"
Технологическая карта + презентация...
Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"
Конспект урока геометрии в 9 классе "Длина окружности и площадь круга"...
Исследовательская работа на уроке математики, 6 класс по теме "Длина окружности и площадь круга"
Проект...
Урок геометрии в 9 классе по теме Длина окружности
Урок геометрии в 9 классе по теме Длина окружности...
Урок геометрии в 9 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"
Цели урока:1. Закрепить знание формул длины окружности и площади круга в ходе выполнения упражнений.2. Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету.3. Показать практическое...
Урок математики 6 класс.по теме "Длина окружности "
Урок изучения нового материала...