Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Конспект урока геометрии в 9 классе "Длина окружности и площадь круга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlina_okruzhnosti_i_ploshchad_kruga.docx | 56.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 44
Тема: Длина окружности и площадь круга
Предмет: геометрия
Класс 9
Дата:
Цели: закрепить знания и умения учащихся по изученному материалу главы; подготовить учащихся к контрольной работе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель работы, задачи, последовательность действий;
- определять последовательность шагов по достижению цели;
- планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;
- осуществлять контроль в процессе своей деятельности;
- осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок;
- находить, исправлять и объяснять ошибки;
- анализировать причины успеха / неуспеха;
- выделять достижения и трудности в работе;
- организовывать себя на продуктивную работу;
- принимать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
- оценивать достаточность информации для решения задач;
- находить ответы на вопросы в тексте / по иллюстрации;
- извлекать наиболее значимую информацию из текста / наглядного материала;
- проводить сравнение, классификацию объектов по заданным основаниям (критериям);
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
- систематизировать, обобщить затруднения при выполнении задания;
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- использовать знаково-символические средства представления информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- владеть рядом общих приемов решения задач (проблем);
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммункативные УУД:
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;
- формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
- задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью; - уважать позиции других людей, отличную от собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные результаты:
- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;
- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;
ответственно относиться к учению;
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;
- определять общие для всех правила поведения.
Ход уроков
I. Математический диктант (15 мин).
Вариант I
1. Площадь круга равна S. Найдите длину ограничивающей его окружности.
2. Найдите длину дуги окружности радиуса 9 м, если градусная мера дуги равна 120°.
3. Длина дуги окружности равна 3π, а ее радиус равен 8. Найдите градусную меру этой дуги.
4. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 13 и 12 см.
5. Найдите площадь кругового сектора радиуса 4 см, если его центральный угол равен 45°.
6. Площадь кругового сектора равна 18π м2, а его центральный угол равен 40°. Найдите радиус сектора.
Вариант II
1. Длина окружности равна С. Найдите площадь ограниченного ею круга.
2. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 25 и 24 см.
3. Найдите площадь кругового сектора радиуса 3 см, если его центральный угол равен 20°.
4. Площадь кругового сектора равна 10π м2, а его радиус равен 6 м. Найдите центральный угол сектора.
5. Найдите длину дуги окружности радиуса 6 дм, если ее градусная мера равна 120°.
6. Найдите радиус окружности, если длина дуги окружности равна 6π, а ее градусная мера равна 60°.
II. Решение задач.
1. Решить задачу 1. Докажите, что площадь S треугольника АВС вычисляется по формуле:
,
где Р – периметр треугольника, r – радиус вписанной окружности.
Доказательство
Пусть О – центр окружности, которая вписана в треугольник АВС и, следовательно, касается сторон треугольника в точках М, N и K.
Очевидно, что S = SΔАОС + SΔВОС + SΔАОВ. * Так как ОМ, ОN и ОK – высоты треугольников АОС, ВОС и АОВ, то SΔАОС = АС · ОK, SΔВОС = ВС · ОМ и SΔАОВ = АВ · ОN. Подставив эти значения в формулу *, получим: S =(AB + BC + CA) · r =P · r. |
2. Решить задачу 2. Даны стороны треугольника АВС – а, b, с и площадь S. Выразить радиусы окружностей, описанной около треугольника и вписанной в него, через а, b, с и S.
Решение
1) Используем результат задачи 1:
S =Pr, где Р – периметр треугольника, r – радиус вписанной окружности. Р = а + b + с; 2S = r (а + b + c), отсюда:
2) Радиус R описанной окружности вычисляется по формуле:
R =, где α – угол, противолежащий стороне а.
Из формулы: S =bc · sin α получим sin α =, тогда 2sin α =. Следовательно, R =.
3. Решить задачу № 1099 на доске и в тетрадях.
Решение
Диагонали А3А7 и А4А8 четырехугольника А3А4А7А8 являются диаметрами окружности, в которую вписан данный восьмиугольник, поэтому они равны и точкой пересечения О делятся пополам. Следовательно, четырехугольник А3А4А7А8 – прямоугольник. Так как угол А3ОА4 = 45°, то согласно задаче 1059 площадь прямоугольника равна R2.
4. Решить задачу № 1105 (в) (объясняет учитель).
Решение
Пусть АВС – данный треугольник, угол С = 90°, угол В = α, АВ = с, ВС = а, СА = b; Р = а + b + с, r – радиус вписанной окружности. Тогда а = с · cos α, b = c · sin α.
Воспользуемся двумя формулами для вычисления площади S треугольника АВС (метод площадей):
. Отсюда, получаем,
r =, поэтому C = 2πr =.
Умножив числитель и знаменатель дроби на cos α + sin α – 1, после несложных преобразований получаем: c = πc (sin α + cos α – 1).
5. Решить задачу № 1117 (в).
Решение
Применим метод площадей, то есть воспользуемся двумя формулами для вычисления площади треугольника:
S =ab sin α и S =Pr, где а и b – длины сторон треугольника, α – угол между ними, Р – периметр, r – радиус вписанной окружности. Получим:
S =a2 sin α и S = r · а.
Отсюда находим r, а затем площадь круга:
Sкруга = .
6. Решить задачи № 1110, 1138, 1116 (в).
Примечание. Решения некоторых из них полезно предварительно обсудить, а затем записать в тетрадях, остальные задачи учащиеся могут решить самостоятельно с последующей проверкой ответов или решений.
III. Проверочная самостоятельная работа.
Вариант I
Решить задачи №№ 1125, 1129 (в), 1132 (а), 1134 (а).
Вариант II
Решить задачи №№ 1128, 1129 (г), 1132 (б), 1134 (б).
IV. Итоги уроков.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал пунктов 105–112 и ответив на вопросы 1–12, с. 290 учебника; решить задачи №№ 1104 (г, д), 1105 (б), 1116 (в).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"
Материал содержит подробный конспект нетрадиционного урока в 6 классе по теме "Длина окружности и площадь круга" по учебнику Н.Я. Виленкина и др." Математика 6". Презентацию к уроку....
Презентация по геометрии в 9 классе на тему "Длина окружности и площадь круга"
Презентация по геометрии в 9 классе на тему "Длина окружности и площадь круга"...
Исследовательская работа на уроке математики, 6 класс по теме "Длина окружности и площадь круга"
Проект...
Контрольная работа по геометрии для 9 класса на тему «Длина окружности и площадь круга»
Контрольная работа по геометрии для 9 класса на тему «Длина окружности и площадь круга»...
Урок геометрии в 9 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"
Цели урока:1. Закрепить знание формул длины окружности и площади круга в ходе выполнения упражнений.2. Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету.3. Показать практическое...
Разработка урока по геометрии 9 класс на тему "Длина окружности и площадь круга".
Разработка урока по геометрии 9 класс на тему "Длина окружности и площадь круга"...