Решение тригонометрических уравнений
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_10.docx144.17 КБ

Предварительный просмотр:

           "Решение тригонометрических уравнений"

                                                10 класс

“Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.

Восточная мудрость

Цели и задачи урока:

1) повторить основные формулы и методы решения тригонометрических уравнений;

2) закрепить умения и навыки решения тригонометрических уравнений общими и специальными методами;

3) познакомить учащихся с новым методом решения уравнений;

4) развивать у учащихся ключевые компетенции.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организующее начало урока

 Начать урок мне хочется  не совсем обычно.

Слайд 1

- Французский математик и физик Паскаль говорил: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным”.

Я решила  последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать  ребус.

Слайд 2

http://festival.1september.ru/articles/609310/img1.jpg

- Как вы думаете, почему вам  предложено  расшифровать такое слово? Что оно означает?

  Ответ   -  ТРИГОНОМЕТРИЯ.

Слайд 3

“Тригонометрия” происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия - это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.

- Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 классе.

Итак, тема сегодняшнего урока “Решение тригонометрических уравнений”.

II Актуализация знаний

 “Решение тригонометрических уравнений”.

Восточная мудрость гласит: “Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”

Какие-то знания по теме “Тригонометрические уравнения” мы уже приобрели, приумножать знания - никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания.

Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать?

- Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.

- Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете?

- sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.

- Вспомните общие формулы их решений.

Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a

- Что надо помнить при решении таких уравнений?

- Частные случаи. 

Уравнения вида tg x = a и ctg x = a.

- Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения.

Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения.

 (Для удобства - задания на листах на каждом столе)

Вариант I

1) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6452.gif

А. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6453.gif,

Б. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6454.gif,

В. Корней нет,

Г. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6455.gif,

Д. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6456.gif.

Ответ: А, Г

2) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6457.gif

А.http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6458.gif,

Б. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6459.gif,

В. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6460.gif,

Г. Корней нет,

Д. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6461.gif.

Ответ: В.

Вариант II

1) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6462.gif

А.http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6463.gif,

Б.http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6464.gif,

В. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6465.gif,

Г. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6466.gif,

Д. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6467.gif

Ответ: В.

2) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6468.gif

А. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6469.gif,

Б. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6470.gif

В. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6471.gif

Г. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6472.gif,

Д. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6473.gif.

Ответ: А, В.

Слайд

Проверьте себя! (Указаны правильные ответы).

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

III. Основная часть урока

- Решение простейших уравнений мы вспомнили, можно приступать к решению более сложных уравнений.

Вспомним, какие методы решения  тригонометрических уравнений мы знаем.

 Общие методы:

- разложение на множители,

- метод введения новой переменной,

- графический метод,

- функциональный (применение свойств функций).

К специальным методам относятся:

- применение формул тригонометрии,

- метод вспомогательного аргумента,

- метод универсальной подстановки.

Перед каждым учеником лежит лист, на котором записано 15 уравнений.

Будем работать над решением этих уравнений. Некоторые решим устно, более сложные - письменно.

1. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6474.gif.

- Метод?

- Введение новой переменной (у = sin х)

2. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6475.gif

- Сведение к квадратному уравнению относительно cos x.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6476.gif

3. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6477.gif

- Применение формул тригонометрии, разложение на множители.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6478.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6479.gif

4. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6480.gif

- Сведение к одноименным функциям, сведение к квадратному уравнению.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6481.gif

5. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6482.gif

- Как называется такое уравнение и как его решить?

- Однородное II степени : cos2 x http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6483.gif0

Сведение квадратному уравнению относительно tg.

6. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6484.gif

- Как удобно решить такое уравнение?

- С помощью метода вспомогательного аргумента

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6485.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6486.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6487.gif

- Вернемся к нашему уравнению

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6488.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6489.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6490.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6491.gif

Чему равен http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6492.gif?

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6493.gif

7. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6494.gif

- Использование свойства ограниченности функций

I слагаемое http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6495.gif2, II слагаемое http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6496.gif4, следовательно, сумма http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6496.gif6, т.е. корней нет.

8. Укажите число корней уравнения http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6497.gifна промежутке [0; 2π]

- Какой метод решения удобно использовать?

- Графический.

- А теперь решим следующие уравнения письменно (сразу 2 человека на боковых досках).

9. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6498.gif

Упростим левую часть уравнения:

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6499.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6500.gif, http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6501.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6502.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6503.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6504.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6505.gif- посторонний корень

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6506.gif

10. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6507.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6508.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6509.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6510.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6511.gif- решений нет, т.к. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6512.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6513.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6514.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6515.gif.

- Внимательно посмотрите на уравнение №11.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6516.gif

Можете ли вы сейчас предложить метод его решения? В чем заключается проблема его решения?

- В левой и правой частях этого уравнения находятся функции, имеющие различную природу.

- Такие уравнения решаются особым методом - “Методом мажорант”, с которым вас познакомит ваш одноклассник.

Выступление ученика по теме “Метод мажорант”.

- Посмотрите, какие еще уравнения можно решить этим же методом?

- Уравнения№12 и №15.

12. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6517.gif(один ученик решает на доске с полным объяснением).

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6518.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6519.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6520.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6521.gifhttp://festival.1september.ru/articles/609310/Image6522.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6523.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6524.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6525.gif

4х - 3 = 0

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6526.gif

Подставим найденное число в I уравнение.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6527.gif=> http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6528.gif- корень уравнения.

IV. Постановка домашнего задания

Уравнения №13, 14, 15 - ваше домашнее задание.

13. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6529.gif

14. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6530.gif

15. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6531.gif

V. Рефлексия

При подведении итога урока мне хочется задать вам один вопрос: что бы вы посоветовали ученику, который только начинает учиться решать тригонометрические уравнения?

Начните свои советы со слов: “Помни, что…”.

И в конце нашего урока хочу обратить ваше внимание на  слова Станислава Коваля “Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений

видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены  в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их  изучение  и круг задач, связанных как ...

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»

Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений  с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...