Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное развитие) "Планета знаний"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное развитие) "Планета знаний" предназначена для учащихся 5 классов. Рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_znaniy-vd.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Планета знаний» (общеинтеллектуальное направление).

 Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Планета знаний» относится к общеинтеллектуальному (научно-познавательному) направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Целесообразность  выбора названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.                

Место курса в учебном плане. Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа.
Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
Содержание программы соответствует познавательным возможностям  пятиклассникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,  должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Для эффективности деятельности учащихся желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Цель курса «Планета знаний»: 
формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности, для овладения учащимися общими и специальными учебными умениями и навыками, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи: 
Обучающие:

  • изучить приёмы мыследеятельности и освоить рациональные способы её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей ;
  • сформировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приёмы работы с разнообразными источниками информации;
  • изучить приёмы работы  по  созданию творческого проекта.

Воспитательная:      

  • научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми, уважительному и тактичному отношению к личности другого человека.

Развивающие:

  • освоить приёмы творчества и методы решения творческих задач;

развивать коммуникативные способности;

  • развивать эстетический вкус, фантазию и  память.
  • освоить приемы и правила ведения дискуссии, научиться аргументировано высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение собеседника.

Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность 
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты :
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 
- уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, деловые качества) используются 
-простое наблюдение, 

проведение математических игр, 

-опросники,

-анкетирование,

-психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование универсальных учебных действий (УУД). 
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: 
- занятия-конкурсы на повторение практических умений, 

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), 

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), 

- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. 
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учениками в течение учебного года, включающее: 
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка, 

- активность, 

- аккуратность, 

- творческий подход к знаниям,

- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. 
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: 
- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания;
- уметь работать с математическим текстом;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии. 
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),  собеседования (индивидуальное и групповое).

Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
-проекты.

Учебно-тематический план программы

Название

 раздела

Кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Математика- царица всех наук»

1

1

2

Числа вокруг нас

9

4

5

3

Занимательная геометрия

11

3

8

4

Строительный ликбез

4

1

3

5

Азы топографии

8

1

7

6

Турнир любознательных

1

1

Краткое содержание занятий:

1.«Математика - царица всех наук» (1 час)

Вводное занятие (стартовая диагностика учащихся в форме анкетирования).

2. Числа вокруг нас (9 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Как люди научились считать

Вычислительные устройства «От камешков до ЭВМ»

Оформление выставки книг  «Числа в сказках»

«Математический крокодил» (числа в пословицах и поговорках)

Приемы быстрого счета

«Математический бой» лучших счетоводов

Турнир судоку

Шифры и криптограммы

Квест-игра «Юный шифровальщик»

3. Занимательная геометрия (11 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Головоломки (виды, формы и их происхождение)

Задачи на разрезание

Конкурс «Олимпийская снежинка»

Оригами

Оригами

Танграм

Рисунки и аппликации геометрическими фигурами

Паркеты и бордюры

Выставка художественных трафаретов

Геометрия в искусстве

Экскурсия «Геометрические узоры Самары»

4.  Строительный ликбез (4 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Вычисление площадей и объемов

Разработка дизайн-проекта

Измерительные работы

Составление сметы

5.  Азы топографии (8 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Что такое топография?

Топографический практикум (2 часа)

Создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок» (5 часов)

6. Турнир любознательных (1 час).

Уровень результатов работы по программе на окончание учебного года:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний; освоение способов самостоятельной практической и умственной деятельности, развитие навыков и самоконтроля и познавательной активности.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта работы с геометрическими объектами, топографической картой. Получат возможность применения теоретических знаний в реальных жизненных ситуаций.

 На окончание 5 класса планируется рассмотреть только 2 уровня результатов.

Формы подведения итогов обучения

  • выставки творческих работ;  
  • создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок»;
  • итоговое диагностирование по вопросам аналогичным стартовой анкете.

Список литературы для учащихся:

  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1999.
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка.С-П.,Манускрипт, 1994.
  • Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М., Просвещение, 1998.
  • Самые головоломные головоломки в картинках. М., АСТ-ПРЕСС, 1998.

Список литературы для учителя:

  • Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат. М., 1994.
  • Перельман Я.И. Математические действия. М., Астрель, 2008.
  • Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1999.
  • Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. М., Наука, 1990.
  • Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению.

Программа создана для занятий с учащимися 5 классов. Данная программа  рассчитана на  1 год (34 часа, из расчёта 1 час в неделю).Основу программы составляют инновационные технологии: л...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью  подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "За страницами учебника истории".

Данный материал может быть полезен учителям истории, занимающимся внеурочной деятельностью в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Така...

Примерная программа внеурочной деятельности (Интеллектуальное направление) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА

Программа внеурочной деятельности "Занимательная ономастика" направлена на расширение знаний обучающихся в области филологии....

Авторская педагогическая адаптационная программа внеурочной деятельности интеллектуальной направленности по английскому языку «Клуб любителей игры «Scrabble»»

Развивающая интеллектуальная игра «Scrabble» представляет собой одну из наиболее приоритетных форм организации досуга для детей, изучающих английский язык.  Интеллектуальные игр...