Разработка урока по математике
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Лилия Александровна Кандруцкая

Цель урока: Ввести понятия уравнения, сформировать умение решать уравнения.

Задачи урока:

1.       Образовательные: повторить законы арифметических действий; проверить умение использовать данные законы при решении примеров.

2.       Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.

Воспитательные: в ходе урока обеспечить формирование этических норм поведения, развивать работоспособность, прививать аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по математике

Класс  5.

Тема: Уравнения.  Урок №1

Тип урока: Урок введения и закрепления нового материала.

Цель урока: Ввести понятия уравнения, сформировать умение решать уравнения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторить законы арифметических действий; проверить умение использовать данные законы при решении примеров.
  2. Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
  3. Воспитательные: в ходе урока обеспечить формирование этических норм поведения, развивать работоспособность, прививать аккуратность.

Используемые технологии: здоровосберегающие технологии, личностно-ориентированные, развивающие технологии.

Оборудование: таблицы с правилами, таблицы с законами арифметических действий, магнитофон запись музыки, плакат с таблицей кроссворда, плакаты с записью уравнений.

Структура урока.

1.Организационный момент. 1 мин.

2.Повторение пройденного материала. 10 мин.

3.Создание проблемной ситуации 4 мин.

4.Изучение нового материала 10 мин.

5.Физкультминутка 2 мин.

6.Проверка усвоения нового  материала 2 мин.

7.Закрепление нового материала 8 мин.

8.Домашнее задание. 1 мин.

9.Подведение итогов урока 2 мин.

         


Ход урока.

Этап урока

Содержание

Задача этапа

I. Организационный момент    

              1 мин.

- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да!)

  На вас надеюсь я , друзья.

  Вы хороший дружный класс.

  Все получится  у вас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания.

Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный

Настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Сообщение целей урока.

II. Повторение пройденного материала

               10 мин.

III.Создание проблемной ситуации.

Цель:подвести учащихся

  4 мин.

IV.Изучение нового материала

Цель:ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения

  10 мин.

V. Физкультминутка

     (для рук)

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой

      2 мин.

VI. Проверка усвоения нового материала

Цель:

      2 мин.

VII. Закрепление нового материала.

Цель: Формирование умения понятия уравнения, совершенствование техники решения уравнения

       

        8 мин.

VIII. Домашнее задание

          1 мин.

IX. Подведение итогов урока

       2 мин.

1.Итак,на уроке записаны примеры в столбик

17+56+83        3+29+11+7              2*39*5

109+36+91      213*4*25                21*59+21*41    

516*30*0         2*8*25*5                37*90 - 37*80

2. Найдите значение числовых выражений наиболее удобным способом с использованием законов арифметических действий.

3.Прочитайте какие результаты получатся, выполняя удобный способ вычисления.

-Устно считаем  1 столбик (17+83)+56 получится 156, (109+91)+36 получится 236, и 516*30*0 получится  0 и т.д.

-Что делали вы с данными числами? (складывали удобным способом).

Какие законы арифметических действий вы использовали, решая эти примеры? (Сочетательный закон сложения, умножения

-Устно считаем  2 столбик (3+7)+(29+11) получится 50

213*(4*25) равно 21300,  (2*5)*(8*25) получится 2000

-Какие законы арифметических действий вы использовали?

-Устно считаем 3 столбик (2*5)*39 равно 390, 21(59+41 )

равно 2100, 37*(90-80) равно 370.

Какие законы арифметических действий вы использовали, решая эти примеры? (Сочетательный закон умножения, распределительный закон умножения, относительно сложения и вычитания)

-Молодцы!

Вывешиваются плакаты- таблицы с законами арифметических действий, которые записаны как в словесной форме, так и в виде равенств с использованием букв.

   Таблица №1

Законы

сложения

Равенство

Словесная форма

Переместительный

а+в=в+а

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Сочетательный

(а+в)+с=а+(в+с)

-Назвать законы сложения? (переместительный, сочетательный)

Дать их словесную формулировку.

Учитель открывает табличку (левую часть)

        Таблица №2

Законы умножения

      Равенство                

Словесная                                        формулировка

Переместительный

а*в=в*а                    

От перемены                                                                 мест множителей                                                    произведение не меняется

Сочетательный  

(а*в)*с=а*(в*с)  

Если произведение двух множителей умножить на третий множитель, то получится то же число, что и от уменьшения первого множителя на произведение второго и третьего множителей.

-Назвать законы умножения (переместительный, сочетательный)

Словесная форма:при уменьшении числа на сумму можно умножить это число на каждое слагаемое и полученные результаты сложить

 

Для многих чисел а,в,с справедливо равенство: а(а+в)=ав+ас

-назвать какой закон здесь написан?

         (распредеоительный)

Придумайте примеры с использованием этих законов, работая в паре (записи в тетради) ,при проверке выслушиваются 3-4 примера

-Как записываются законы арифметических действий? (в виде равенств)

-А какие равенства вы еще знаете? (формулы)

Учитель сообщает цель и тему урока: « Уравнения»

Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие уравнения, научимся решать уравнения.

Возможно ,вы  помните, что такое уравнение – так называют равенство, из которого находят неизвестную величину, обозначенную как правило, буквой латинского алфавита.

Записывает уравнение на доске

х+3=5 ;     4х-3=1;   3х+13=16 ;  10х-11=9

-Как определить, является ли число 2 решением данных уравнений ? (подставить вместо х в каждое уравнение число 2)

Давайте подставим число 2 в первое уравнение (получаем 2+3=5 верное равенство). Значит 2- решение первого уравнения. Запишите в тетрадь.

Проверим, является ли число 2 решением третьего уравнения (получаем 3х3+13=16 Это равнство не является верным. Значит 2 – не является решением третьего уравнения)

Запишите в тетрадь

Давайте подставим число 2 в четвертое уравнение (получаем 10х2-11=9 – это равенство является верным. значит число 2 является решением четвертого уравнения.

Записали в тетрадь.

-Так что же является решением уравнения? (Это число, при подстановке которого получается верное числовое равенство)

Правильно.

А теперь давайте вместе с вами вспомним правила нахождения неизвестных компонентов действий при решении уравнений .

Провести блиц опрос.

-Как найти неизвестное слагаемое?

(надо из суммы вычесть известное слагаемое)

-Как найти неизвестное уменьшаемое?

(чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое).

--Как найти неизвестное вычитаемое?

(надо из уменьшаемого вычесть разность)

-Как найти неизвестный множитель?

(надо произведение разделить на известный множитель)

-Как найти неизвестное делимое?

(надо частное умножить на делитель0

-Как найти неизвестный делитель?

(надо делимое разделить на частное)

Вывешиваются плакаты с этими правилами.

На этом этапе урока предлагается учащимся решить уравнения

  1. х+17=43        2) у-17=43                3) 13*х=26

х=43-17           у=43+17                      х=26:13

     х=26                 у=60                            х=2

       Проверка:         Проверка:                   Проверка:

        26+17=43           60-17=43                     13*2=26

         43=43                Ответ: 60                     26=26

         Ответ: 26                                              ответ: 2

     4)75-х=37             5) х:17=9                   6) 24:х=8

         х=75-37                х=17*9                      х=24:8

          х=38                     х=153                        х=3

        Проверка:           Проверка:                 Проверка:

         75-38=37             153:17=9                     24:3=8

         Ответ: 38             Ответ: 153                Ответ: 3  

Каждый ученик, который решает данное уравнение испытывает чувство ответственности, доверия. В результате на доске и в тетрадях появляется запись решения каждого уравнения.

-Молодцы! Я рада, что вы правильно решили уравнения

Летел по небу шарик,

По небу шар летел.

Но знаем, что до неба

Наш шар не долетел.

При очередном прочтении закрывают по одному слову, заменяя его жестом (2 раза)

На доске записаны равенства:

1. а) а+в=в+а      б) а*в=s       в) х+2=3

     г) 4х-1=5         д) V=S:t      е) 4:х=2

Определить какие из них являются уравнениями

(под буквами в, г, е)

Почему? (В них содержится одна неизвестная величина)

2.  а)        +3=8         б)         -5=20

     в)80-        =40        г)14*      =28        

     д)        :  5 = 3         е) 48 :         = 6

Определить какие числа являются решением уравнения.

Заполнить пустые квадраты

Ответы: а) -5; б) 25; в) 40; г) 2; д) 15; е) 8.

1)Решить уравнения, составить слово из ответов

1) 136-х=128                5) 72 : у = 6

2)17*у =102                  6) х-7 =4

3)х+342 =351

4)х : 2= 18

        Р    А   Н   Е   О   Ь   К

        9   16  12   36  6   11  8

Ответ: К О Р Е Н Ь

Работа проводится самостоятельно с последующей проверкой на уроке.

   Решение уравнений в тетрадях

  1. 136 – х =128     2) 17*у = 102      3) х + 342 =351

х= 136-128            у= 102: 17           х= 351 – 342

х=8                          у=6                     х=9

Ответ: 8                 Ответ: 6               Ответ: 9

      4) х: 2=18               5) 72: у= 6            6) х- 7=4

          х=18*2                    у= 72:6                 х=7+4

          х=36                        у=12                     х=11

         Ответ: 36                 Ответ: 12            Ответ: 11

 Ученик проверяет решение каждого уравнения

  1. Решить задания № 236 (а,г)

Детям предлагается решить из учебника № 236 (а, г)

Расскажите родителям обо всем, что было на уроке. Прочитайте материал  §14 , выучите правила на стр. 68 ; выполните контрольные задания стр. 70. предлагаю составить уравнения  и из ответов составить слово.

Я уверена, что выполняя эти задания, вы проявите творческие способности. Потому с нетерпением буду ждать следующего урока, чтобы увидеть ваши работы.

Мне понравилось, как вы работали. А вам? Кого сегодня отметим? Кто был самым активным? Самым догадливым? Что было на уроке самым интересным? Ребята, а кому было трудновато успевать за всеми?

        

Повторение изученных арифметических законов.

Такие упражнения требуют от учащихся не только повторения арифметических законов, но и наблюдательности, развивает у них абстрактное мышление.

Закрепление умения правильно читать математические выражения, называть компоненты действий. Эти задания способствуют развитию мыслительных процессов, речи.

Во время выполнения задания формируется умение выбирать наиболее удобный способ вычисления.

Продолжается работа по развитию логического мышления.

Эти задания позволяют учащимся и учителю проверять правильность осуществления  каждого вычисления.

Повторение и закрепление арифметических законов сложения и умножения (сочетательный закон умножения и сложения).

Подготовка к восприятию нового материала.

Операционный компонент урока.

Работа в паре слабый- сильный.

Слабый придумывает, сильный проверяет. В случае ошибки слабый получает

помощь от сильного. Проверяю умения слабого, воспитываю чувство взаимопомощи.

Постановка проблемной задачи.

Учащиеся сами подошли к тому, что будем рассматривать на уроке.

На данном этапе урока осуществляются приемы сравнения, сопоставления, анализа.

Также на этом этапе воспитывается внимание, быстрота реакции, память, присутствует дух соревнования, активная познавательная деятельность учащихся.

Работа проводится по рядам

Закрепляется умение правильно решать уравнения с использованием правил нахождения неизвестных величин

Качественная оценка деятельности учащихся

Учитель поддерживает ситуацию успеха

Дети осмысливают каждую операцию решения уравнения – развивается самостоятельность, мыслительная деятельность. В результате такой работы учащиеся делают вывод, дают ответ на поставленную задачу.

В это время учитель находится рядом с учащимися, который решает уравнение на доске.

Охрана здоровья детей.

Дети расслабляются, снимают напряжение.

Коллективная проверка в виде фронтальной формы беседы. Проверяю, как дети поняли понятие уравнения и ход их

решения при выборе верного равенства.

Приемы сравнения , сопоставления, анализа, синтеза.

Аналитико-синтетический метод

Развитие внимания и слуховой памяти.

Метод контроля и самоконтроля.

Информация, полученная на  уроке облегчает решение уравнений

Учащиеся, первые решившие уравнения и получившие правильное ключевое слово получают оценку 5

Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике "дробно-линейная функция и её график", урок с ЦОР.

Урок изучения нового материала по теме, повторение темы "преобразование графиков" (на презентации, обяснение новой темы с использование ЦОР и презентации "Построение графика дробно-линейной функции"....

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе «Весёлая математика».

Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умени...