Разработка урока по математике "дробно-линейная функция и её график", урок с ЦОР.
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
Урок изучения нового материала по теме, повторение темы "преобразование графиков" (на презентации, обяснение новой темы с использование ЦОР и презентации "Построение графика дробно-линейной функции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drobno-lineynaya_funkciya_i_eyo_grafik.zip | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА – 2011г.
Разработку подготовила учитель математики МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области
МАТЕМАТИКА, 9 КЛАСС
(По учебнику Ю.Н. Макарычева, изд. 2008 г.)
ТЕМА УРОКА: Дробно-линейная функция и её график.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
образовательные: сформировать у учащихся понятие дробно-линейной функции, её графика, асимптот графика; через примеры познакомить учащихся с методикой построения графика данной функции, используя свойства обратно пропорциональной функции и преобразования графиков через параллельный перенос; формировать умения и навыки в построении графиков дробно-линейной функции;
воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей, построении графиков:
формировать навыки самоконтроля и контроля, трудолюбие;
развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся: умение анализировать, обобщать, классифицировать,
развивать интуицию, устную и письменную речь, память.
Тип урока – комбинированный, для класса, интересующегося математикой.
Используемое оборудование: проектор для презентации, экран, презентация (используется во время повторения и объяснения нового материала: повторение темы «Преобразование графиков», тему урока, план урока, слайды с материалами для объяснения новой темы, слайд с материалом ЦОР (модель графика 1-5.html http://school-collection.edu.ru) по теме дробно-линейная функция, используемый во время объяснения материала.
ХОД УРОКА.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: выяснение о готовности класса к уроку, сообщение цели и задач урока: «Сегодня мы узнаем, какую функцию называют дробно-линейной, узнаем, что является её графиком, асимптотой, познакомимся с правилом построения графиков данных функций. (Слайд №1,2 из презентации)
II. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Беседа по вопросам:
а) -Какую функцию называют обратной пропорциональностью?
-Что является графиком данной функции?
-Каково расположение гиперболы в зависимости от значений k?
-Перечислите свойства функции y= для k<0, k>0.
ВЫВОД: если k>0, то при x→-∞ (x<0) y→0, при x →+∞ (x>0) y→0, то есть функция y= убывает на (-∞; 0) и на (0; +∞), x≠0;
Если k<0, то при x<0 и x→-∞ y>0 и y→0; при x>0 и x→+∞ y<0 и y→0, то есть функция возрастает на (-∞;0) и (0;+∞), x≠0.
Значит, гипербола не пересекает оси координат, приближаясь к ним.
То есть прямые y=0 (ось абсцисс) и x=0 (ось ординат) являются асимптотами графика обратной пропорциональности.
Дети, запишем определение в свои справочники:
Асимптота графика – прямая, к которой приближаются как угодно близко точки кривой по мере их удаления в бесконечность.
б) Повторим правила преобразования графиков: (Слайд №3, 4, 5 из презентации).
1)Как получить график функции y=f(x)+n из графика функции y=f(x)?
Ответ: с помощью параллельного переноса (сдвига) вдоль оси ординат на nединиц вверх, если n>0, вниз, если n<0.
2)Как получить график функции y=f(x-m) из графика функции y=f(x)?
Ответ: с помощью параллельного переноса (сдвига) вдоль оси абсцисс на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц влево, если m<0.
3) Как получить график функции y=f(x-m)+n из графика функции y=f(x)?
Ответ: сделать 2: сдвига сначала вдоль оси x на m единиц , затем вдоль оси y на n единиц.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
а) Объяснение нового материала:
1) Ребята, рассмотрите следующие формулы: (запись на доске)
y=; y=; y=. Что вы скажите о них?
Ответ: правые части формул – дроби, числитель и знаменатель которых многочлены 1-ой степени.
2)Функцию вида y= , где x – переменная, a,b,c,d – произвольные числа, c≠0 ad-cb ≠ 0 – называют дробно-линейной функцией.(Слайд №6 из презентации).
(Если c=0, то получим линейную функцию y= + , если ad – cb = 0, то получим сократимую дробь, значение которой , то есть константу, y= - график – прямая, параллельная оси ординат, проходящая через точку (0; (Слайд с материалом ЦОР file:///F:/%D0%A6%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0/1-5.html);
(Слайд №7,8, 9 из презентации, на которых показан пример работы с дробно-линейной функцией
y= )
3)Покажем, что графиком дробно-линейной функции является гипербола, которую можно получить из гиперболы y= с помощью параллельных переносов вдоль координатных осей. Проиллюстрируем это на примерах.
Рассмотрим функцию y= :
1)Выделим целую часть из дроби, то есть представим в виде y= + n:
а) y= = = =2 + , k=6, m = 1, n = 2. (слайд №10 из презентации)
График этой функции получим из графика функции y= путём сдвига на 1вправо вдоль оси абсцисс и сдвига полученного графика y = на 2 вверх вдоль оси ординат. При этом ось x перейдёт в прямую y=2, а ось y – в прямую x=1. (Демонстрация слайда).
б) Пример 2: y=-
выделим целую часть y= - = - = - = -(2 - ) = = – 2, асимптоты y=- 2, x=-1
Этапы построения графика: 1) y=, 2)путём сдвига его на 1 единицу влево получим график y=, 3) путём сдвига вдоль оси y предыдущего графика на 2 единицы вниз. (Демонстрация слайда).
IV. Закрепление изученного путём выполнения следующих упражнений:
- Укажите асимптоты гиперболы и схематически постройте графики следующих функций:
y= - 2, y= - 3.
- Постройте графики функций, предварительно отыскав асимптоты: а) y=, б) y = + 2.
- №182: -Найдите асимптоты гиперболы
а) y=, (y= = + 1, y=1, x=2 – асимптоты),
б) y= - , ( y= - = - (1- ) = - 1).
4)№184.
- Построить график функции y=, найдите нули функции и промежутки знакопостоянства.
Решение: 1)y= = = =3+. y=3, x=2 – асимптоты.
2)Нули функции: =0
3) Промежутки знакопостоянства (3x-2)(x-2). f(x)при x и x,
f(x) при .
V. Подведение итогов, выставление отметок.
VI. Домашнее задание: п.10, №181 (в,г), №185, №186, №187.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7класс Алгебра Линейная функция и её график Урок 2
7класс Алгебра Линейная функция и её график Урок 2...
7класс Алгебра Линейная функция и её график Урок 3
7класс Алгебра Линейная функция и её график Урок 3...
Урок по теме: «Линейная функция и ее график»
Комбинированный урок усвоения новых знаний с применением информационно-коммуникационных технологий...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Методическая разработка теста по математике «Линейная функция и её график»
Методическая разработка представляет собой тест по теме «Линейная функция и её график», проверяет основные знания, умения и навыки учащихся 7 класса по данной теме. Данная разработка предназначена для...
Разработка урока по теме "Линейная функция и ее график"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.Форма урока: Урок с игро...