Конспект урока математики в технологии системно - деятельностного подхода
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Конспект урока математики в технологии системно -деятельностного подхода
Организационная информация | |||||||
Тема урока | Сравнение обыкновенных дробей | ||||||
Предмет | математика | ||||||
Класс | 6 | ||||||
Автор урока
| Мишина Татьяна Михайловна, учитель математики МАОУ «Гимназия №2» | ||||||
Методическая информация | |||||||
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок «открытия» нового знания | ||||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Сравнение обыкновенных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Действия с обыкновенными дробями» за счет включения в нее новых элементов: сравнения дробей с разными знаменателями путем приведения к наименьшему общему знаменателю. | ||||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) | образовательные: - выработать алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями, рассмотреть примеры его применения. развивающие: • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи; • развитие познавательного интереса к предмету; • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ; • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений. воспитательные: • развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке. | ||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон). Методы организации работы: - словесные методы (беседа, чтение), - наглядные (демонстрация презентации), - проблемно-поисковый, -метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод). Формы организации работы: - групповая, парная - коллективная (фронтальная), - индивидуальная. | ||||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | Номер урока в учебном плане 53, 13 урок по теме « Действия с обыкновенными дробями» | ||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Знания, умения, навыки: Учащиеся должны знать и уметь сравнивать дроби с разными знаменателями Кроме того, учащиеся должны - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать; - осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу. Перечень универсальных учебных действий: - личностные , - коммуникативные , - познавательные (общеучебные и логические), - регулятивные. | ||||||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, интерактивная доска, ватман, фломастеры. | ||||||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | - карточки с заданиями, - карточки оценки работы на уроке, - карточки с практическими заданиями по новой теме. | ||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник «Математика 6» Н.Я. Виленкин и др. | ||||||
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | |||||||
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся: -включение в учебную деятельность. | (Слайд 2): Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. | ||||||
2. Актуализация теоретических знаний (4-5 мин). Цели для учителя: -актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: -фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Учитель: Ребята, давайте вспомним какие правила сравнения дробей нам известны? Учащиеся вспоминают приемы сравнения дробей: 1. 1. С одинаковыми знаменателями; 2. 2. С одинаковыми числителями; 3. 3. Сравнение правильных и неправильных дробей; 4. 4. Прием дополнения до единицы; 5. 5. Сравнение с половиной; 6. 6. Сравнение с помощью координатного луча. Проверим домашнее задание, которое включало в себя все способы сравнения дробей.
1. 1.Сравните дроби, используя координатный луч: и ¾ и 7/12;
2. 2/3 и 5/6. 3. 2.Сравните дроби: 4. 7/41 и 8/41; 5. 5/9 и 5/8; 6. 1/3 и 5/6; 7. 123/124 и 145/146; 8. 5/11 и 11/5; 9. 6/42 и 2/16. Учитель: Какие задания у вас вызвали затруднения? Ученики: последняя пара дробей, но если предварительно сократить дроби, то все сводиться к сравнению дробей с одинаковыми числителями. Учитель: Сегодня именно эти знания помогут нам в открытии новых способов сравнения дробей. Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить математический диктант по вариантам:
1 вариант 2 вариант Сравните дроби: 8/56 и 13/56 21/34 и 17/34 12/17 и 12/19 14/15 и 14/17 5/3 и 125/131 143/155 и 3\2 12/16 и 6/24 5/15 и 6/9 12/13 и 17/18 22/23 и 14/15 2/7 и 3/8 2/7 и 1/6 (выполняется диктант) Учитель: выполните самопроверку (ответы на слайде ): (выполняется самопроверка) Учитель: А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежат оценочный лист работы на уроке и набор карточек с заданиями. Впишите в оценочный лист свою фамилию и оцените своё выполнение диктанта по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл. Оцениваются только задания 1-4. | ||||||
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: -выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
| Учитель: какой из номеров диктанта вызвал у вас наибольшие затруднения? ( предполагаемый ответ учащихся – 5)
Учитель: давайте попробуем выяснить где именно возникло затруднение и почему? Ученики: при сравнении последней пары дробей. Прием сравнения дробей с помощью координатного луча неудобен и времязатратный. Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? Ученики: выработать (сформулировать) правило сравнения дробей с разными знаменателями. Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Ученики: вывести правило сравнения дробей с разными знаменателями Цель урока: выработать правило сравнения дробей с разными знаменателями и рассмотреть его применение на примерах. Учитель: а теперь попробуйте сформулировать тему урока. Ученики: Сравнение дробей с разными знаменателями Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях.
| ||||||
4. «Открытие» учащимися нового знания. (7-8 мин). Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи и знаково нового способа действий. | Учитель: предлагаю сейчас разбиться на группы. Задание: 1. Обсудите в группе решение последнего задания диктанта, например, 1 варианта: сравнить дроби 2/7 и 3/8 2. Попытайтесь сформулировать правило сравнения дробей и выдвиньте свою гипотезу. 3. Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так делать). 4. Через три минуты представьте свой материал классу (используется ватман, фломастеры). ( идёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод) Учитель обобщает: при сравнении дробей с разными знаменателями необходимо приводим их наименьшему общему знаменателю или числителю на основе основного свойства дроби и сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями или числителями.
Учитель: попробуем сформулировать правило сравнения дробей с разными знаменателями. Учитель: проверим, правильно ли мы сформулировали правило по учебнику
| ||||||
5. Первичное закрепление (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: -усвоение нового способа действий. | Учитель: проверим задание 2-ого варианта (подробное решение с записью на доске и проговаривание правила вслух у доски). Учитель: выполнить задание с комментарием: Сравнить дроби: 3/14 и 6/35 (учащиеся озвучивают решение с обязательным проговариванием вслух правила; затем на доске высвечивается правильное решение)
3/14 и 6/35 1. НОК( 14 и 35) = 70 2. 3/14=15/70; 6/35= 12/70 3. 15/70>12/70 → 3/14>6/35 Учитель: на парте возьмите карточку . Работаем далее в парах (обязательное условие - при решении проговаривать друг другу правило). 1. Заполните пропуски: чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно: А) привести их к ______________________ Б) сравнить дроби ______________________. 2. Выполните сравнение дробей с разными знаменателями (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз, А) 5/24 и 4/15 Б) 7/20 и 23/60 В) 1/3 и 0,5 Г) 6/9 и 14/24 Учитель: выполните самопроверку (ответы на слайде) | ||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для интериоризации(переход извне внутрь) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для учащихся: -индивидуальная рефлексия достижения цели. | Учитель: а теперь попробуем сравнить две пары дробей самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимает руку и получает лист самопроверки.
(Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки) | ||||||
7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин). Цели для учителя: -создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для учащихся: -включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Учитель: Конечно, ребята, недостаточно просто научиться сравнивать дроби с разными знаменателями. Необходимо знать, где это правило можно ещё применить. И сейчас вам предлагается разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания. Разбейтесь снова на группы. Работаем по карточке, через 3-4 мин вы должны представить результат классу. Задание для групп № 1,2: Решить задачу: Трехметровое бревно распилили на 7 равных частей, а четырехметровое -на 10 частей. Части какого бревна длиннее? Задание для групп № 3,4: Решить задачу: Егор решает задачу за 4/15 часа, а Дима- за 3/10 часа. Кто затратил больше времени на решение задачи? (Учащиеся выполняют задания в группах, рассказывают о своих выводах классу.). №1. 3/7 и 4/10=2/5 1.НОК(7 и 5)=35 2. 3/7=15/35; 2/5=14/35 3. 15/35>14/35 4. Ответ: части трехметрового бревна длиннее. №2. 4/15 и 3/10
Учитель: оцените свою работу в группе по 5-ой шкале, выставьте оценку в оценочный лист. | ||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин). Цели для учителя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся: -самооценка результатов деятельности; -осознание метода построения, границ применения нового знания. | Учитель: вернёмся к цели нашего урока - достигли ли мы своей цели? - каков результат нашей деятельности на уроке? - как сравнить дроби с разными знаменателями? -где используется это правило? Цель на будущее. -в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания.
| ||||||
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Домашнее задание: п.11, № 307,311,313 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока математики в технологии системно - деятельностного подхода | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в технологии системно -деятельностного подхода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе в технологии системно - деятельностного подхода
Тема урока: " Сложение дробей с разными знаменателями"Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом)...
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода...
«Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....
Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»
Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...
Конспект урока английского языка в системно-деятельностном подходе.
Конспект урока английского языка в 5 классе....
Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Сценарий урока математики в 7 классе по теме «Смежные углы»...
Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода «Умножение натуральных чисел» (учебник Н.Я.Виленкина).
Тип урока: открытие новых знаний...