Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Сценарий урока математики в 7 классе по теме «Смежные углы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_matematiki_7_klass.docx | 617.99 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи
Сценарий урока математики
в 7 классе по теме
«Смежные углы»
Авторы:
Е.Н.Костина учитель математики МБОУ СОШ№5
Е.А.Р. учитель математики МБОУ СОШ№5
г. Оха
2015 г.
Сценарий урока математики
на основе системно-деятельностного подхода
Тема урока: «Смежные углы» (учебник Л.С.Атанасяна и коллектива авторов).
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: создать условия для введения понятия смежных углов, рассмотрения их свойств, демонстрации применения этого понятия при решении задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Планируемые результаты обучения:
Предметные умения:
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.
Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Основные понятия: угол, развернутый угол, смежные углы.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (далее ИД), раздаточный материал, цветные карандаши.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Я каждому из вас раздала карточку (Приложение 4). Что на ней изображено? - Сегодня мы с вами будем строить диаграмму нашего урока. Диаграмма будет состоять из шести столбиков. Давайте заполним первый столбик – это наше настроение в начале урока. Оцените свое настроение по пятибалльной шкале. | - Координатные оси, числа. Строят первый столбик, высотой от 1 до 5 клеток. | Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Раздает карточку №1 (Приложение 2) (СЛАЙД 1 (Приложение 1)) для работы в паре. Вызывает пару детей для работы с этой карточкой на ИД Вопросы: -Что изображено на рисунках? -Определи виды углов. -1) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла АОС. - Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОА. -Запиши какие углы вы видите на рисунке? -Что вы о них можете сказать. -2) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла МОN. - Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОN. -Запиши какие углы вы видите на рисунке? -Что вы о них можете сказать. -3) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла ЕОК. - Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОЕ. -Запиши какие углы вы видите на рисунке? -Что вы о них можете сказать. -Что объединяет все рисунки? | Дети рассматривают карточку. - Углы. -Острый, тупой, прямой. -1) Лучи ОА и ОС. ∠АОС, ∠СОВ, ∠АОВ ∠АОВ= ∠АОС+∠СОВ=180°. -2) Лучи ОM и ОN. ∠MОN, ∠MОВ, ∠BОN ∠BОN= ∠MОN+∠MОВ=180°. -3) Лучи ОЕ и ОК. ∠ЕОК, ∠КОВ, ∠ЕОВ ∠ЕОВ= ∠ЕОК+∠КОВ=180°. -Высказывают свое мнение. | Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | -Нарисуйте подобный рисунок, обсудите с соседом по парте. -Как можно назвать эти углы? -В геометрии есть название для таких углов. Это слово синоним слову «соседний». Сейчас оно в речи употребляется реже. -Разгадайте ребус (СЛАЙД 2 (Приложение 1)). -Сформулируйте тему и цель урока. | Работа в парах (обсуждают, доказывают верность построения). -Предположения детей. - Смежный. -Смежные углы. Дать определение смежных углов, узнать о них как можно больше, применять все, что узнали при решении задач. Записывают тему урока в тетрадь. | Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); |
4. Реализация построенного проекта | - (СЛАЙД 3 (Приложение 1) – темный фон) Сформулируйте и запишите определение смежных углов в карточку. -Прочитайте свои определения. -Давайте выберем лучшее определение (или создадим его совместно). Записывает определение на доске. -Как проверить верно ли наше определение? -Выберите то определение, которое мы запишем в тетрадь. -Каким свойством обладают смежные углы? Давайте создадим эталон. - Давайте заполним второй столбик на диаграмме урока. Оцените по пятибалльной шкале свою работу. -Что поможет лучше усвоить правило? | Работают в парах. Зачитывают полученные определения, обсуждают логику построения, точность использования математических терминов. -Обратиться к источнику знаний: интернет, учебник. Находят и читают определение в учебнике. Пишут в тетради определение. ∠1 и ∠2 – смежные, ∠1 + ∠2 =180°. Рисуют второй столбик. - Решение задач. | Использование знаково-символических средств (П); выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р); извлечение необходимой информации из прочитанных текстов (П); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); волевая саморегуляция (Р). |
5. Первичное закрепление с проговариванием вслух | (СЛАЙД 4 (Приложение 1)) (СЛАЙД 5 (Приложение 1)) -Какие рисунки вызвали затруднения? Почему? - Какой высоты теперь у вас получится столбик на диаграмме урока. -Что нужно сделать, чтобы запомнить определение и свойства смежных углов. | Выполняют задание, обосновывают свой выбор, опираясь на определение. Рисуют третий столбик. -Нужно выучить определение и свойство, много решать задач. | Самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К). |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Предлагаю вам поработать самостоятельно, время на работу 5 минут. Карточка №2 (Приложение 3). -Выполним проверку. Нарисуй четвертый столбик на диаграмме урока. -Ребята, которые допустили ошибки, делают работу над ошибками. Учитель определяет консультантов (помощники учителя), которые не допустили ошибок. | Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Сверяют ответы с эталоном, заранее приготовленным учителем. Рисуют столбик, высота которого зависит от количества правильных ответов. Разбирают задания. | Самоопределение (Л); самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К). |
7. Включение в систему знаний и повторение | №61 (д) выполним вместе. Что это? Назови этапы решения задачи. Весь класс решает, двое учеников за крыльями доски. Время работы 7 минут. Давайте сравним решения. Какие ошибки? Как можно решить по-другому? (Другим способом?). Нарисуйте пятый столбик, который будет показывать, как вы справились с решением этой задачи. | Задача. Рисунок. Записать, что дано, сто надо найти, решение, проверка решения, ответ. Ответы детей, анализ решения, исправление ошибок, построение пятого столбика на диаграмме. | Выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К). |
8. Рефлексия. | -Давайте вспомним, что обозначает каждый столбик на нашей диаграмме? - Дайте определение смежных углов, назовите их свойства. - Оцените свое настроение сейчас. Нарисуйте шестой столбик. - Изменилось ли ваше настроение, почему. Домашнее задание: выучить определение и свойства, придумать две задачи на готовых чертежах. | Первый – настроение в начале урока. -Второй – правила о смежных углах. Проговаривают определение и свойства. -Третий – задачи по чертежу. -Четвертый – самостоятельная работа. -Пятый – задача. Отвечают на вопрос. | Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); анализ (П); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). |
Список литературы:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2015 - №83 с.
2. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
3. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Ю.А.Глазков, П.М.Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 77, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
4. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010. – Ч 1. – 64 с.
5. Режим доступа: http://rebus1.com.
Приложения.
Приложение 1. Презентация к уроку.
СЛАЙД 1 | СЛАЙД 2 |
СЛАЙД 3 | СЛАЙД 4 |
СЛАЙД 5 |
Приложение 2. Карточка №1.
Приложение 3. Карточка №2.
Ответы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | 2 | 5 | 1 | 4 | 2 |
Приложение 4. Диаграмма урока.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...
Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.
В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
Памятка поможет правильно проанализировать урок на основе СДП...
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование г...
- Мне нравится (1)