Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Костина Екатерина Николаевна

Сценарий урока математики в 7 классе по теме «Смежные углы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_matematiki_7_klass.docx617.99 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи

Сценарий урока математики

в 7 классе по теме

«Смежные углы»

Авторы:

Е.Н.Костина учитель математики МБОУ СОШ№5

Е.А.Р. учитель математики МБОУ СОШ№5

г. Оха

2015 г.

Сценарий урока математики

на основе системно-деятельностного подхода

Тема урока: «Смежные углы» (учебник Л.С.Атанасяна и коллектива авторов).

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: создать условия для введения понятия смежных углов, рассмотрения их свойств, демонстрации применения этого понятия при решении задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.

Планируемые результаты обучения:

Предметные умения:

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Основные понятия: угол, развернутый угол, смежные углы.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (далее ИД), раздаточный материал, цветные карандаши.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Я каждому из вас раздала карточку (Приложение 4). Что на ней изображено?

- Сегодня мы с вами будем строить диаграмму нашего урока.

Диаграмма будет состоять из шести столбиков.

Давайте заполним первый столбик – это наше настроение в начале урока. Оцените свое настроение по пятибалльной шкале.

- Координатные оси, числа.

Строят первый столбик, высотой от 1 до 5 клеток.

Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Раздает карточку №1 (Приложение 2) (СЛАЙД 1 (Приложение 1)) для работы в паре.

Вызывает пару детей для работы с этой карточкой на ИД

Вопросы:

-Что изображено на рисунках?

-Определи виды углов.

-1) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла АОС.

- Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОА.

-Запиши какие углы вы видите на рисунке?

-Что вы о них можете сказать.

-2) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла МОN.

- Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОN.

-Запиши какие углы вы видите на рисунке?

-Что вы о них можете сказать.

-3) Назовите лучи, являющиеся сторонами угла ЕОК.

- Проведите луч ОВ, являющийся продолжением луча ОЕ.

-Запиши какие углы вы видите на рисунке?

-Что вы о них можете сказать.

-Что объединяет все рисунки?

Дети рассматривают карточку.

- Углы.

-Острый, тупой, прямой.

-1) Лучи ОА и ОС.

АОС, СОВ, ∠АОВ

АОВ= ∠АОС+СОВ=180°.

-2) Лучи ОM и ОN.

MОN, MОВ, BОN

BОN= ∠MОN+MОВ=180°.

-3) Лучи ОЕ и ОК.

ЕОК, КОВ, ЕОВ

ЕОВ= ∠ЕОК+КОВ=180°.

-Высказывают свое мнение.

Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Нарисуйте подобный рисунок, обсудите с соседом по парте.

-Как можно назвать эти углы?

-В геометрии есть название для таких углов. Это слово синоним слову «соседний». Сейчас оно в речи употребляется реже.

-Разгадайте ребус (СЛАЙД 2 (Приложение 1)).

-Сформулируйте тему и цель урока.

Работа в парах (обсуждают, доказывают верность построения).

-Предположения детей.

- Смежный.

-Смежные углы. Дать определение смежных углов, узнать о них как можно больше, применять все, что узнали при решении задач.

Записывают тему урока в тетрадь.

Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

4. Реализация построенного проекта

- (СЛАЙД 3 (Приложение 1) – темный фон) Сформулируйте и запишите определение смежных углов в карточку.

-Прочитайте свои определения.

-Давайте выберем лучшее определение (или создадим его совместно).

Записывает определение на доске.

-Как проверить верно ли наше определение?

-Выберите то определение, которое мы запишем в тетрадь.

-Каким свойством обладают смежные углы? Давайте создадим эталон.

- Давайте заполним второй столбик на диаграмме урока. Оцените по пятибалльной шкале свою работу.

-Что поможет лучше усвоить правило?

Работают в парах.

Зачитывают полученные определения, обсуждают логику построения, точность использования математических терминов.

-Обратиться к источнику знаний: интернет, учебник.

Находят и читают определение в учебнике.

Пишут в тетради определение.

1 и 2 – смежные,

1 + 2 =180°.

Рисуют второй столбик.

- Решение задач.

Использование знаково-символических средств (П); выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р); извлечение необходимой информации из прочитанных текстов (П); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); волевая саморегуляция (Р).

5. Первичное закрепление с проговариванием вслух

(СЛАЙД 4 (Приложение 1))

(СЛАЙД 5 (Приложение 1))

-Какие рисунки вызвали затруднения? Почему?

- Какой высоты теперь у вас получится столбик на диаграмме урока.

-Что нужно сделать, чтобы запомнить определение и свойства смежных углов.

Выполняют задание, обосновывают свой выбор, опираясь на определение.

Рисуют третий столбик.

-Нужно выучить определение и свойство, много решать задач.

Самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Предлагаю вам поработать самостоятельно, время на работу 5 минут.

Карточка №2 (Приложение 3).

-Выполним проверку. Нарисуй четвертый столбик на диаграмме урока.

-Ребята, которые допустили ошибки, делают работу над ошибками.

Учитель определяет консультантов (помощники учителя), которые не допустили ошибок.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно.

Сверяют ответы с эталоном, заранее приготовленным учителем.

Рисуют столбик, высота которого зависит от количества правильных ответов.

Разбирают задания.

Самоопределение (Л); самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

7. Включение в систему знаний и повторение

№61 (д) выполним вместе.

Что это?

Назови этапы решения задачи.

Весь класс решает, двое учеников за крыльями доски. Время работы 7 минут.

Давайте сравним решения. Какие ошибки? Как можно решить по-другому? (Другим способом?).

Нарисуйте пятый столбик, который будет показывать, как вы справились с решением этой задачи.

Задача.

Рисунок. Записать, что дано, сто надо найти, решение, проверка решения, ответ.

Ответы детей, анализ решения, исправление ошибок, построение пятого столбика на диаграмме.

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

8. Рефлексия.

-Давайте вспомним, что обозначает каждый столбик на нашей диаграмме?

- Дайте определение смежных углов, назовите их свойства.

- Оцените свое настроение сейчас. Нарисуйте шестой столбик.

- Изменилось ли ваше настроение, почему.

Домашнее задание: выучить определение и свойства, придумать две задачи на готовых чертежах.

Первый – настроение в начале урока.

-Второй – правила о смежных углах.

Проговаривают определение и свойства.

-Третий – задачи по чертежу.

-Четвертый – самостоятельная работа.

-Пятый – задача.

Отвечают на вопрос.

Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); анализ (П); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).


Список литературы:

1. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2015 - №83 с.

2. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.

3. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Ю.А.Глазков, П.М.Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 77, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

4. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010. – Ч 1. – 64 с.

5. Режим доступа: http://rebus1.com.

Приложения.

Приложение 1. Презентация к уроку.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Приложение 2. Карточка №1.

Приложение 3. Карточка №2.

Карточка №2.

Смежные углы

  1. Выбери верное определение смежных углов.
  1. два угла, у которых одна сторона общая
  2. два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжением сторон друг друга
  3. три угла, у которых две стороны общие
  4. два угла,  которые имеют общую вершину
  1. Укажите, какие углы на рисунке являются смежными.

  1. АОВ и АОС
  2. АОВ и ВОС
  3. МОN и МОА
  4. NОА и NОМ
  5. АОD и DОК

  1. Чему равен угол, смежный углу в 15°?
  1. 165°   2)15°      3) 90°      4) 30°     5) 180°
  1. Найдите смежные углы, если один из них меньше другого на 30°.
  1. 100° и 80°     2) 30° и 60°     3) 150° и 30°     4)75° и 105°     5) нет верного ответа
  1. Определи могут ли углы 120° и 130° быть смежными?
  1. да    2) нет     3) невозможно определить

Ответы

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

2

5

1

4

2

Приложение 4. Диаграмма урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...

Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.

В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

Памятка поможет правильно проанализировать урок на основе СДП...

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование г...