урок на действия с обыкновенными дробями
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
материал по теме "Действия с обыкновенными дробями" с элементами краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_urok_goda_2014.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал на районный конкурс «Урок – 2014»
учителя математики и физики МБОУ «Чулковская СОШ»
Сибриной Ольги Владимировны.
Номинация конкурса: урок с применением ИКТ
- Общие сведения.
Фамилия, Имя, Отчество | Сибрина Ольга Владимировна |
Стаж работы | 29 лет |
Квалификация, категория | 1 |
Предмет (группа ДОУ) | математика |
УМК | Математика, 5,Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Чесновов, С.И. Шварцбург; Москва: Мнемозина, 2012 г |
ФИО автора учебника | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесновов, С.И. Шварцбург. |
Тема урока, занятия | Действия с обыкновенными дробями с элементами краеведения. |
Класс, группа | 5 |
Краткая характеристика класса, группы | Процесс адаптации пятиклассников к этому времени закончился. Уровень подготовки детей довольно низкий, о чем свидетельствует низкое качество знаний, основная оценка «3». Работоспособность класса не очень высокая. Дисциплина в классе хорошая. |
- Пояснительная записка к уроку (определение особенностей и место урока в курсе).
Данный урок – обобщающий на действия с обыкновенными дробями с элементами краеведения. Проводится в конце изучения темы «Обыкновенные дроби» и предполагает проверить уровень овладения действиями с обыкновенными дробями, а также познакомить учащихся с умельцами Гороховецкого края (в том числе и с умельцами – односельчанами), используя материалы школьного музея (тема выпадает на декабрь, в связи с единым днем краеведения).
Цель деятельности учителя | Определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. |
Цели и педагогические задачи урока | - закрепить навыки в действиях с обыкновенными дробями; - повысить активность учащихся на уроке, привить интерес к предмету с помощью интересных форм работы; - привить любовь к малой родине, используя краеведческий материал. -развить умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность |
Тип урока | урок систематизации знаний |
Планируемые результаты образования | Предметные: владение базовым математическим аппаратом по теме, овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в окружающей жизни, умение планировать учебные действия, контролировать их в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, умение слушать собеседника и вести диалог, оценивание своих достижений на уроке, умение находить в различных источниках информацию. Личностные: умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. |
Методы и формы обучения | Частично – поисковый, практический; индивидуальная работа и фронтальная |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, у учащихся карточки красного, зелёного, жёлтого, голубого, фиолетового цветов |
Наглядно – демонстрационный материал | Раздаточный материал, стенд с книгами о Гороховецком крае, лапти, рушник, резные доски, резьба по дереву, мультимедийная презентация «Умельцы земли Гороховецкой» |
Основные понятия и термины |
- Сценарий урока:
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Создание благоприятного психологического климата, эмоциональный настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в работу на уроке. | Фронтальная | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Наблюдение |
2. Подготовка к восприятию нового материала Мотивация учебной деятельности учащихся. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала и принятие ими целей урока. | Организовывает самостоятельную работу – тест для повторения действий с обыкновенными дробями. Учитель: «Зная все действия с обыкновенными дробями, мы можем попасть в гости к мастерам и умельцам Гороховецкого края». Организовывает класс на устный счет: Учитель: «Покажем всем умельцам плести лапти, что и мы не лыком шиты». 1) найти лишнее слово в каждом столбике и показать цвет той карточки, против которой записано это слово. Дополнительные вопросы: - Дайте общее название каждому столбику. - Какой столбик в тему « Дроби» попал случайно? 2) каждому примеру из левого столбика поставить в соответствие правильный ответ из правого. Начинает показ презентации. Учитель делает акцент на значимость изучаемой темы, мотивируя учащихся к постановке цели урока. Читает стихотворение, записанное на доске: Над жёлтой нивой - купол голубой. Плывет, как лебедь парус у причала. К огромной нашей Родине любовь Берёт от малой родины начало. Обращает внимание детей на оформление класса: стенд книг о Гороховецком крае, стенд с материалами, сделанными руками Чулковских мастеров. | Выполняют самостоятельную работу – тест, в результате решения которого они получают адрес первого дома мастеров. Участвуют в устной работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы и получают адрес второго дома мастеров. Слушают, смотрят презентацию, участвуют в диалоге. Записывают тему урока. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: структурируют собственные знания, осознано выстраивают речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учатся понимать позицию партнера, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность., оценивают усваиваемость материала. Регулятивные: целеполагание. | Устные ответы |
3. Физкультминутка | Смена деятельности. | Обеспечивает психологическую разгрузку учащихся в результате смены деятельности | Учащиеся готовы работать дальше, т.к. поменяли вид деятельности. | Фронтальная | Наблюдение | |
4. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа | Организовывает учащихся на выполнение письменной работы. Продолжает показ презентации. Учитель: «Лучшие учащиеся показали нам дорогу к домику №3, где живут умельцы работы по дереву». Организовывает ребят на решение задачи в нестандартной ситуации с помощью сценки «Магистр рассеянных наук» Учитель: Мастера дома № 3 оставили вам наказ в лице магистра рассеянных наук, но у него случилась какая – то неприятность. Надо ему помочь. | Выполняют письменную работу, попадая тем самым в дом №3. Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Слушают, смотрят презентацию. Смотрят сценку, помогают магистру решить его проблему. | Индивидуальная Фронтальная | Познавательные: опираются на ранее полученные знания, формируют интерес к данной теме, анализируют и делают выводы под руководством учителя. Регулятивные: контролируют и корректируют свою деятельность. Личностные: формируют готовность к самообразованию, проявляют интерес к учению. Коммуникативные: умеют правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме, уважают в общении партнера и самого себя. | |
5.Рефлексия. Итоги урока | Обобщить полученные сведения, дать количественную оценку работы учащихся. | Подводит итоги работы класса. Задает вопросы: - Какие трудности испытали на уроке? -Что помогло справиться с этими трудностями? -Понравилось ли работать на уроке? | Отвечают на вопросы, делают выводы. Оценивают свою работу и работу своих товарищей. Определяют эмоциональное состояние на уроке. Слушают наказ. | Фронтальная | Личностные: формируют позитивную самооценку, понимают личностный смысл учения. Регулятивные: умеют самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют четко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками. | Устные ответы |
Приложение 1.
Самостоятельная работа – тест:
1. 19:4. Выберите правильный ответ: а) 43/4; б) не делится; в) 3/4
2. Представьте 45 9/10 в виде неправильной дроби и выберите правильный ответ:
а) 405/10; б) 459/10; в) 450/9.
3. Решите уравнение:
(Х - 1 8/9) + 3 7/9 = 4 8/9.
а) 10 5/9; б) 3; в) 6 7/9
4. Дана дробь 2/3. Числитель и знаменатель дроби умножили на 5. Какой знак надо поставить между получившейся дробью и исходной дробью 2/3?
а) ˃; б) ˂ ; в) =.
5. 6/12 = х/6. Какое число надо поставить вместо х?
а) 36; б) 12; в) 3.
Итоги теста:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
а | л | д | с | у | ч |
б | к | а | п | о | н |
в | е | ю | г | т | и |
Получают слово: лапти.
Приложение 2.
Информация и фото на слайде
1
В своё время на территории Гороховецкого уезда процветал лаптежный промысел. До начала 50_х_ годов лапти плели в каждой деревне. Сейчас лапти, корзины, короба плетут отдельные умельцы, такие как В.И. Линьков ( г. Гороховец ),
С. И. Москалев и Б.В. Забелин ( д. Быкасово), С.М. Дружков ( д. Морозовка).
Приложение 3.
Устный счет:
1) найти лишнее слово в каждом столбике и показать цвет той карточки, против которой записано это слово
1 | 2 | 3 | |
Красный | числитель | прямая | Дробная черта |
Зеленый | знаменатель | кривая | Представление в виде неправильной дроби |
Желтый | ломаная | замкнутая | Сравнение дробей |
Голубой | Смешанное число | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Выделение целой части из неправильной дроби |
Фиолетовый | Общий знаменатель | самопересекающиеся | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
Общее название столбика | Элементы обыкновенных дробей | Виды линий | Операции над обыкновенными дробями |
Дополнительные вопросы:
- Дайте общее название каждому столбику.
- Какой столбик в тему « Дроби» попал случайно?
2) каждому примеру из левого столбика поставить в соответствие правильный ответ из правого и соответствующую букву.
2 2/3 + 1 1/3 = | 9 | Л |
1 – 1/5 = | 3 2/7 | Ы |
Найти 1/3 от 27 | 4 | М |
5 : 6 = | 84 | Д |
Выделить целую часть из 15/7 | 2 1/7 | → |
Решить уравнение: х/7 = 12 | 4/5 | О |
Представить в виде неправильной дроби 5 2/5 | 27/5 | Ц |
7 5/7 – 4 3/7 = | 5/6 | О |
Правильные решения устных упражнений приводят к фразе: МОЛОДЦЫ → к дому №2
Приложение 4.
Информация и фото на слайде
В нем живут мастерицы женских ремесел, которые сохранились в Гороховецком крае лучше других. В доме живут мастерицы по изготовлению половиков, умеющие прясть шерсть, вышивать салфетки, подушки, скатерти, подзоры и занавески, шить лоскутные одеяла и другие. Среди них М.Н. Каюкова (д. Арефино) и А.И. Ганн (п. Чулково) известны далеко за пределами своих деревень. И хотя А.И. Ганн нет в живых, её дочь Валентина Ивановна Чебураева хранит и продолжает её мастерство матери.
2
Приложение 5.
Задания для письменной работы:
1. Выполните действия:
4 1/9 + 3 4/9;
1 1/8 + 5 7/8;
7 5/7 – 4 3/7;
9 6/12 – 7 7/12.
2. Сравните:
4 3/5 и 4 1/5;
9 3/7 и 6 8/7.
3. Из 27 м ткани получилось 8 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани пошло на один костюм?
4. Решите уравнение:
3 5/8 – z = 2;
х – 3 4/7 = 2 5/7.
5*. За 3 ч. путник прошел 11 14/25 км. За первые 2 ч. Он прошел 9 6/25 км, а за последние 2 ч. –
6 7/25 км. Сколько километров проходил путник в каждый час?
Приложение 6.
3
Гороховецкий уезд издавна славился своими плотниками и столярами. Обработка дерева является в настоящее время распространенным мужским ремеслом. Наиболее известные плотники и резчики
Г.Л. Борцов (г.Гороховец), В.Р. Чесноков (д. Выезд), В.А. Фоминых и М.А. Евдокимов (с. Фоминки),
А.И. Ляху и И.В. Дубов (п. Чулково).
Приложение 7.
Сценка: (подготовлена с учащимися заранее)
Учитель: Вышел магистр рассеянных наук на улицу, чтобы прогуляться. Вдруг видит двух плачущих детей.
Магистр: Что случилось? Вы, на верно, деньги потеряли?
Девочки: Нет! Мне мама велела купить ровно три четверти литра молока.
Мальчик: А мне пол литра, а бутылку разбил. Куда мне теперь налить молока?
Девочка: А в банку входит только один литр.
Магистр: Вам повезло, что вы встретили меня. А математика нам поможет:
три четверти – это ¾, а
пол литра – это ½. Теперь сложим эти дроби ¾ + ½ = 4/6 ˂ 1.
А в банку входит один литр. Значит, вы молока нальете, и у вас останется еще 2/6 банки пустой.
Учитель: После этого дети заплакали еще громче и убежали. Почему?
(Ответ: банки на хватит, т.к. ¾ + ½ = ¾ + 2/4 = 5/4 ˃ 1)
Магистр: Спасибо, дети! А наказ у меня в моей волшебной ученой шапочке!
(Достает наказ и читает): Любите и сохраняйте традиции ваших дедушек и бабушек, созидайте и творите сами в области культуры, включающей знания всех учебных предметов, в том числе и математики. Вы – строители своей жизни, будущее своей Родины. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Действия с обыкновенными дробями", 6 класс
Заключительный урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями" проводится перед написанием контрольной работы. Урок проводится в форме игры, используется дифференцированный подход....
Урок математики "Действия с обыкновенными дробями"
На уроке закрепляются знания об обыкновенных дробях и развивается навык счёта....
урок "Все действия с обыкновенными дробями" 6 класс по учебнику Виленкина
Конспект урока, технологическая карта и материалы к уроку....
Урок-сказка "Действия с обыкновенными дробями.
На этом уроке хорошо продуман организационный момент учебного занятия. Урок начинается со сказочной заставки и музыки, а, последовшая за этим разминка, распологает ребят к орга...
Презентация к уроку обобщения "Действия с обыкновенными дробями"
Решение задач по теме "Все действия с обыкновенными дробями". Урок - сказка....
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Открытый урок-игра " Действия с обыкновенными дробями"
Конспект открытого урока + карточки с заданием....