Урок математики в 5 классе Окружность
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Сорокина Елена Николаевна

Цели урока: 1. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем 2. Развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности; 3. Воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении. Урок предназначен для учащихся 5 класса и сопровождается презентацией. В урок включены элемент здоровьесбережения игра «Будь внимательным», физкультминутка. Так же учащимся предложено выполнить творческой задание, все разделены на 2 группы и каждая группа строит свою окружность. В конце урока даётся тестирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики

Сорокина Е.Н.

МБОУ «ОО Сорокинская школа»

Конспект урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )

Тема урока: « Окружность и круг»

Цели урока:

  • сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем
  • развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;
  • воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Оборудование:   циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тесты по теме урока.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

                     (С.Горшкова «Начинаем учиться»)

 - Какой сегодня день?  

 - Какая сегодня погода?

 - А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)

2. Актуализация знаний.

 - Итак, зима вступила в свои права.

 - Наша страна огромная, и почти всю её покрыло снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.

Устный счёт

- Какие задания можно выполнить с этими числами? (Расположить в порядке убывания, возрастания, разделить на группы, и т.д.)

 - Молодцы!

(На экране – 6   7   9   12   16)

 - Посмотрите ещё раз на числа. Какую закономерность заметили? (Каждое последующее число 1,2,3,4)

 - Какое число будет следующим? (21)

 - Посмотрите на экран. Что это? (карта)

 - Как она называется? (Карта Волгоградской области)

 - Что обозначает понятие область? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Область – часть страны)

 - А что же такое область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)

 - Кто же покажет границу Волгоградской области?  

 - Что такое граница? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (Граница – линия, отделяющая одну область от другой)

 - Вспомните определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)

 Тема урока.(На экране появляются части слова)

3. Постановка учебных задач.

- Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?

     - Правильно, окружность.

    - Что такое окружность?

Актуализация опорных знаний.

  • Прямая, кривая, ломаная.
  • Замкнутая линия.
  • Замкнутая кривая и замкнутые ломаные.

  • - Какой из них лишний? Почему? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится  работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)

Основной материал урока.

  1. Сравните овал и окружность.
  2. Каким же свойством должна обладать окружность, не только быть замкнутой кривой линией?
  3. Определение окружности, радиуса окружности, круга, его радиуса.
  4. Практическая работа с целью сравнить радиусы одной окружности, выяснить связь между радиусом и диаметром.

- у вас нас столах чистые листы бумаги. Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.

 - Покажите свою работу друг другу и мне.

 - Получилась окружность?

 - Почему же у фигуры неровные края? (Нет инструмента)

- Для этого существует специальный чертёжный инструмент.

               Я – циркач лихой,  

Окружность я черчу одной ногой,

А другой – проткну бумагу,

Уцеплюсь я и ни шагу!

 - Что это?

- С каким словом созвучно моё название? (Цирк)

-А почему?  

 - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.

Построение с помощью циркуля.

  • - Как же построить окружность с помощью циркуля?
  • - Какое правило безопасности надо соблюдать?
  • - Попробуйте начертить окружность на листах бумаги, которые лежат у вас на столе.
  • - Проверьте работу друг друга. Поставьте знак.
  • Игра «Будь внимательным!» - физминутка
  • Знакомство с кругом.

 - Представьте, что получится, если окружность вырезать? (Круг)

 - Чем круг отличается от окружности?

 - Перегните круг пополам и ещё раз пополам. Что заметили?

 - Чем является окружность для круга?

 - Когда в жизни может пригодится умение делить круг на равные части?

  • Творческая работа.

 - Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вот сейчас вы поработаете в группах. На листах бумаги стоят точки.

1 группа – чертит окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.

2 группа – чертит окружность радиусом 3 см.

3 группа – 8 см.

  • Проверка работы.

 - Продемонстрируйте свою работу. (Вывешиваются на доску выполненные работы)

 - А теперь посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.

  • Тестирование по изученному материалу.

Тест «Выбери правильный ответ»

1. Окружность – это:

А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.

2. Диаметр - это:

А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

3. Все радиусы одной окружности:

А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.

4. Радиус окружности – это:

А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.

5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность

  • Проверка выполнения тестов.

9. Домашнее задание. (По выбору)

П.22,вопросы, составить свой узор из окружностей, № 850,  854,857.

10. Итог урока.

 - Продолжите предложения.

Сегодня на уроке:

я  узнал …

я  научился…

порадовался тому, что…

11. Рефлексия деятельности.

- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру - окружность и нарисуйте своё настроение.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики по теме «Окружность и круг» Подготовила учитель математики МБОУ МБОУ «ОО Сорокинская школа» Сорокина Е.Н. По учебнику «Математика.5 класс. Н.Я.Виленкин и др.»

Слайд 3

От снега была очищена дорога длиной 15 км . Сколько м дороги стало доступно для движения? 15 км = 15 000 м

Слайд 4

Площадь поверхности озера 10 000 м ² . Выразите в га площадь, покрытую льдом, если озеро замерзло полностью. 10 000 м ² = 1 га

Слайд 5

На постройку своего жилища эскимосу потребовалось 7 м ³ снега. Сколько кубических дециметров снега он использовал? 7 м ³ = 7000 дм ³ Иглу эскимоса

Слайд 6

6 , 12 , 16, 9 , 7 6 , 7 , 9 , 12 , 16, … (+) 1 2 3 4 5 21

Слайд 8

Волгоградская область

Слайд 9

Волгоградская область

Слайд 10

Как называют эти линии?

Слайд 11

Что общего у синих фигур? Кривые

Слайд 12

Что общего у зеленых фигур? Замкнутые

Слайд 13

1 3 2 Какая фигура лишняя и почему?

Слайд 14

жн ок ть ос ру ок ру жн ос ть ж к с о р у о н т ь Тема урока:

Слайд 15

Замкнутая кривая линия с центром-точкой –это общее. Чем различаются эти фигуры?

Слайд 16

Центр замкнутой линии одинаково удалён от всех точек у окружности Замкнутая кривая линия О A B C M K Центр замкнутой линии удален от её точек на разное расстояние у овала

Слайд 17

Окружность – это замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от ее центра. Отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой этой окружности называют радиусом окружности. ОА-радиус. О А

Слайд 18

Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности. Радиус круга , такой как и радиус окружности

Слайд 19

Задание 1 Среди замкнутых кривых найдите окружность. Обозначьте ее центр – А. На окружности возьмите три различных точки: В, С, D. Проведите три радиуса АВ, АС, и А D . Измерьте их и запишите результат. Сделайте вывод.

Слайд 20

АВ = 2 см АС = 2 см А D = 2 см Проверь себя Вывод: все радиусы одной окружности равны.

Слайд 21

Задание 2 Продолжи отрезок АВ так, чтобы он пересек окружность. Поставь точку Х. Продолжи АС и получи точку Н. Продолжи А D и получи точку У. Измерь отрезки ВХ, СН, D У. Сравни отрезки АВ и ВХ, АС и СН, А D и D У. Сделай вывод.

Слайд 22

Проверь себя А D B C Х Н У ВХ=4см, АВ в 2 раза меньше,чем ВХ

Слайд 23

Диа́метр Диаметр – отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через центр. АМ=АО+ОМ О М А АМ=2 · ОА

Слайд 24

Нарисуйте на листе окружность «от руки».

Слайд 25

Ц и ́ ркуль

Слайд 26

Цирк

Слайд 28

Будь внимателен!

Слайд 29

Сколько окружностей? 15

Слайд 30

Диаметр делит круг на два полукруга

Слайд 31

Диаметр делит окружность на две полуокружности

Слайд 32

Точки А и В делят окружность на две части – две дуги А В

Слайд 33

В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или дугах окружностей

Слайд 34

Творческое задание Начертите с помощью циркуля окружности с заданным радиусом с центром в данных точках.

Слайд 36

Проверь себя 1. Окружность – это: А. Замкнутая кривая линия. Б. Ломаная линия с центром в точке О. В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности. 2. Диаметр - это: А. Прямая, проходящая через центр окружности. Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

Слайд 37

Проверь себя 4. Радиус окружности – это: А. Отрезок, соединяющий две точки окружности. Б. Прямая, проходящая через центр. В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности. 3. Все радиусы одной окружности: А. Являются лучами. Б. Равны между собой. В. Имеют разную длину.

Слайд 38

Проверь себя 5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком +

Слайд 39

Домашнее задание П.22, вопросы , составить свой узор из окружностей, № 850, 854, 857.

Слайд 41

Продолжи предложение я узнал … я научился… порадовался тому, что… Сегодня на уроке:

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс Длина окружности и площадь круга

Данный урок математики с использованием мультимедийной презентации по теме «Длина окружности. Площадь круга» является уроком изучения нового материала. Преподавание в 6 классе ведется по учебник...

"Длина окружности", урок математики 6 класс.

"Длина окружности", урок математики 6 класс....

Технологическая карта урока математики "Круг и окружность. Длина окружности" 8 класс 8 вид программы обучения

 Данная технологическая карта посвященаформированию представлений обучающихся с нарушением интеллекта о нахождении длины окружности. Урок первый в разделе изучаемой темы. Уровень сложности...

Урок математики 6 класс "Длина окружности"

Конспект урока с презентацией....

Урок математики 6 класс по теме "Длина окружности"

Технологическая карта + презентация...

План-конспект урока математики "Формулы длины окружности и площади круга", 6 класс

В разработке представлен сценарий урока математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга" для обучающихся 6 класса. УМК "Сферы"...