Урок математики в 5 классе Окружность
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Цели урока: 1. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем 2. Развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности; 3. Воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении. Урок предназначен для учащихся 5 класса и сопровождается презентацией. В урок включены элемент здоровьесбережения игра «Будь внимательным», физкультминутка. Так же учащимся предложено выполнить творческой задание, все разделены на 2 группы и каждая группа строит свою окружность. В конце урока даётся тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Окружность" 5 класс | 427 КБ |
Презентация "Окружность" | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики
Сорокина Е.Н.
МБОУ «ОО Сорокинская школа»
Конспект урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )
Тема урока: « Окружность и круг»
Цели урока:
- сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем
- развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;
- воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.
Оборудование: циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тесты по теме урока.
План урока.
1.Оргмомент.
2.Актуализация опорных знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент
Звонок голосистой птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру…
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
(С.Горшкова «Начинаем учиться»)
- Какой сегодня день?
- Какая сегодня погода?
- А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)
2. Актуализация знаний.
- Итак, зима вступила в свои права.
- Наша страна огромная, и почти всю её покрыло снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.
Устный счёт
- Какие задания можно выполнить с этими числами? (Расположить в порядке убывания, возрастания, разделить на группы, и т.д.)
- Молодцы!
(На экране – 6 7 9 12 16)
- Посмотрите ещё раз на числа. Какую закономерность заметили? (Каждое последующее число 1,2,3,4)
- Какое число будет следующим? (21)
- Посмотрите на экран. Что это? (карта)
- Как она называется? (Карта Волгоградской области)
- Что обозначает понятие область? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Область – часть страны)
- А что же такое область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)
- Кто же покажет границу Волгоградской области?
- Что такое граница? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (Граница – линия, отделяющая одну область от другой)
- Вспомните определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)
Тема урока.(На экране появляются части слова)
3. Постановка учебных задач.
- Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?
- Правильно, окружность.
- Что такое окружность?
Актуализация опорных знаний.
- Прямая, кривая, ломаная.
- Замкнутая линия.
- Замкнутая кривая и замкнутые ломаные.
- - Какой из них лишний? Почему? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)
Основной материал урока.
- Сравните овал и окружность.
- Каким же свойством должна обладать окружность, не только быть замкнутой кривой линией?
- Определение окружности, радиуса окружности, круга, его радиуса.
- Практическая работа с целью сравнить радиусы одной окружности, выяснить связь между радиусом и диаметром.
- у вас нас столах чистые листы бумаги. Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.
- Покажите свою работу друг другу и мне.
- Получилась окружность?
- Почему же у фигуры неровные края? (Нет инструмента)
- Для этого существует специальный чертёжный инструмент.
Я – циркач лихой,
Окружность я черчу одной ногой,
А другой – проткну бумагу,
Уцеплюсь я и ни шагу!
- Что это?
- С каким словом созвучно моё название? (Цирк)
-А почему?
- Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.
Построение с помощью циркуля.
- - Как же построить окружность с помощью циркуля?
- - Какое правило безопасности надо соблюдать?
- - Попробуйте начертить окружность на листах бумаги, которые лежат у вас на столе.
- - Проверьте работу друг друга. Поставьте знак.
- Игра «Будь внимательным!» - физминутка
- Знакомство с кругом.
- Представьте, что получится, если окружность вырезать? (Круг)
- Чем круг отличается от окружности?
- Перегните круг пополам и ещё раз пополам. Что заметили?
- Чем является окружность для круга?
- Когда в жизни может пригодится умение делить круг на равные части?
- Творческая работа.
- Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вот сейчас вы поработаете в группах. На листах бумаги стоят точки.
1 группа – чертит окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.
2 группа – чертит окружность радиусом 3 см.
3 группа – 8 см.
- Проверка работы.
- Продемонстрируйте свою работу. (Вывешиваются на доску выполненные работы)
- А теперь посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.
- Тестирование по изученному материалу.
Тест «Выбери правильный ответ»
1. Окружность – это:
А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.
2. Диаметр - это:
А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.
3. Все радиусы одной окружности:
А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.
4. Радиус окружности – это:
А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.
5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность
- Проверка выполнения тестов.
9. Домашнее задание. (По выбору)
П.22,вопросы, составить свой узор из окружностей, № 850, 854,857.
10. Итог урока.
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке:
я узнал …
я научился…
порадовался тому, что…
11. Рефлексия деятельности.
- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру - окружность и нарисуйте своё настроение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От снега была очищена дорога длиной 15 км . Сколько м дороги стало доступно для движения? 15 км = 15 000 м
Площадь поверхности озера 10 000 м ² . Выразите в га площадь, покрытую льдом, если озеро замерзло полностью. 10 000 м ² = 1 га
На постройку своего жилища эскимосу потребовалось 7 м ³ снега. Сколько кубических дециметров снега он использовал? 7 м ³ = 7000 дм ³ Иглу эскимоса
6 , 12 , 16, 9 , 7 6 , 7 , 9 , 12 , 16, … (+) 1 2 3 4 5 21
Волгоградская область
Волгоградская область
Как называют эти линии?
Что общего у синих фигур? Кривые
Что общего у зеленых фигур? Замкнутые
1 3 2 Какая фигура лишняя и почему?
жн ок ть ос ру ок ру жн ос ть ж к с о р у о н т ь Тема урока:
Замкнутая кривая линия с центром-точкой –это общее. Чем различаются эти фигуры?
Центр замкнутой линии одинаково удалён от всех точек у окружности Замкнутая кривая линия О A B C M K Центр замкнутой линии удален от её точек на разное расстояние у овала
Окружность – это замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от ее центра. Отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой этой окружности называют радиусом окружности. ОА-радиус. О А
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности. Радиус круга , такой как и радиус окружности
Задание 1 Среди замкнутых кривых найдите окружность. Обозначьте ее центр – А. На окружности возьмите три различных точки: В, С, D. Проведите три радиуса АВ, АС, и А D . Измерьте их и запишите результат. Сделайте вывод.
АВ = 2 см АС = 2 см А D = 2 см Проверь себя Вывод: все радиусы одной окружности равны.
Задание 2 Продолжи отрезок АВ так, чтобы он пересек окружность. Поставь точку Х. Продолжи АС и получи точку Н. Продолжи А D и получи точку У. Измерь отрезки ВХ, СН, D У. Сравни отрезки АВ и ВХ, АС и СН, А D и D У. Сделай вывод.
Проверь себя А D B C Х Н У ВХ=4см, АВ в 2 раза меньше,чем ВХ
Диа́метр Диаметр – отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через центр. АМ=АО+ОМ О М А АМ=2 · ОА
Нарисуйте на листе окружность «от руки».
Ц и ́ ркуль
Цирк
Будь внимателен!
Сколько окружностей? 15
Диаметр делит круг на два полукруга
Диаметр делит окружность на две полуокружности
Точки А и В делят окружность на две части – две дуги А В
В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или дугах окружностей
Творческое задание Начертите с помощью циркуля окружности с заданным радиусом с центром в данных точках.
Проверь себя 1. Окружность – это: А. Замкнутая кривая линия. Б. Ломаная линия с центром в точке О. В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности. 2. Диаметр - это: А. Прямая, проходящая через центр окружности. Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.
Проверь себя 4. Радиус окружности – это: А. Отрезок, соединяющий две точки окружности. Б. Прямая, проходящая через центр. В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности. 3. Все радиусы одной окружности: А. Являются лучами. Б. Равны между собой. В. Имеют разную длину.
Проверь себя 5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком +
Домашнее задание П.22, вопросы , составить свой узор из окружностей, № 850, 854, 857.
Продолжи предложение я узнал … я научился… порадовался тому, что… Сегодня на уроке:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс Длина окружности и площадь круга
Данный урок математики с использованием мультимедийной презентации по теме «Длина окружности. Площадь круга» является уроком изучения нового материала. Преподавание в 6 классе ведется по учебник...
"Длина окружности", урок математики 6 класс.
"Длина окружности", урок математики 6 класс....
Технологическая карта урока математики "Круг и окружность. Длина окружности" 8 класс 8 вид программы обучения
Данная технологическая карта посвященаформированию представлений обучающихся с нарушением интеллекта о нахождении длины окружности. Урок первый в разделе изучаемой темы. Уровень сложности...
Урок математики 6 класс "Длина окружности"
Конспект урока с презентацией....
Урок математики 6 класс по теме "Длина окружности"
Технологическая карта + презентация...
Исследовательская работа на уроке математики, 6 класс по теме "Длина окружности и площадь круга"
Проект...
План-конспект урока математики "Формулы длины окружности и площади круга", 6 класс
В разработке представлен сценарий урока математики по теме: "Формулы длины окружности и площади круга" для обучающихся 6 класса. УМК "Сферы"...