Разработка урока в 5 классе по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Сорокина Елена Николаевна
Цель: воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе, формировать навыков сложения и вычитания десятичных дробей. Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей; 2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; 3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по математике в 5 классе.

Составила: Сорокина Елена Николаевна,учитель математики МБОУ «ОО Сорокинская школа»

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель: воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе,  формировать навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

                2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;

                3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

Регулятивные:

-Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

-Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2 минуты.

II. Повторение пройденного материала.

1.Устная работа

1.1.Прочитайте дроби:

3,5;  0,375;  110,07;  61,981;  3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

-Во время урока вами была написана такая картина. Что она означает?

1.4. восстановите запись:

2,*1< 2,*02;

6,413> 6,4*8;

1,892  <1,*;

50,683  < 50,6*1

1.5. сравните числа:  

4,3** и 4,788;                     **,512 и *,9*;

0,342 и 0,341**;               *,*** и **,*

2.Самостоятельная работа

2.1. выполните действия:

5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13

5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15

2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9

Взаимопроверка.

-Правило сравнения десятичных дробей.

-Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос.

Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел.

Развитие самостоятельности.

III.Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.

IV.Постановка темы и цели урока.

1.Историческая справка.

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть  в тяжелое, трудное положение)

Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины- Египет. Она необычна для непосвященного зрителя.   Что здесь изображено?    ( В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби)

-Как можно еще записать дробь 1/10?

-Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

 

0,1. Это десятичная дробь.

- Складывать и вычитать.

Познавательные:осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Изучение нового материала.

Решение задачи

-Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

- Что необходимо найти по условию задачи?

- Как же это сделать?

Давайте вместе сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Запись задачи, пояснения, ответ.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

-сравнять количество знаков после запятой;

-записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

-выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую;

- поставить в ответе запятую.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.

VI. Первичное закрепление.

1.Историческая справка

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?»

30  812

(3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера)

2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква.  Выполните задание и расшифруйте фамилию голландского математика.

0,5+12,38=12,88           С

12,88-7,62=5,26            Т

3,875+10,35=14,225     И

4,99-0.535=4,455          В

26,3+24,7=51                 Е

0,7-0,04=0,66                Н

  Дети записывают решение и ответ

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

10 минут.

На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения  цели урока.

VIII. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш  урок.  

  Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX.Домашнее задание.

№№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257

2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.

X. Итог урока.

Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Этот урок я проводила в 5 классе. Была проведена предварительная работа с ребятами по оформлению кабинета, проведена самостоятельная работа, результатом которой стало определение учеников в вагоны "ку...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...

разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Объяснение нового материала  используя театрализованное представление....

Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...