конспект урока по математике в 6 классе на тему "Модуль числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

В конспекте содержится материал о выдающихся женщинах-математиках, разноуровневые задания для текущего контроля знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_chisla.docx112.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

                      разработала учитель математики 

                        Костюкова Ольга Владимировна 

Конспект урока по математике в 6 классе

разработала учитель математики УВК «Уютненская школа-гимназия»

Костюкова Ольга Владимировна, Республика Крым , Сакский район , с.Уютное

Тема урока: Противоположные числа. Модуль числа.

Цель: закрепить понятие о противоположных числах, ввести понятие модуля числа, сформировать навык вычисления модуля отрицательных и положительных чисел. Навык решения простейших уравнений , содержащих модуль; развивать культуру математической речи, логическое мышление, расширять кругозор у учащихся.

Оборудование: карточки, магнитная доска, лото , таблички с именами выдающихся женщин-математиков и годами их жизни.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся:

За окном весна. Это слово женского рода. И, когда мы его произносим , то вспоминаем женщину, которая выступает в роли матери, сестры , бабушки, подруги. Однако, как мало мы знаем о женщинах – математиках, женщинах – ученых. Именно про женщин – математиков мы сегодня на уроке и будем говорить.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся:

В качестве проверки домашнего задания предлагается выполнить следующее:

а) Отметьте на координатной  прямой следующие точки: П( -5 ), О( 8 ), Г( 6,5), Р( 11), И( -2), А(2) ,Ф(-1). ( на координатной прямой точки образовали слово «Пифагор», небольшое сообщение учителя о жизни ученого, о школе «пифагорианцев, о том, что в его школе могли учиться только мужчины, женщинам было запрещено заниматься науками, а тем более получать образование)

б) Найдите точки, координаты которых являются противоположными числами,

в) Назовите числа, которые являются противоположными для остальных точек,

г) вычислите значение выражений:  - (-7),  - ( + 3 ),  - ( - х ) ,  - ( + 2х ),  - ( + 10 ) .

3. Изучение нового материала:

Из пункта А в противоположных направлениях выехали два автомобиля, один проехал 40 км , а второй – 50 км.

                                   В(-50)        О         А(40)

Вопрос: Какой из них проехал больше?

Сравнивая расстояния, нас интересует лишь величина их пройденного пути , а не направление. Величина пути измеряется положительным числом. Таким образом, расстояние от точки О до В( -50) равно 50 , а расстояние от точки О до А(40) равно 40.И в том и в другом случаях расстояние будет положительным числом.

В математике слово «расстояние» принято заменять понятием «модуль»,(учащиеся знакомятся с определением модуля по учебнику).

Модулем числа а называют расстояние от точки ,изображающей это число , до начала отсчета.

Обозначают: , читают: «модуль числа а».

Вопрос: Чему равны модули противоположных чисел?    и  

Вывод: Модули противоположных чисел равны, т.е.  =  .

Вопрос: Чему равен модуль нуля?  = 0 .

4. Закрепление изученного материала:

а)Устно : .

б) задание : игра-лото ( на магнитной доске в ряд расположены карточки, выполняя задание ,их переворачиваем и появляется слово «Гортензия»):

                                       .

Ученик делает сообщение о Лепот Николь Гортензии (на доске появляется табличка):

       

Б) работа с учебником на закрепление материала( разбираются примеры, уравнения с модулем, в ходе решения учитель обращает внимание на возникшие трудности в решениях).

     5.Самостоятельная работа в группах :(учащиеся рассаживаются по степени подготовленности):

 

     

 

В ходе выполнения заданий из полученных вариантов ответов получают новые имена женщин-математиков: Гипатия, Теано, Бари.( учитель делает сообщения о интересных фактах из жизни этих ученых:

Теано была ученицей и внимательной слушательницей в школе Пифагора , единственной женщиной, допущенной к обучению в его школе. Это имя первой женщины-математика, которое встречается в воспоминаниях о Пифагоре.

Гипатия.Трагична судьба этой женщины. Она была дочерью александрийского математика Теана. Занималась составлением астрономических таблиц, написала комментарии к работам Аполлония и Диофанта. Есть сведения , что Гипатия изобрела ареометр – прибор для определения плотности и астролябио – прибор для определения долготы и широты в астрономии, с помощью которого можно вычислять восход и заход небесных светил. В 412 году архиепископом Александрии стал Кирилл. Он ненавидел кружок, которым руководила Гипатия. В марте 415года, когда в городе убили одного христианина, он распустил слухи, что это сделали члены её кружка. Толпа разъяренных фанатиков встретила ночью колесницу, в которой Гипатия возвращалась домой , подвергли её пыткам , а затем сожгли на костре.

Об ученом Бари ученикам предлагается составить сообщение на следующий урок самостоятельно.

6. Итог урока:

-Что называется модулем?

- Чему равен модуль отрицательного числа?

- Чему равен модуль положительного числа?

- Чему равен модуль нуля?

Загадка: Задумано отрицательное число, модуль которого равен 3 .какое это число?

Загадка: Задумано положительное число, модуль которого равен 7 . Чему равно это число?

Загадка: Задумано положительное число, модуль которого совпадает с модулем числа -4 .

Какое число задумано?

А теперь еще одна загадка. Прослушайте стихотворение (ученик читает стихотворение С.В. Ковалевской) Затем ученикам предлагается прослушать эпизоды её биографии, после чего необходимо расшифровать её имя.

На доске вывешивается табличка

В этом году отмечают 163года со дня её рождения.

        

Мы упомянули лишь несколько имен выдающихся женщин-математиков. Я надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется математикой, и математика станет для вас делом жизни.

6. Домашнее задание: подготовить сообщение о Бари, и задания из учебника, на изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике с использованием ИКТ. Умножение числа на произведение. 4 класс

Задачи: Дидактическая: Совершенствовать вычислительные навыки и умения. Коррекционно – развивающая: Развивать мышление, память; развивать связную речь, активизировать познавательную  самостояте...

План-конспект урока по математике 5 класс "Рациональные числа"

Урок математики в 6 классе "Рациональные числа".Урок объяснения нового материала....

Конспект урока по математике 5 класс "умножение десятичных чисел на натуральное число"

Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числаЦель урока:Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число, совершенствовать умение при выполнении действ...

Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".

Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число" ...

Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.

Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....