конспект урока по математике в 6 классе на тему "Модуль числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
В конспекте содержится материал о выдающихся женщинах-математиках, разноуровневые задания для текущего контроля знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_chisla.docx | 112.78 КБ |
Предварительный просмотр:
разработала учитель математики
Костюкова Ольга Владимировна
Конспект урока по математике в 6 классе
разработала учитель математики УВК «Уютненская школа-гимназия»
Костюкова Ольга Владимировна, Республика Крым , Сакский район , с.Уютное
Тема урока: Противоположные числа. Модуль числа.
Цель: закрепить понятие о противоположных числах, ввести понятие модуля числа, сформировать навык вычисления модуля отрицательных и положительных чисел. Навык решения простейших уравнений , содержащих модуль; развивать культуру математической речи, логическое мышление, расширять кругозор у учащихся.
Оборудование: карточки, магнитная доска, лото , таблички с именами выдающихся женщин-математиков и годами их жизни.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности учащихся:
За окном весна. Это слово женского рода. И, когда мы его произносим , то вспоминаем женщину, которая выступает в роли матери, сестры , бабушки, подруги. Однако, как мало мы знаем о женщинах – математиках, женщинах – ученых. Именно про женщин – математиков мы сегодня на уроке и будем говорить.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся:
В качестве проверки домашнего задания предлагается выполнить следующее:
а) Отметьте на координатной прямой следующие точки: П( -5 ), О( 8 ), Г( 6,5), Р( 11), И( -2), А(2) ,Ф(-1). ( на координатной прямой точки образовали слово «Пифагор», небольшое сообщение учителя о жизни ученого, о школе «пифагорианцев, о том, что в его школе могли учиться только мужчины, женщинам было запрещено заниматься науками, а тем более получать образование)
б) Найдите точки, координаты которых являются противоположными числами,
в) Назовите числа, которые являются противоположными для остальных точек,
г) вычислите значение выражений: - (-7), - ( + 3 ), - ( - х ) , - ( + 2х ), - ( + 10 ) .
3. Изучение нового материала:
Из пункта А в противоположных направлениях выехали два автомобиля, один проехал 40 км , а второй – 50 км.
В(-50) О А(40)
Вопрос: Какой из них проехал больше?
Сравнивая расстояния, нас интересует лишь величина их пройденного пути , а не направление. Величина пути измеряется положительным числом. Таким образом, расстояние от точки О до В( -50) равно 50 , а расстояние от точки О до А(40) равно 40.И в том и в другом случаях расстояние будет положительным числом.
В математике слово «расстояние» принято заменять понятием «модуль»,(учащиеся знакомятся с определением модуля по учебнику).
Модулем числа а называют расстояние от точки ,изображающей это число , до начала отсчета.
Обозначают: , читают: «модуль числа а».
Вопрос: Чему равны модули противоположных чисел? и
Вывод: Модули противоположных чисел равны, т.е. = .
Вопрос: Чему равен модуль нуля? = 0 .
4. Закрепление изученного материала:
а)Устно : .
б) задание : игра-лото ( на магнитной доске в ряд расположены карточки, выполняя задание ,их переворачиваем и появляется слово «Гортензия»):
.
Ученик делает сообщение о Лепот Николь Гортензии (на доске появляется табличка):
Б) работа с учебником на закрепление материала( разбираются примеры, уравнения с модулем, в ходе решения учитель обращает внимание на возникшие трудности в решениях).
5.Самостоятельная работа в группах :(учащиеся рассаживаются по степени подготовленности):
В ходе выполнения заданий из полученных вариантов ответов получают новые имена женщин-математиков: Гипатия, Теано, Бари.( учитель делает сообщения о интересных фактах из жизни этих ученых:
Теано была ученицей и внимательной слушательницей в школе Пифагора , единственной женщиной, допущенной к обучению в его школе. Это имя первой женщины-математика, которое встречается в воспоминаниях о Пифагоре.
Гипатия.Трагична судьба этой женщины. Она была дочерью александрийского математика Теана. Занималась составлением астрономических таблиц, написала комментарии к работам Аполлония и Диофанта. Есть сведения , что Гипатия изобрела ареометр – прибор для определения плотности и астролябио – прибор для определения долготы и широты в астрономии, с помощью которого можно вычислять восход и заход небесных светил. В 412 году архиепископом Александрии стал Кирилл. Он ненавидел кружок, которым руководила Гипатия. В марте 415года, когда в городе убили одного христианина, он распустил слухи, что это сделали члены её кружка. Толпа разъяренных фанатиков встретила ночью колесницу, в которой Гипатия возвращалась домой , подвергли её пыткам , а затем сожгли на костре.
Об ученом Бари ученикам предлагается составить сообщение на следующий урок самостоятельно.
6. Итог урока:
-Что называется модулем?
- Чему равен модуль отрицательного числа?
- Чему равен модуль положительного числа?
- Чему равен модуль нуля?
Загадка: Задумано отрицательное число, модуль которого равен 3 .какое это число?
Загадка: Задумано положительное число, модуль которого равен 7 . Чему равно это число?
Загадка: Задумано положительное число, модуль которого совпадает с модулем числа -4 .
Какое число задумано?
А теперь еще одна загадка. Прослушайте стихотворение (ученик читает стихотворение С.В. Ковалевской) Затем ученикам предлагается прослушать эпизоды её биографии, после чего необходимо расшифровать её имя.
На доске вывешивается табличка
В этом году отмечают 163года со дня её рождения.
Мы упомянули лишь несколько имен выдающихся женщин-математиков. Я надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется математикой, и математика станет для вас делом жизни.
6. Домашнее задание: подготовить сообщение о Бари, и задания из учебника, на изученный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике с использованием ИКТ. Умножение числа на произведение. 4 класс
Задачи: Дидактическая: Совершенствовать вычислительные навыки и умения. Коррекционно – развивающая: Развивать мышление, память; развивать связную речь, активизировать познавательную самостояте...
План-конспект урока по математике 5 класс "Рациональные числа"
Урок математики в 6 классе "Рациональные числа".Урок объяснения нового материала....
Конспект урока по математике 5 класс "умножение десятичных чисел на натуральное число"
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числаЦель урока:Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число, совершенствовать умение при выполнении действ...
Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".
Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число" ...
Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.
Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....
Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе...