РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, Ш.А. Алимов,
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Ирина Александровна Давыдова

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования  "Математика", а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_9_klass_algebra_ispr_2.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

директор ОУ

зам.директора по УВР

на заседании М.О.

___________________

М.А.Спирина 

_____________________

С.А. Щербакова

протокол № 1_

"29"августа 2014 г.

"29"августа 2014г.

"29"августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по алгебре

учитель Давыдова Ирина Александровна

Класс: 9

Количество часов:

Всего 136 часо(118+18ч» теория вероятностей и статистика»),в неделю 4часа

Плановых контрольных работ  7

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике

Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов,- М.: Просвещение, 2004,»Теория вероятностей и статистика»,Ю.Н.Тюрин,москва,моск учебники,2008

М.В.Ткачева,Дидактические материалы по алгебре 9 класс,Москва,»Просвещение,2011

  • ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко.- М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа по алгебре составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

Структура документа

Рабочая программа включает:

  • пояснительную записку;
  •  требования к уровню подготовки учащихся;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса.
  •  календарно-тематическое планирование;

Общая характеристика учебного предмета

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как  языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математическоймодели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели

Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Место предмета в учебном плане

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
  • выполнения расчетов практического характера;
  • использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Требования к уровню подготовки ученика 9 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать:

  • Уметь выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями.
  • Уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
  • Знать формулы сокращенного умножения.
  • Уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства и их системы.
  • Знать понятие функции, свойства функций.
  • Решение рациональных уравнений.
  • Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложение на множители.
  • Система уравнений; решение системы; примеры решения нелинейных систем.
  • Решение текстовых задач алгебраическим способом.
  • Уметь решать квадратные, рациональные уравнения, сводящиеся к ним.
  • Уметь решать системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы.
  • Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом.
  • Знать: как используются уравнения и системы уравнений на практике.
  • Знать понятие функции, свойства функций.
  • Свойства степеней с целым показателем.
  • Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
  • Уметь выполнять основные действия со степенями с целыми показателями.
  • Уметь применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
  • Понятие степенной функции.
  • Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции.
  • Степенные функции с натуральным показателем и их графики.
  • Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль, гипербола.
  • Уравнения и неравенства, содержащие степень.
  • Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
  • Знать, как математически степенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
  • Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу.
  • Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
  • Уметь определять свойства степенной функции по ее графику.
  • Уметь описывать свойства степенных функций, строить их графики.
  • Уметь применять графические представления при решении уравнений.

  • Понятие последовательности.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий.
  • Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
  • Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.
  • Решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы н
  • Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
  • Частота события, вероятность случайного события.
  • Уметь решать несложные комбинаторные задачи
  • Уметь решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;
  • Уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях
  • Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
  • Средние значения результатов измерений.
  • Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
  • Частота события, вероятность случайного события.
  • Уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.
  • Уметь составлять таблицы.
  • Уметь строить диаграммы и графики.
  • Уметь вычислять средние значения результатов измерений

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Основное содержание курса алгебры 9 класса

  • Алгебраические уравнения, системы нелинейных уравнений.(15 ч)
  • Формирование представлений об арифметических операциях над многочленами от одной переменной, о стандартном виде многочлена, о степени многочлена, о делении многочлена на многочлен с остатком, о корне многочлена, о разложении многочлена на множители, о системе нелинейных уравнений с двумя неизвестными;
  • Формирование умений решения алгебраического уравнения степени n;
  • Овладение умением решения системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными способом подстановки, заменой переменных, способом сложения;
  • Овладение навыками решения системы нелинейных уравнений различными способами: решением систем уравнений по обратной теореме Виета, делением уравнений в системе, применяя формулу сокращенного умножения, заменой переменных.
  • Степень с рациональным показателем (13 ч)
  • Формирование представлений о степени с отрицательным показателем, о свойствах степени с рациональным показателем, о стандартном виде числа, о степени с нулевым показателем, о корне n-й степени из неотрицательного числа, об извлечении корня, о подкоренном выражении, о показателе корня, о радикале;
  • Формирование умений применять свойства степени с рациональным показателем и корня n-й степени из неотрицательного числа;
  • Овладение умением решать иррациональные уравнения и уравнения вида ;
  • Овладение навыками возведения в степень числового неравенства, возведения в положительную и отрицательную степень, вычисления логарифма числа.
  • Степенная функция (17 ч)
  • Формирование понятий степени с рациональным показателем, корня n-й степени из действительного числа, степенной функции , функция  и функция ;
  • Формирование умения применять многообразие свойств и графиков степенной функции в зависимости от значений оснований и показателей степени для преобразования выражений, содержащих радикалы;
  • Овладение умением строить графики функций , , , используя их свойства;
  • Овладение навыками решения неравенства вида  и  иррациональных уравнений методом возведения в квадрат обеих частей уравнения, применяя свойства равносильных преобразований.

      *Элементы тригонометрии (24ч)

  • Прогрессии (19 ч)
  • Формирование представлений о понятии числовой последовательности, об арифметической и геометрической прогрессиях, как частных случаях числовых последовательностей;
  • Формирование представлений о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;
  • Формирование и обоснование ряда свойств арифметической и геометрической прогрессий, сведение их в одну таблицу;
  • Овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессий.
  • Случайные события (7 ч)
  • Формирование представлений о невозможных, достоверных, случайных, совместных, несовместных, равновозможных и неравновозможных событиях;
  • Формирование умения выделять и использовать связи между основными понятиями теории множеств и теории вероятностей;
  • Овладение навыками использования гауссовой кривой в приближенных вычислениях.
  • Случайные величины (11 ч)
  • Формирование представлений об обработке информации, о таблице распределения данных, о таблице сумм, о размахе, о моде, о медиане, о среднем значении, о центральной тенденции;
  • Формирование умений построения полигона частот и относительных частот, разбиение на классы, построение столбчатой и круговой диаграммы;
  • Овладение умением определить, какую из предложенных выборок можно считать репрезентативной;
  • Овладение навыками построения полигона частот значений случайной величины и определения размаха, моды и медианы.
  • Формирование умений сформулировать высказывание; найти множество истинности предложения4 определить, истинно или ложно высказывание; выделить условие и заключение теоремы; сформулировать теорему, обратную данной;
  • Овладение умением находить расстояние между двумя точками по формуле расстояния, записывать уравнение окружности и прямой;

  • Повторение курса алгебры 9 класса (30 ч)
  • Обобщить и систематизировать курс алгебры по основным темам за 9 класс, решая тестовые задания по сборнику;
  • Формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.


Календарно-тематическое планирование

Программа:для общеобразовательных учреждений, Министерство образования РФ

Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов,- М.: Просвещение, 2012.

Планирование по алгебре 9 класс по учебнику Ш.А. Алимова

4  часа  в неделю.

Итого: 118 часов за год.

№ урока

Тема урока

Дата

§1     АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. СИСТЕМЫ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ.15Ч

1

    Деление многочленов.      

2

Деление многочленов.      

3

Решение алгебраических уравнений

4

Решение алгебраических уравнений

5

Уравнения ,сводящиеся к алгебраическим

6

Уравнения ,сводящиеся к алгебраическим

7

Системы нелинейных уравнений с 2 неизвестными

8

Системы нелинейных уравнений с 2 неизвестными

9

Различные способы решения систем уравнений

10

Различные способы решения систем уравнений

11

Решение задач с помощью систем уравнений

12

Решение задач с помощью систем уравнений

13

Обобщающий урок

14

Контрольная работа №1

15

Анализ контрольной работы

       §     2        СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ    13 Ч

16

Степень с целым показателем

17

Степень с целым показателем

18

Арифметический корень натуральной степени

19

Арифметический корень натуральной степени

20

Свойства арифметического корня

21

Свойства арифметического корня

22

Свойства арифметического корня

23

Степень с рациональным показателем

24

Степень с рациональным показателем

25

Степень с рациональным показателем

26

Обобщающий урок

27

Контрольная работа №2

28

Анализ контрольной работы

§   3 СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ     17 Ч

29

Область определения функции

30

Область определения функции

31

Возрастание и убывание функции

32

Возрастание и убывание функции

33

Четность и нечетность функции

34

Четность и нечетность функции

35

Четность и нечетность функции

36

Функция у=k/x

37

Функция у=k/x

38

Функция у=k/x

39

Неравенства и уравнения ,содержащие степень

40

Неравенства и уравнения ,содержащие степень

41

Неравенства и уравнения ,содержащие степень

42

Неравенства и уравнения ,содержащие степень

43

Обобщающий урок

44

Контрольная работа №3

45

    Анализ контрольной работы

  §    4 ЭЛЕМЕНТЫ ТРИГОНОМЕТРИИ     24  Ч

46

Радианная мера угла

47

Поворот точки вокруг начала координат

48

Определение синуса, косинуса, тангенса угла

49

Определение синуса, косинуса, тангенса угла

50

Знаки синуса,косинуса,тангенса

51

Знаки синуса,косинуса,тангенса

52

Зависимость между синусом,косинусом,тангенсомодногои того же угла

53

Зависимость между синусом,косинусом,тангенсомодногои того же угла

54

Тригонометрические тождества

55

Тригонометрические тождества

56

Тригонометрические тождества

57

Синус ,косинус,тангенс углов а и –а

58

Синус ,косинус,тангенс углов а и –а

59

Формулы сложения

60

Формулы сложения

61

Формулы сложения

62

Синус и косинус двойного угла

63

Синус и косинус двойного угла

64

Формулы приведения

65

Формулы приведения

66

Формулы приведения

67

Обобщающий урок

68

Контрольная работа №4

69

    Анализ контрольной работы

§    5  ПРОГРЕССИИ   19 Ч

70

Числовая последовательность

71

Арифметическая прогрессия

72

Арифметическая прогрессия

73

Арифметическая прогрессия

74

Сумма п первых членов арифметической прогрессии

75

Сумма п первых членов арифметической прогрессии

76

Сумма п первых членов арифметической прогрессии

77

Геометрическая прогрессия

78

Геометрическая прогрессия

79

Геометрическая прогрессия

80

Сумма п первых членов геометрической прогрессии

81

Сумма п первых членов геометрической прогрессии

82

Сумма п первых членов геометрической прогрессии

83

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

84

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

85

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

86

Обобщающий урок

87

Контрольная работа №5

88

    Анализ контрольной работы

§    6          ПОВТОРЕНИЕ       30  Ч

89

Решение линейных уравнений и их систем

90

Решение линейных уравнений и их систем

91

Решение квадратных уравнений и их систем

92

Решение квадратных уравнений и их систем

93

Решение алгебраических уравнений и их систем

94

Решение алгебраических уравнений и их систем

95

Решение дробно-рациональных уравнений и их систем

96

Решение дробно-рациональных уравнений и их систем

97

Решение неравенств и их систем

98

Решение неравенств и их систем

99

Метод интервалов

100

Метод интервалов

101

Решение задач с помощью уравнений и их систем

102

Решение задач с помощью уравнений и их систем

103

Действия с корнями

104

Действия с корнями

105

Упрощение выражений

106

Упрощение выражений

107

Действия со степенями

108

Действия со степенями

109

Упрощение тригонометрических выражений

110

Упрощение тригонометрических выражений

111

Прогрессии

112

Прогрессии

113

Предэкзаменационная работа

114

Урок коррекции знаний

115

Урок коррекции знаний

116

Урок коррекции знаний

117

Урок коррекции знаний

118

Урок коррекции знаний

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКЕ ПО УЧЕБНИКУ Ю.Н.ТЮРИНА ВСЕГО 18 Ч

   1 СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ   7  Ч

1

События

2

Вероятность события

3

Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач

4

Решение комбинаторных задач с помощью комбинаторики

5

Противоположные события и их вероятности

6

Противоположные события и их вероятности

7

Противоположные события и их вероятности

СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ  11  Ч

8

Таблицы распределения

9

Таблицы распределения

10

Полигоны частот

11

Полигоны частот

12

Генеральная совокупность и выборка

13

Генеральная совокупность и выборка

14

Размах и центральные тенденции

15

Размах и центральные тенденции

16

Обобщающий урок

17

Контрольная работа

18

    Анализ контрольной работы

Учебно-методический комплекс учителя

  • Учебник:  Алгебра. 9 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных  учреждений / Ш.А. Алимов,- М.: Просвещение, 2012.
  • Алгебра и начала математического анализа.  7-11 классы: развернутое тематическое планирование.  Линия Ш. А. Алимова/ авт.- сост. Н. А. Ким-Волгоград: Учитель, 2010
  • ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко.- М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Учебно-методический комплекс ученика

  • Учебник:  Алгебра. 9 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных  учреждений / Ш.А. Алимов,- М.: Просвещение, 2012.
  • ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко.- М.: Издательство «Национальное образование», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре, 11 класс (автор учебника Алимов)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с документом «Примерные программы по учебным предметам», проект, стандарты второго поколения. Руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов,...

рабочая программа 9 класс алгебра алимов

рабочая программа алгебра 9 класс...

Рабочая программа по алгебре 7 класса по учебнику Алимов Ш. А

Рабочая программа по алгебре 7 класса к учебнику Алимов Ш. А  (5 часов в неделю)...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс, Ш. А. Алимов

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общ...

Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение

Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учеб...