Решение задач на движение методом подобия
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Решетова Марина Георгиевна. Учитель математики МКОУ «ООШ № 164» Таштагольский район Кемеровской области.
Урок математики в 8 классе.
Тема урока: «Решение задач на движение методом подобия».
Цели урока:
- Воспитание воли и настойчивости для достижения поставленной задачи.
- Научиться применять знания о подобных треугольниках при решении текстовых задач на движение.
- Закрепить умение выбора способа решения текстовой задачи.
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие умений обобщать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений.
Оборудование:
- технические средства – мультипроектор,
- раздаточный материал (карточки с заданиями)
Приложение: Презентация.
Структура урока:
- Сообщение темы и цели урока. (2 минуты)
- Актуализация опорных знаний. (5 минут)
- Разбор домашнего задания. (5 минут)
- Объяснение применения метода подобия треугольников при решении задач на движение. (10 минут)
- Решение задач в парах. (10 минут)
- Обсуждение результатов. (5 минут)
- Постановка домашнего задания. (5 минут)
- Подведение итогов урока. (3 минуты)
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Решение задач на движение методом подобия».
Цель урока:
Научиться применять знания о подобных треугольниках при решении текстовых задач на движение.
(Тема и цели урока, а так же все последующие иллюстрации проецируются на экран при помощи мультипроектора)
- Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
- Какие треугольники называются подобными?
- Какие признаки подобия вы знаете?
- Устное решение задач по готовым чертежам.
- Какое движение называется равномерным?
- Какая зависимость между основными характеристиками прямолинейного равномерного движения?
- Как выглядит график равномерного прямолинейного движения?
- Сравните скорости тел по графикам их движения.
- Разбор домашнего задания.
Два автомобиля выехали одновременно из своих городов А и В навстречу друг другу. После встречи первый ехал 45 минут до города В, а второй ехал 60 минут до города А. Сколько минут они ехали до встречи?
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
- Объяснение применения метода подобия треугольников при решении задач на движение.
Учитель: Предлагаю рассмотреть другой способ решения этой задачи.
Построим схематически графики движения первого и второго автомобилей :CD и EF соответственно в одной системе координат.
Обозначим момент встречи автомобилей точкой М.
Проведем через точку М отрезок PN перпендикулярный оси времени.
Подпишем на графике время движения каждого автомобиля после встречи.
Обозначим через Х время движения автомобилей до встречи.
Вопросы:
- Есть ли на полученном рисунке подобные треугольники?
- Назовите их.
- Докажите их подобие.
Учитель: таким образом, на рисунке мы видим две пары подобных треугольников 1) DMN и CMP, 2) EMN и FMP.
Вопрос: Составьте пропорции для каждой пары. (CP÷DN= МР÷ МN и FP÷ EN= МР÷ МN)
Учитель: из этих двух пропорций следует: CP÷DN= FP÷ EN
или Х÷ 49 = 64÷ Х.
Учащиеся решают полученное уравнение.
Уравнение имеет единственный положительный корень Х=56
Ответ: Автомобили ехали до встречи 56 минут.
Учитель: Предлагаю вам сравнить два способа решения одной и той же задачи.
Учащиеся сравнивают способы и делают вывод.
Учитель: Предлагаю вам решить еще одну задачу этим же способом.
Задача №2
В один и тот же час навстречу друг другу из посёлков М и N должны были выйти два пешехода. Однако первый задержался и вышел позже на 8 ч. При встрече выяснилось, что он прошёл на 8 км меньше, чем второй. Отдохнув, они одновременно покинули место встречи и продолжили путь с прежней скоростью. В результате первый пришёл в N через 4 ч, а второй пришёл в М через 5 ч после встречи. Определите расстояние между посёлками MN и скорости пешеходов.
Чертеж к задаче помогает выполнить учитель.
При обсуждении работает весь класс. После того, как будет выработано решение задачи, один ученик выполняет решение на доске, остальные работают в тетрадях. Сравнивается ответ. Делаются выводы.
- Решение задач в парах.
Класс разбивается на пары (сильный – слабый). На доске демонстрируется условие задачи.
- Обсуждение результатов.
Учащиеся сравнивают ответы, делают вывод, обсуждают ход решения.
- Постановка домашнего задания.
Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с тремя задачами.
Первая и вторая задачи аналогичны тем, которые были решены на уроке, третья задача немного отличается.
Ход решения и чертеж к этой задаче обсуждаются на уроке.
Ход обсуждения
Вопрос | Ответ |
На какой вопрос нужно ответить в задаче? | Сколько времени потратил турист на весь путь? |
Как обозначено на рисунке время туриста в пути? | BS |
На рисунке есть подобные треугольники? | AOC и BOD |
Докажите их подобие. | Учащиеся доказывают |
Что показывает отрезок DЕ? | Путь, который осталось пройти туристу. |
Сколько времени потратил пешеход на этот путь? | 2 часа |
Из какого условия можно получить ответ на вопрос, поставленный в задаче? | После встречи с автобусом туристу осталось пройти еще половину пути. |
На этом обсуждение заканчивается.
Выполнить письменно решение всех трех задач учащиеся должны дома.
- Подведение итогов урока.
Учитель: Прошу вас ответить на два вопроса:
- Оцените насколько хорошо вы поняли , как решаются задачи на движение с применением метода подобия.
- Как вы думаете, пригодится ли он вам владение этим методом при решении задач?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Используемая литература:
- А.В. Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2011г.
- Ю.Н.Макарычев и др. Алгебра 8,9 – М.: Просвещение, 2008 г.
- Л.В. Кузнецов, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач на применение признаков подобия
Данный урок составлен в системе ФГОС....
Решение задач на применение признаков подобия .
Презентация у к уроку по теме " Решение задач на применение признаков подобия" содержит задачи для устной работы, которые можно применить для отработки навыков ....
Конспект урока геометрии в 8 классе. «Задачи на построение методом подобия»
Задачам на построение уделяется недостаточно внимания в школьной практике. Однако, роль задач на построение огромна в развитии логического и абстрактного мышления. ...
Применение геометрических методов при решении задач на движение
Интеграция математических знаний. Примеры решения задач на движение геометрическими методами....
Решение задач на применение признаков подобия треугольников.
•Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала о признаках подобия треугольников , об использовании признаков при решении задач, постановки и к...
Нестандартные методы решения задач на движение.
Как правило, задачи на движение ученики решают с помощью уравнений: линейных, квадратных, рациональных. Если при решении некоторых задач применить знания из области геометрии, то такие зад...
Конспект урока по математике в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова по теме «Применение знаний по теме «Шкалы и координаты» в ходе решения задачи-исследования движения объекта (подготовка введению задачи на встречное движение)»
Тип урока: урок открытия «новых знаний» (изучение и первичное закрепление ...