Главные вкладки
Методические аспекты организации устной работы на уроках математики.
статья по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Методические аспекты организации
устной работы на уроках математики.
Гарбарук Любовь Николаевна,
преподаватель математики
В наше учебное заведение поступают учащиеся из многих школ города и области (в кадетскую школу-интернат – с 5 класса; в профессиональное училище – окончившие 9 классов). Входная диагностика показывает очень разный уровень освоения пройденного учебного материала. Я, как учитель, ставлю перед собой задачу – овладеть искусством дифференцированного подхода и достижения учащимися уровня обязательных результатов обучения.
Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение обязательного уровня обучения, является регулярное повторение пройденного. Подготовка учебного материала для повторения требует от учителя творческой работы, тщательного планирования видов повторения. В математике различают упражнения для устной работы, письменные упражнения, задания для домашней работы. (Распределение упражнений по рубрикам условно, так как в одной группе (классе) некоторые из письменных упражнений могут быть выполнены устно, а в другой, наоборот, могут вызвать затруднения некоторые устные упражнения).
Рассмотрим систему упражнений для устной работы в любом классе.
Устные упражнения позволяют развивать память, речь, мышление, внимание, быстроту реакции, способность воспринимать сказанное на слух.
Устные упражнения не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой.
Для эффективного использования устных упражнений надо правильно определить их место в системе формирования навыков.
Как самостоятельный этап урока, система устных упражнений имеет свои задачи:
- закрепление пройденного;
- психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Приведу примеры использования в своей работе различных видов упражнений для совершенствования навыков устных вычислений.
I. Нахождение значений математических выражений.
а) Выражения можно давать в форме таблицы (числовые и буквенные):
Основание степени | -2 | 4 | 5 | -3 | 2 | 7 | 1 | ||
Показатель степени | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Значение степени |
б) На карточках:
Вычислить lg 1000; log2 16; lg 10; lg ; log5 (-25);
в) Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- найти сумму чисел 17 и -23;
- из 17 вычесть 23;
- уменьшить 17 на 23;
- 17 минус 23.
Основное назначение этого вида устных упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки. Также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
II. Сравнение математических выражений.
Эти устные упражнения также имеют ряд вариантов:
а) Установить, равны ли значения выражений:
lg 100 и log2 4; lg 10 и lg ;
б) Если не равны, то какое больше или меньше:
и ;
в) могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое надо дополнить.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению знаний о равенствах и неравенствах.
III. Решение уравнений.
Это, прежде всего, простейшие уравнения. Уравнения можно предлагать в разных формах.
а) Решить уравнение: х – 3 = 15; 2х + 2 = 4; х2 = 9.
б) Из какого числа надо вычесть 13, чтобы получить 45?
в) Найти неизвестное число: х – 10 = 28 – 10.
Назначение таких упражнений – выработать умение устанавливать связь между компонентами и результатами действий.
IV. Найти ошибку.
(a + b)2 = a2 + b2; 9b2 – 4 = (9b – 2)⋅(9b + 2)
m2 – 6m + 9 = (m – 9)2; (a3)2 = a5.
Эти задания требуют глубокого осмысления данного примера, повторного его прорешивания и проверки правильности вновь полученного ответа.
V. Решение задач.
Для устной работы предлагаю простые задачи. Чаще использую их на уроках геометрии: задачи по готовым чертежам.
Разнообразие устных упражнений активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает слуховую память (I в) и зрительную (таблицы, карточки, записи на доске).
Упражнения для устной работы можно подобрать из учебника и специальных сборников. За годы работы неоднократно обновляла и систематизировала карточки, плакаты, таблицы. (Сохранились, как история, выполненные на перфокартах фломастерами). Сейчас задания для устной работы оформлены на листах А4, хорошо читаются и смотрятся, систематизированы в папках «Обогащающее повторение».
При подборе устных упражнений необходимо определить им место на данном уроке: будут ли они пронизывать весь урок (при проверке домашних заданий; закрепление изученного материала, при опросе) или их лучше провести в начале урока, или сразу после изученного материала.
Также следует помнить, что задания необходимо формулировать четко, лаконично, определенно, не допуская различного толкования.
Как известно, однообразие утомляет и снижает интерес. Поэтому соседние задания в системе устных упражнений, как правило, отличаются либо по содержанию, либо по формулировке. Это заставляет учащегося переключаться с интеллектуальной деятельности на алгоритмическую и обратно.
Систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений повышают в целом познавательный интерес к урокам математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Организация устного счета на уроках математики в 5-8 классах
В данной презентации предлагаются задания для устного счёта в 5-8 кл, разгадывание слова и информация, посвященная блокаде Ленинграда....
Методика организации устного счёта на уроках математики
Цель данной работы не только показать серьёзную необходимость развития мыслительной деятельности,но и показать пути достижения результативности устного счёта на уроках математки с 5 по 11 класс...
Организация устной работы на уроках математики
Организация устной работы на уроках математики...
Организация устной работы на уроках математики в системе подготовки к ОГЭ в 8 классе.
на примере темы Функция...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
laquo;Устный счет - математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счеты и тому подобное) и приспособлений (ручка, бумага, каран...