О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю
статья по алгебре (5 класс) на тему

Сахарова Наталия Ивановна

Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. 

Один из самых важных моментов в развитии  подростка  является  формирование  у него  самоосознания, потребности осознать себя как личность. Ив этом вопросе важную роль играет личность учителя, его методика, характер изложения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psi_gotovnost_uchitelya.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 28

Симферопольского городского совета АРК

Городской семинар

учителей математики,

 работающих в 5-6 классах

«Преемственность начальной школы и основной»

«О некоторых вопросах

психологической готовности учителя

к обучению младших подростков

 в период перехода учащихся

из начальной школы в среднюю»

Практический психолог, учитель математики

Сахарова Н.И.

13 декабря 2005


Особенности развития младших подростков.

        Младший подростковый  возраст мы рассматриваем в пределах физического возраста детей от 10 до 12 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, т.к. в этот период происходит как бы взросление ребенка т.е.  переход его от детского состояния к более взрослому к отрочеству.  В этом отношении младший подростковый возраст можно считать половозрастным,  т.е.  детство уже ушло,  но физическая, психическая  и  эмоциональная  зрелость  еще  не  наступила.  

Этот период отражается на всех сторонах развития подростка.  В младшем подростковом возрасте существенно изменяются условия жизни,  обучения,  деятельности школьника.  Что в  конечном итоге приводит к перестройке эмоциональной сферы,  к взаимоотношению со взрослыми, сверстниками с окружающим миром...”. С  4-го  класса начинается систематическое изучение основ наук,  что требует более высокого уровня эмоционального и интеллектуального развития.  

У  школьников  существенно меняется его  положение  в  коллективе,  общественные позиции,  к нему предъявляются более серьезные требования со стороны семьи,  школы,  коллектива и со стороны  взрослых.  

В  этом возрасте происходит  анатомо-физиологическая  перестройка  организма,  которая имеет свои физиологические особенности.  Со стороны физического развития происходит неравномерный  но  бурный  рост  тела,  совершенствуется  мускульный аппарат,  идет интенсивное окостенение скелета, причем среди девочек этот процесс происходит раньше чем среди мальчиков.  Непропорционально и неравномерно растут  отдельные части тела:  вытягиваются руки,  ноги; возникает впечатление угловатости (синдром "гадкого утенка") в этот период в эмоциональной сфере также происходит ломка привычных  старых стереотипов  и  подросток  начинает осознавать свою угловатость,  стесняется,  пытается как то сгладить свою нескладность,  что вызывает эмоциональные переживания, неудовольство собой,  неуверенность.  Сердце значительно увеличивается в своем объеме,  становится  более  сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, отсюда возникают некоторые сбои в кровообращении,  повышается кровяное  давление,  напрягается  сердечная деятельность...”. В связи с этим у подростков возникают головные боли, головокружение, раздражительность, нервность,  эмоциональные срывы,  быстрая  утомляемость.  У  него  может  наблюдаться  повышенная  возбудимость, вспыльчивость, что выражается в бурных проявлениях в эмоциональной сфере,  в резких реакциях типа  аффектов. Это необходимо  учитывать  при  организации  учебно-воспитательного  процесса. Основным фактом физического развития подростка является половое созревание.  

        

По результатам анкетирования можно отметить,  что познавательные потребности и учения приобретают для подростков определенный смысл, как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Но и здесь  наблюдаются  порой  расхождение  в  целях и средствах.  Стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным  отношением,  как  реакция на учебные  неудачи или взаимоотношение с учителем.  Эмоционально это выражается в переживаниях его которые маскируются,  скрывая свое чувство самолюбия безразличием или  равнодушием. “Особую  роль  в  формировании  положительного отношения подростков к процессу обучения играют несколько факторов:

  1. эмоциональный характер изложения материала,
  2. проблемная  и  поисковая деятельность дающая возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка на успех...”.

        Важной особенностью   подросткового   возраста   является  формирование  чувства взрослости, когда подросток считает что он уже не ребенок, а взрослый и он  начинает  искать свое место  в  коллективе  взрослых  в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Отсюда  возникает  противоречие  между потребностью подростков и несоответствие этому их реальных возможностей.  Отсюда их повышенная эмоциональность к  оценке  взрослых, их обидчивость,  острая реакция на попытки взрослых умалить их достоинство, понизить их взрослость. Младший подросток стремится к тому, чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями,  уважали  их.  

        В подростковом  возрасте  очень ярко проявляется эмоциональное стремление к общению с товарищами на почве общих интересов,  увлечений, совместной деятельности. Это является и привлекательностью школы для подростков в том,  что они имеют широкий круг возможностей такого  общения.  Дружеские  отношения  в  подростковом  возрасте  более устойчивы,  носят эмоционально напряженный  характер. Прекращение  дружеских  отношений  часто   воспринимается подростком очень болезненно. Дружеские отношения среди младших подростков не всегда носят и положительный характер.  Иногда дружба возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного   пустого  время  препровождения.  Иногда  возникает  паразитическая форма дружбы по расчету.  К таким проявлениям нужно относится очень тактично и осмотрительно.  Нельзя запрещать эту дружбу,  грубо высмеивать. И наоборот нужно тактично добиваться того, чтобы влияние друг  на друга было только положительным.  

        Один из самых важных моментов в развитии  подростка  является  формирование  у него  самоосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего подростка возникает интерес к себе,  к своим внутренним  эмоциональным  переживаниям, к качествам собственной личности,  потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремясь познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самоосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых,  коллектива.  У подростка  возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

        “На первых порах в основе самоосознания подростка лежат оценки о  нем  взрослых, товарищей, коллектива. Младший  подросток  словно  смотрит на себя глазами окружающих. Появляются попытки и самостоятельно анализировать и оценивать собственную  личность,  но не обладая  достаточным  умением  правильно анализировать свое эмоциональное состояние и собственные личностные проявления на этой почве могут возникнуть  конфликты,  порождаемые противоречиями  между  уровнем  притязаний подростка,  его мнением о себе и реальным положением в коллективе и отношением к нему со стороны товарищей и взрослых

        Широта интеллектуальных  интересов  подростков  часто  сочетается  с  разбросанностью, отсутствием системы и метода, многие из детей склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.  В этом возрасте появляется немалое количество скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с  воображаемой "подлинной  жизнью".  Поэтому они начинают искать такие компании,  где им было бы интересно. В большинстве своем они выбирают  сообщество  по  интересам,  где  у  них  имеются свои кумиры,  "учителя", т.е. объект для подражания.

        Развитие интеллекта  тесно связано с развитием творческих способностей. Неумение младшего подростка сосредотачиваться,  переключаться- одна из главных причин плохой успеваемости и  некоторых  эмоциональных проблем,  таких как пьянство,  наркомания,  безудержная погоня за удовольствиями. Сталкивая личность со множеством противоречивых жизненных ситуаций переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции.

        

Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализована, диффузна. Поведенческие проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.

Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.

Для того, чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием, своего рода характеристикой воспитанников детского дома.

Условиям жизни и особенностям становления личности воспитанников дома ребенка, детского дома или школы-интерната для детей, лишенных родительского попечительства, динамике развития их интеллектуальной, когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер посвящено большое количество исследований. Многолетние наблюдения за детьми, которые, находясь в учреждениях подобного типа, непременно подвергаются сенсорной, двигательной и социальной субдепривации, выявили серьезные нарушения всех аспектов их личности, в том числе – и особенно – эмоциональной сферы. Причина деформации эмоциональной сферы, как было установлено, заключается в первую очередь в отсутствии у ребенка эмоционального контакта с матерью и соответствующего его природе общения со взрослыми.

Практика школьной жизни, общение с учителями и работниками школьной администрации, наблюдения школьных психологов свидетельствуют, что в своей профессиональной деятельности как начинающие учителя с небольшим стажем работы, так и учителя-мастера сталкиваются с определенными трудностями на различных этапах своего профессионального пути. Достаточно сложным представляется период начала обучения детей в средней школе. Как показывает практика, большинство учащихся и педагогов переживают этот период как важный шаг в их жизни.

Психологическая готовность учителя к обучению пятиклассников определяется тем, насколько педагог воспринимает учащегося как целостную личность.

С помощью специально разработанной анкеты проведено изучение трудностей, с которыми сталкиваются учителя-предметники, обучающие пятиклассников. В экспериментальную выборку входили 150 учителей, обучавших пятиклассников в течение не менее двух учебных сезонов, со стажем работы от 5 до 46 лет. Анализ анкеты выявляет преобладание ответов, характеризующих направленность на предметную сторону профессии учителя, содержание учебного предмета (73 %), в значительно меньшей степени представлены ответы, характеризующие направленность на личность ученика, связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной реализации его индивидуальности (27 %). Согласно мнению опрошенных, большинство учителей (97 %) привлекает работа в 5-х классах. Вместе с тем учителя всех возрастных категорий вне зависимости от педагогического стажа указывают на то, что при обучении детей в первом полугодии 5-го класса им приходится испытывать значительные трудности (78 %). На основании ответов учителей определены наиболее часто встречающиеся трудности учителей и учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Типичными ответами на вопрос:

1. «Какие трудности возникают у учащихся при переходе из начального звена в среднее?» – являются:

  • Детям нелегко дается расставание с учителем начальных классов, сложно адаптироваться к новым учителям-предметникам;
  • Дети не понимают требований новых учителей, методов и приемов их работы;
  • Несформированность учебных умений и навыков, отсутствие самостоятельности, низкий темп работы, недисциплинированность, недостаточный уровень знаний препятствуют успешному обучению, ведут к снижению успеваемости учащихся;
  • Дети с трудом привыкают к кабинетной системе.

2. «Какие трудности возникают у учителя, обучающего пятиклассников, при переходе учащихся из начального звена в среднее?», учителя указывают на следующие проблемы:

  • довольно труден переход к обучению пятиклассников после работы с учащимися 10–11-х классов;
    сложно перестраиваться при параллельной (в течение одного дня) работе как в старших, так и в 5-м классе;
  • большой объем работы по организации пятиклассников на уроке (дети требуют постоянного контроля), по формированию у них учебных навыков и навыков самостоятельной работы;
  • отсутствие единых требований к учащимся в программах 3–4 и 5-х классов (например, различные формы записей в тетрадях);
  • несоответствие подходов к обучению в начальной и средней школе.
  • по мнению учителей, качество подготовки в начальной школе не соответствует требованиям средней школы (дети плохо читают, не умеют работать с литературой, недостаточно развита устная монологическая речь, плохо сформированы навыки счета, логическое мышление);
  • сложности с формированием коллектива учащихся после перекомплектации классов.
  • недостаточное количество наглядных пособий.

Одним из существенных источников возникновения трудностей в работе учителя с пятиклассниками является широкий возрастной диапазон учащихся 5-х классов. Так, максимальная разница в возрасте одноклассников превышает 3 года, иногда 4, причем количество учеников в полярных возрастных группах составляет 11 % от общего количества учеников. Такое положение дел требует от учителя особого аспекта психологической готовности – умения в ходе урока перестраивать стиль изложения, учитывая различия в восприятии учебного материала и индивидуальные особенности учеников разных возрастных групп. Вместе с тем учителя отмечают отсутствие доступной психолого-педагогической литературы по данным вопросам.

В преодолении указанных трудностей учителя рассчитывают на помощь психологов (90 %) , коллег-предметников (59 %), методистов (38 %), работников школьной администрации (завучей) (17 %), директора (1 %), но при этом всего 19 % учителей рассчитывают на помощь родителей, еще меньше (14%) на помощь своих коллег – учителей начальных классов, и всего 2% – на помощь классного руководителя.
Данные результаты носят предварительный характер, и должны быть интерпретированы . Вместе с тем они представляют интерес и могут быть полезны в практике педагогической деятельности при организации и научном обеспечении психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших подростков к обучению в средней школе, способствовать повышению степени психологической готовности учителей, обучающих младших подростков, и устранению трудностей в их педагогической деятельности.


Среди учителей математики был проведен опрос:

  1. Проблемы, с которыми сталкивается ребенок при переходе в 5 класс?
  2. Проблемы, с которыми сталкивается учитель, работая в 5 классе?

В результате были выявлены проблемы?

1. учащихся

  • привыкание к учителям;
  • другой темп урока;
  • не сформированы навыки вычисления и/или письма;
  • тревожность;
  • не умеют проговаривать;
  • нет самостоятельности в выполнении домашних заданий;
  • много новых предметов;
  • нет геометрических представлений;
  • удерживание внимания;
  • новый классный руководитель;
  • кабинетная система;
  • отношения с одноклассниками;
  • не понимают смысла вопроса учителя;
  • не соблюдают ЕОР;
  • нет материалов для работы;
  • выкрикивание с места;
  • отсутствие связи с учителем;
  • не умеют анализировать.

2. учителей

  • переоценка своих возможностей;
  • родители смотрят на оценки, а не на замечания в дневнике;
  • организация и настроение учащихся;
  • каждый ребенок хочет высказать свое мнение, а время ограничено;
  • приходится много раз повторять;
  • нехватка времени на индивидуальную работу;
  • не знание материала учащимися;
  • перестройка с работы со старших учащихся к младшим;
  • не понимание и не видение возрастных особенностей;
  • не сопоставление программ начальной и средней школы;
  • трудно проявлять жесткие требования.

По результатам опроса можно сказать, что не все учителя разделяют свои проблемы и проблемы учащихся. Также видно, что многие учителя понимают, что некоторые проблемы являются психологическими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория  девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено.

      Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием....

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Адаптационный период учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка вначальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. ...