Адаптационный период учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено
учебно-методический материал по психологии
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в
начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,
полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок
тоже начинает ждать «новой жизни».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Адаптационный период учащихся
при переходе из начальной
школы в среднее звено»
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в
начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,
полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок
тоже начинает ждать «новой жизни».
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и
требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует
ожидать слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу
навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается
кризисным периодом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю
школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать
все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
1.ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога,
который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает
урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например,
ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель
начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он
внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была
записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они
должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к
урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с
учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную
принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным
проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках,
которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут
быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным
контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать
учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к
подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все
путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети
настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что
неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
2.НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА .
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется:
ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном
уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению
пройденного в начальной школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают
домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в разных кабинетах. В
расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение,
история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и
предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум
во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой
строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время,
чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на
работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали
с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также
вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в
дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о
серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете
следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у
ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться
некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы,
нежели содержания учебной деятельности.
3. НАЧАТЬ СНАЧАЛА.
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные
стороны.
Основной особенностью перехода в пятый класс является смена учителей.
Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает
определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда
шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою
учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или
двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них
обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только
способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в
дальнейшей профессиональной ориентации.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является
положительным ключевым моментом перехода в среднюю школу. Но
сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и
родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество
успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только
для этого возраста.
1.Физиологические изменения - Ребенок начинает расти, становится
плаксивым, все время хочет спать, либо наоборот, становится
расторможенным, как в двигательной так и в речевой сфере общения.
Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти,
внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации
требуется больше времени.
2. Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях
«переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает,
что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность,
давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не
оправдать ожиданий. Помочь ребенку преодолеть эти трудности,
почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись
в их причинах.
3.Личные проблемы, такие как поссорился с другом, влюбился, проблемы в
семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и
пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать
какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и
помощь школьного психолога.
4.Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся
способностей, на что надеялись родители. Обычно уже к окончанию
начальной школы у всех детей сформированы навыки учебной деятельности,
но у некоторых детей эти навыки все - же слабо выражены и им требуется
постоянная помощь взрослых в усвоении программного материала, контроль
за их обучением. Есть предметы которые даются ребёнку с трудом, отсюда
нелюбовь к определённым предметам, нежелание их делать, а следовательно,
неуспеваемость в учебе. Есть дети с гуманитарным, математическим,
творческим складом ума, отсюда и интересы к предметам разные. Но в пятом
классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить
себя в совершенно новых сферах.
5. Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно.
Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с
учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что
ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они
изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для
общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться
наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь
постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения
школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно
сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.Отправляясь с
детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в
другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или
пройденное расстояние. Собственный огород или даже цветы на
подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в
прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них
семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость
знания физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
∙ Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как
можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
∙ Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую
командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и
т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями
в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении
детей.
∙ Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные
ситуации.
∙ Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему
описать их, отметить какие-то особые черты.
∙ Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за
помощью к классному руководителю.
∙ Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью
ребенка. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен
сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки,
выполнять домашние задания, но при необходимости обратиться к
родителям.__
Предварительный просмотр:
План конспект выступления
педагога-психолога Е.В.Пироговой
на родительском собрании по теме: «Безопасность детей в наших руках»
«Быть рядом с ребёнком»
Здравствуйте уважаемые родители!
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны…
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопроса "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в его семье».Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.
Возможно, знания некоторых простых правил общения многим из вас помогут в воспитании детей.
Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;
Не использовать ярлыки;
Помочь ребенку найти компромисс души и тела;
Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;
В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого;
Не перегружать подростка опекой и контролем;
Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги);
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...
Что же является самым главным для ребёнка? Думаю, что, во-первых, ребёнок должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.
В заключении я предлагаю вам посмотреть небольшую (короткометражную) историю. Она повествует о взаимоотношениях аистов и облаков. Аисты приносят детей: людям, животным, рыбам, а замечательных деток интересными способами делают облака. Все делают милых и пушистых детей, но есть одно облако, которое отличается от остальных облаков. Оно делает более дерзких зверей таких как: баран, уж, еж. И даже у этого облака есть верный аист помощник…который нашел выход из трудной ситуации.
Мне кажется, она чем-то напоминает наше взаимодействие с детьми.
Очень трогательная и смешная история. Именно такой маленький мультик нам подарит больше радости, чем большой комедийный фильм или мультфильм.
Предварительный просмотр:
План конспект выступления
на родительском собрании
педагога-психолога Е.В.Пироговой
«Психологические особенности первоклассников. Кризис 7 лет. Причины стрессовых ситуаций и пути их преодоления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено
Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено.Являюсь классным руководителем 5 класса. С данным докладом выступала на педагогическом совете посвященному школьной дисциплине....
«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...
Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено.
Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием....
Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).
Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...
"Особенности физического здоровья школьников при переходе из начальной школы в среднее звено".
Выступление на педсовете....
Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...