«Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю) в школе интернат»
методическая разработка

Харченко Дмитрий Александрович

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании М.О.

№2 ноябрь 2022г.

                                                                                    Воспитатель: Харченко Д.А.

Доклад:  «Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю) в школе интернат»

                                               

Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники,  ни классный руководитель до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.

Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения.

Это и:

-учебная нагрузка;

- новые предметы;

-необходимость освоения большего количества информации;

-новые, разные требования учителей;

-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";

-трудности, связанные со сменой условий обучения;

- психологический дискомфорт;

-переход на кабинетную систему обучения;

-уже имеющиеся индивидуальные особенности - страх не успешности.

Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного  кабинета в другой, где все учебные вещи у них лежат на новом месте, не привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре   и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.

Воспитателям  в течение всей первой четверти  приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к., дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности. Задача воспитателя: помогать, требовать, контролировать действия воспитанника. Если это элементарное требование  осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается  мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Очевидно, что воспитательная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.

Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.  При реакции активного протеста, ребенок непослушен, нарушает дисциплину, ссорится с одноклассниками, мешает им играть. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; При реакции пассивного протеста, ребенок пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи;

   Задача воспитателя наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами.

Ситуация адаптации для пятиклассников значительно осложняется в случае заболеваемости и взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость учащихся, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям.

Высокая тревожность, страхи, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье учащихся, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации. Школьный психолог  некоторое время после перехода  уделяет повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь обустроиться на новом месте. Дать воспитанникам время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость  может сильно упасть по сравнению с теми результатами, на которые они реально способны.

Поэтому общая задача педагогов среднего звена - помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.

Необходимо действовать сообща всем коллективом  для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на учащихся, учитывая возможности  развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.

Огромную помощь в адаптации учащихся среднего звена к новым учебным условиям  оказывают и другие специалисты образовательного учреждения:  социальный педагог, медицинский работник, психолог, логопед.

Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие тревожности,  напряженности,  проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями,  у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; диагностика; тренинги; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации;  досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогают избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

«Особенности воспитательной работы с учащимися 7 класса подросткового возраста».

Специфика воспитательной работы с учащимися подросткового возраста. Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и п...

Статья на тему"Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»"

Термин «группа риска» в медицине применяется для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных медицинских профилактически...

Отчет по самообразованию классного руководителя по теме: «Особенности воспитательной работы с учащимися в адаптационный период».

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям...

Особенности воспитательной работы с одарёнными подростками в условиях школы-интерната.

Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Френсисом Гальтоном. Уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические свойства человека ...