сценарий урока "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок с подробным описанием всех этапов и решением всех заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_srednee_arifmeticheskoe_chisel.zip | 688.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Среднее арифметическое чисел»
Цели урока
Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
- научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
- развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- способствовать формированию правильной математической речи;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран.
Предварительная подготовка.
Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
- класс поделен на 3 группы по рядам;
- измерить и записать рост каждого обучающегося в группе.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Каждый ученик получает лист «Моё настроение», на котором отмечает смайлик, соответствующий его настроению.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут
1.Устное решение задач.
Задача 1.
У Иванова Ивана по математике в журнале стоят оценки
4 5 3 4 5 4 3 3 4
Как вы думаете, какую оценку в четверти получит Иван? И почему?
Задача 2.
К доске приглашаются три ученика.
Вопросы:
Кто самый высокий?
Кто самый низкий?
Кто средний по росту?
Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?
Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?
В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий.
2. Устный счёт.
Тема сегодняшнего урока состоит из двух слов. Вы её сможете прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов.
7,3 · 3 Е
64,24 : 8 А
12 – 2,6 И
68,2 : 2 О
45,4 + 0,6 С
12 · 0,1 Р
43,1 · 10 Д
81,1 : 0,1 Н
60 – 0,9 Ф
4,13 + 3,87 М
6,45 – 6,4 Т
0,1 · 0,1 К
7 · 0,01 Ч
46 | 1,2 | 21,9 | 431 | 811 | 21,9 | 21,9 |
8,03 | 1,2 | 9,4 | 59,1 | 8 | 21,9 | 0,05 | 9,4 | 0,07 | 21,9 | 46 | 0,01 | 34,1 | 21,9 |
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут
Ребята, назовите тему урока. («Среднее арифметическое»)
Запишем число и тему урока.
Рассмотрим задачу:
У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну?
Решение обсуждается с учащимися.
14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33 : 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.
Рассмотрим еще задачу :
Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
Совместно с учащимися получается:
2 + 4 + 6 = 12 (пирожков)
12 : 3 = 4 (пирожка)
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2; 4 и 6.
Ребята, что же называется средним арифметическим чисел? ( Ответы учащихся)
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? (Ответы ребят)
Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)
(Учащиеся записывают в тетрадях)
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
Из какой сказки вы прослушали отрывок?
- Братья сеяли три поля по 200 га каждое. На первом поле собрали 7220ц пшеницы, на втором – 7560ц, а на третьем – 7090ц пшеницы. Определите урожайность на каждом поле и найдите среднюю урожайность.
Вопросы:
Как найти урожайность одного поля?
Как найти среднюю урожайность трёх полей?
7220 : 200 = 36,1(ц.) – урожайность на первом поле.
7560 : 200 = 37,8(ц.) – урожайность на втором поле.
7090 : 200 = 35,45(ц.) – урожайность на первом поле.
(36,1 + 37,8 + 35,45) : 3 = 36,45(ц.) – средняя урожайность трёх полей.
- Задание на сообразительность:
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают (слайд №14).
Итак, среднее арифметическое:
- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Трамвая и поезда. (Электричка.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Туфельки и сапога. (Ботинок.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
- Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
V. Первичное закрепление - 4-5 минут
1. Задача № 1502 (из учебника)
Участница соревнований по фигурному катанию на коньках получила оценки
5,3; 4,8; 5,4; 5,0; 5,3; 5,4; 5,3; 5,2; 5,1.
Найдите среднюю оценку этой участницы.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Решение с коментированием:
(5,3 + 4,8 + 5,4 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 5,2
2.Задача № 1504 (из учебника)
Поезд шёл 4 ч со скоростью 70 км/ч и 3ч со скоростью 84 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.
Как найти среднюю скорость?
Решение у доски по действиям или выражением:
(70 · 4 + 84 · 3) : 7 = 76(км/ч)
Средняя скорость=(Весь пройденный путь): (всё время движения).
4.Игра – задание «Полёт в космос»
А сейчас мы с вами отправимся в космос, посетим планету Меркурий. Но до полета надо размяться, привести себя в форму, космическую.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Известно, что на планете Меркурий средняя температура +15°. Можно предположить, что возможна жизнь человека на этой планете. Но на самом деле температура на Меркурии колеблется от 150º мороза до 350°жары.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -
4-5 минут.
Тест по теме: «Среднее арифметическое чисел»
Ответ на вопрос обведите кружком
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
а) 1,9 б) 3,8 в) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
а) 3 б) 6 в) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.
а) 3 б) 4 в) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
а) 12 б) 5 в) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
а) 23,78 б) 19,24 в) 12,43
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | а | а | в | б |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.
1.Задача.
1)Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координату точки С.
2)Найдите среднее арифметическое чисел 12,36 и 22,57.
Сравните полученный результат
2. Практическая работа в группах.
Предварительная подготовка.
Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
- класс поделен на 3 группы по рядам;
- измерить и записать рост каждого обучающегося в группе.
Вопрос:
Что мы можем определить, используя данные предварительного задания?
Ответ:
Мы можем определить средний рост в группе.
Что для этого нужно сделать?
Выполняйте задание.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Что нового вы узнали на уроке?
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Я узнал и могу научить товарища…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
Каково ваше настроение в конце урока?
Домашнее задание.
Учитель комментирует домашнее задание:
1. № 1524 (а/б), №1526
2. Вычислить средний возраст вашей семьи.
3. Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение по желанию).
Итог урока. Выставление оценок. Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут Вам в жизни при решении проблем. Вы – молодцы. Особо хочу отметить … Полные и правильные ответы давали …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".
Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с понятием арифметическая прогрессия, изучить свойства арифметической прогрессии, способы ее задания.З...
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.
Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Арифметические выражения и их характеристики. Арифметические действия. Арифметическая задача
Нельзя понять науку «физика» не видя различия и предназначение наук «арифметика», «алгебра», «математика». На логике познания различия и общности этих н...
Сценарий урока "Среднее арифметическое". Самоанализ урока
В сценарии описан урок математики в 5 классе по ФГОС и его самоанализ...
Сценарий урока в 6 классе "Арифметические действия с положительными десятичными дробями."
Данный урок разработан с использованием программы learnis.ru и предполагает работу в компьютерном классе....