статья "Потенциал профессиональной направленности обучения физике в развитии учебной мотивации нахимовцев"
статья (11 класс) на тему

Куликова Татьяна Анатольевна

Быстрый прогресс науки и техники приводит к тому, что каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Теперь правилом становится девиз «Учись учиться». Интерес к учению, умение учиться теперь становятся важными результатами учебы.

Как же пробудить у обучающихся желание учиться? Как мотивировать познавательную активность?

 Большинство выпускников нашего училища  продолжают свою учёбу в военно-морских училищах. Это будущие военные специалисты Вооруженных Сил и Военно-Морского флота, которые будут эксплуатировать, управлять современной сложной военной техникой, действие которой основано на физических  принципах. Без хороших прочных знаний физики невозможно стать высококлассным специалистом. Для  повышения внутренней мотивации воспитанников старших классов к изучению физики необходимо широко использовать весь потенциал профессиональной направленности физики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потенциал  профессиональной направленности обучения физике в развитии учебной мотивации нахимовцев.

Быстрый прогресс науки и техники приводит к тому, что каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Теперь правилом становится девиз «Учись учиться». Интерес к учению, умение учиться теперь становятся важными результатами учебы.

Как же пробудить у обучающихся желание учиться? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой  настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи. Поэтому и придумывают педагоги различные способы увлечь ребят  на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности   в конечном  итоге зависит от мотивации внутренней. Так как же внешнюю мотивацию перевести во внутреннюю?

Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно,  особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру  и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. У обучающегося, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Мы различаем мотивы внешние по отношению к деятельности (они не связаны с самой  деятельностью). Если же мотивы связаны  с ней, то это внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом  к самому процессу и его результату; стремление  развивать какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует  в  силу долга, обязанности, из-за давления родных, педагогов и т.д. Если учащиеся решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы мастера, преподавателя и т.д. Внутренними – интерес  к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для учащегося. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель.

Реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели- отдельные учебные действия. Умение ставить цель -  показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность  в будущем ляжет в  основу успешной профессиональной деятельности.

Исследователи отмечают, что учащийся пребывает в трех психологических состояниях, которые определяют высокий уровень его внутренней мотивации, его удовлетворенность учебой и достаточно высокие результаты самой деятельности:

- воспринимаемая (ощущаемая) содержательность и значимость работы;

- ощущаемая ответственность за результат своей деятельности;

- информация о результатах своей деятельности.

Тогда внутренняя мотивация выступает системообразующим фактором учебного процесса, она проистекает из самого процесса, она не контролируется извне.

Основные параметры учебного процесса

Необходимые психические состояния

Личные результаты работы

Четкая определенность задания

Ощущение содержательности и значимости работы

Высокая удовлетворенность

Разнообразие знаний, умений, компетенций

Ощущение самостоятельности и ответственности за результаты работы

Высокая мотивация

Важность и значимость заданий

информация о результатах своей деятельности

Высокое качество работы

Самостоятельность

Обратная связь

Наша задача заключается  в том, чтобы организовать  и держать в поле зрения все три составляющие: во первых, вовлекать воспитанников в работу, которая имела бы для них  большое значение, в которую они вносят  вклад, во-вторых, необходимо создать условия для ощущения воспитанниками своей ответственности за работу и в-третьих, очень важна положительная информация о результатах работы.

Специфика обучения в НВМУ связана:

с получением обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжением  дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений; воспитанием у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

формированием и развитием у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;

с развитием у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Большинство выпускников нашего училища  продолжают свою учёбу в военно-морских училищах. Это будущие военные специалисты Вооруженных Сил и Военно-Морского флота, которые будут эксплуатировать, управлять современной сложной военной техникой, действие которой основано на физических  принципах. Без хороших прочных знаний физики невозможно стать высококлассным специалистом. Для  повышения внутренней мотивации воспитанников старших классов к изучению физики необходимо широко использовать весь потенциал профессиональной направленности физики. В первую очередь, военно-морской компонент, официально внесенный в содержание рабочей программы по физике. При изучении отдельных тем широко используется дополнительный материал и задания с военно-морской тематикой: например, такие темы как «Баллистика», «Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах», «Реактивное движение», «Тепловые двигатели», «Электромагнитные волны. Распространение радиоволн», «Ядерная энергетика». Воспитанники с удовольствием самостоятельно готовят сообщения о применении физических явлений и принципов в сложных военных системах.

Все  внеурочные мероприятия для знакомства нахимовцев с будущей профессией должны быть тщательно продуманы и носить практический характер. И немаловажное значение играют совместные действия преподавателя физики и воспитателей по подготовке таких мероприятий. Важно показать ребятам настоящую боевую технику, показать её сложность в эксплуатации, необходимость освоения этой техники, для чего нужны знания физики.

Примером повышения мотивации к изучению физики является участие нашего воспитанника Заворина А. в конференциях регионального и всероссийского уровней с исследовательской работой по физике  «Исследование устойчивости корабля». По мере выступления на конкурсах всё более высокого уровня, получения дипломов победителя и призера, становилось заметным возрастающий интерес воспитанника к изучению физики. Росла активность его на уроках, стремление разбираться в сложных вопросах и задачах и наконец, решение, которое принял воспитанник: поступать в военно-морской политехнический институт вместо планируемой ранее артиллерийской академии. Немаловажно то, что исследовательская работа создавалась совместно с классным руководителем Заворина А. Шматко И. Н. – капитаном I ранга в запасе, подводником, чей опыт,  несомненно,  помог в подготовке работы. Подводя итог деятельности,  хочу отметить, что проведение исследовательской работы по физике с нахимовцами 10-11 классов является отличной мотивацией их к изучению предмета и таких работ проводить необходимо больше. Но для одного преподавателя это непосильная ноша, поэтому к этой деятельности надо привлекать воспитателей, классных руководителей, выходить за рамки училища, налаживать связи с научно-исследовательскими лабораториями, институтами, работать с преподавателями из военных вузов. Необходимо создавать систему взаимодействия педагогов училища и научных руководителей из числа преподавателей военных институтов.

Чем больше направленность  учебного процесса на будущую профессию ребенка, тем выше его внутренняя мотивация и эффективнее развитие учебной мотивации нахимовца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность обучения физике

Практическая направленность обучения физике-это актуальная проблема современного образования.Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны б...

Профессиональная направленность обучения немецкому языку

Имея многолетний опыт работы в профессиональном училище, я пришла к твердому  убеждению, что в современных условиях для повышения качества изучения иностранного языка и в частности, немецко...

Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

Развитие учебной мотивации при обучении математике.

В этсой статье рассматриваются способы развития интереса к математике. Интересен подбор задач из опыта преподавания. Составлена анкета для обучающихся, из которой можно понять, в каком направлении дви...

Профессиональная направленность преподавания физики

Задачи с производственным содержанием для обучающихся по ППКРС по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, которые используются на практических занятиях по ...

Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Рассматриваются виды профессионально-ориентационной рабо...

Развитие учебной мотивации при обучении математике

Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то как его сберечь?...