«Понятие степени. Степень числа»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Сафонова Ирина Васильевна

 

ФИО

Сафонова Ирина Васильевна  

Место работы

ГБОУ СОШ №4 им. Ж-И Кусто                              г. Санкт-Петербург

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

 Понятие степени. Степень числа (первый урок из двух  по данной теме).

Базовый учебник

УМК «Сферы» учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, г. Москва «Просвещение» -2012 г,  Задачник – пособие для учащихся  общебразовательных организаций, г. Москва «Просвещение» -2013 г, Тетрадь – тренжер  пособие для учащихся  общебразовательных организаций, г. Москва «Просвещение» -2012 г.

 

 

Цель: создать условия для формирования новой учебной информации,  ввести понятие степени числа, квадрата и куба  числа, научить выполнять действия со степенью

Задачи:

 

познавательные УУД: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

регулятивные УУД: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

«ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике»

зачетная работа слушателя КПК

 Сафоновой Ирины Васильевны

учителя математики

ГБОУ СОШ №4 им. Ж-И Кусто

Методическая разработка урока в 5 классе

по теме: «Понятие степени. Степень числа»

2014 г.

ФИО

Сафонова Ирина Васильевна  

Место работы

ГБОУ СОШ №4 им. Ж-И Кусто                              г. Санкт-Петербург

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

 Понятие степени. Степень числа (первый урок из двух  по данной теме).

Базовый учебник

УМК «Сферы» учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, г. Москва «Просвещение» -2012 г,  Задачник – пособие для учащихся  общебразовательных организаций, г. Москва «Просвещение» -2013 г, Тетрадь – тренжер  пособие для учащихся  общебразовательных организаций, г. Москва «Просвещение» -2012 г.

Цель: создать условия для формирования новой учебной информации,  ввести понятие степени числа, квадрата и куба  числа, научить выполнять действия со степенью

Задачи:

познавательные УУД: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

регулятивные УУД: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: персональный компьютер; мультимедийный

проектор; экран; доска.

Структура урока:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Формулирование проблемы (темы и цели урока).

3. Открытие и формулирование нового знания.

4. Закрепление нового материала

5. Домашнее задание.

1. Создание проблемной ситуации

Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число. Посмотрите на доску и скажите, можно ли перейти к более компактной записи выражений:

2+2+2=

3+3+3+3+3=

5+5+5=

15+15+15=

4+4+4+4+4=

а+а+а+а+а+а+а+а+а+а=

Учащиеся:

2+2+2= 2*3

3+3+3+3+3= 3*5

5+5+5= 5*3

15+15+15= 15*3

4+4+4+4+4= 4*5

а+а+а+а+а+а+а+а+а+а= а*10

Учитель: Какую общую структуру имеют полученные числовые выражения?

Учащиеся: Один и тот же множитель повторяется несколько раз.

Учитель: Давайте теперь найдем значение следующего выражения:

2*2*2*2*2=32

А можем ли мы тоже это выражение записать более короткой записью, компактной?

Учащиеся: (предлагают свои варианты, обсуждаем (2*5=10))

2. Формулирование проблемы (темы и цели урока)

Учитель: (Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения.)

Почему не получается? (не хватает новых знаний)

Какие действия нам известны? (+, -, *, : )

Если известных действий нам недостаточно, то какая учебная задача стоит перед нами? (Познакомиться с новым действием)

Чем же мы должны заняться на уроке? (Познакомиться с новым действием, которое поможет перейти в задании к компактной записи, научиться его применять)

Эту запись можно записать компактно: 2*2*2*2*2=25 и её называют степенью, а читают так : «два в пятой степени»

Так давайте сформулируем тему урока. Степень числа.

Цель: познакомиться с понятием степени и научиться выполнять действия со степенями

3. Открытие и формулирование нового знания

У нового действия есть и  компоненты. Выражение  называют степенью числа, где 2 – основание степени, 5 – показатель степени.

Давайте прочитаем степени и скажем, что нужно сделать, чтобы найти значения следующих выражений?

25, 34, 52, 93.

Как вы думаете, а можно прочитать 52 и 93 как-то по-другому?

Вторая и третья степень называются соответственно квадрат и куб числа. А чему равно число в первой степени?

Скажите, а что значит возвести во 2 степень, в 3 степень, 4 степень,

n-ю cтепень? (Один и тот же множитель нужно взять 2,3,4,n раз.)

4. Закрепление нового материала

В 5 классе степень с натуральным показателем отождествляется с произведением. Случай, когда показатель равен 1, будет введён с помощью специального определения в 7 классе.
№ 175, 176, 178, 179(а, в, д), 180, 181. Комментарий к № 178.

Выполнение упражнений: откройте учебник на странице 58

№175 (у доски)

1. Запишите короче сумму  и  произведение:

а)  2+ 2+2+2          2*2*2*2

б)  8+8+8               8*8*8

в)  а+а,                   а*а

2. №176 (самостоятельно с последующим обсуждением)

Запишите в виде степени:

а)  3*3

б)  10*10*10

в)  4*4*4*4*4

г)   5*5*5*5*5

д)    а*а*а*а*а*а*а

е)   n*n*n*n

3. Вычислите: №178

а) 25 ;      б)  34 ;     в)  74 ;    г) 55 .

4. Сравните значение выражения: №179 (а, в, д),

а)   53     и   5*3;          в)  25     52;         г)   34  и  43 .

5.  Составьте таблицу степеней с основаниями 2, 3, 4, 5:

22 =
2
3 =
2
4 =
2
5=
2
6 =

32 =
3
3 =
3
4 =

42 =
4
3 =

52 =
5
3 =

Комментарий. В столбиках каждый следующий результат учащиеся должны получать умножением предыдущего результата соответственно на 2, на 3, на 4 и на 5.
Эти степени учащиеся должны научиться вычислять устно и быстро. Все степени, конечно, запомнить трудно, но если ученик знает, что 23 = 8, то ему легко вычислить 24, умножив 8 на 2. Это детям нужно объяснить.

Подведение итогов урока:

Откройте  учебник на странице 57, найдите рубрику «Вопросы и задания».

Ответим на вопросы:

- скажите, с каким новым действием мы познакомились?

- показатель степени указывает на что?

- как по другому можно прочитать вторую и третью степень?

- сколько будет 100 в первой степени?

- вы научились возводить число в нужную степень, что для этого нужно сделать?

Домашнее задание: У: с. 56 – 57 – читать (фрагмент «Понятие степени»), ВиЗ (1, 2 вопросы);
З: № 121(а-г), 122, 123, 124, №128(карандашом в задачнике);
Т: № 21(1, 2 спирали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень натурального числа 5 класс_закрепление

Презентация содержит задания для повторения, вспомогательные материалы для новой темы....

План - конспект урока по теме "Корень n - ой степени из числа и его корни"

Конспект урока рассчитан на проведение его оюучающимися в рамках Дня самоуправления....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа»

Методические указания для выполнения практического занятия «Преобразование выражений, содержащих  корни натуральной степени из числа», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического ...

Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1         Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»Т...

Презентация к конспекту урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

презентация к уроку по теме: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем». математика 5 класс. Дорофеев...

Урок математики в 10 классе по теме "Понятие корня степени n>1"

Тема урока: «Понятие корня степени  n>1»Тип урока: “Открытие” нового знания (исследовательский).Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о квадратном к...

Презентация "Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин".

Представлена презентация "Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин".Многое из нашей повседневной жизни можно смоделировать при помощи граф...