Урок алгебры " Функции и их виды"
план-конспект урока по алгебре на тему
В данном конспекте изложен материал для изучения различных видов функций и их сравнении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry.docx | 57.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры
в группе предпрофильной подготовки №3 (7-9 класс)
Учитель Белова Ю.Н.
1 Урок.
Тема урока: «Функция. Исследование функции.»
Тип урока: урок письменного контроля и проверки знаний, умений и навыков.
Форма урока: контрольная работа
Цель урока: осуществить контроль обучения и продолжить систематизацию знаний по теме «Функция. Исследование функций» , выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков через исследование функции.
Задачи:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы: «Функция. Исследование функций», обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
- воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
- развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о функции и её свойствах.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение описывать свойства функции.
в ценностно-ориентационной сфере: применение новых знаний в новой ситуации; Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
- Здравствуйте ребята! Вчера мы с вами узнали, что такое функция, познакомились с основными понятиями функции и научились её исследовать.
- Теперь проверим, как вы усвоили материал, на сколько, вы поняли тему.
- У каждого на столе лежит карточка с определениями. Подпишите свои карточки. В каждое определение вам необходимо вставить пропущенное слово и записать это слово в правый столбец. На это задание у вас отводится 10 минут.
(в каждой карточке меняется порядок определений.)
(ученики 10 минут выполняют работу)
- А теперь ребята вспомните 3 способа задания функции?
(аналитический, табличный и графический)
- Какие способы задания являются самыми распространёнными?
- Верно. Самыми распространёнными способами задания функции являются аналитический и графический.
- Обратите внимание на карточки, которые лежат перед вами.
- Рассмотрим вторую карточку. Каким способом задана функция?
(графически)
- Верно. Функция задана с помощью графика. Вам необходимо исследовать эту функцию, т. е. описать её по 7 признакам, которые указаны у вас на карточках с прошлого урока. Вспомним их. (учитель проговаривает каждый признак)
Карточка прошлого урока
1. Область определения | 1. D (f ) = … |
2. Область значений | 2. E (f ) = … |
3. Нули функции | 3. f (x) = 0 при x = … |
4. Промежутки знакопостоянства | 4. f (x) > 0 при х ∈ … |
5. Четность или нечетность | 5. f (–x) = … |
6. Промежутки монотонности | 6. f (x) при х ∈ … |
7. Экстремумы функции | 7. x max =…, y max =…; |
- Подпишите свои листочки и укажите свой вариант. На листочках вам необходимо нарисовать свой график, исследовать свою функцию и выполнить задания №2, №3 написанные на карточках. На выполнение этого задания у вас отводится 25 минут.
(ученики выполняют задания)
Сдают работы.
- Рассмотрите карточку №3 Подпишите её. На ней вам необходимо выполнить задание 1-4. Это тестовое задание . Правильные ответы обведите в кружок. Или заполните таблицу. (на это задание у вас отводится 10 минут)
Ученики сдают работы.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Урок №2.
Тема урока: «Виды функций и их графики»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: Исследовательская работа.
Цель урока: научить самостоятельно в процессе исследования получать и формировать знания о видах функций их графиках и их взаимном расположении
Задачи:
- образовательные: познакомить с видами функций, их графиками; дать представление об их взаимном расположении; научить анализировать формулы функций и их графики и на основании этого получать новые знания о их расположении, активизировать познавательную активность через самостоятельное исследование.
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать функцию, сопоставлять график и формулу функции, сравнивать расположение графиков функций, устанавливать причинно-следственные связи между формулой функции и её графиком; приводить примеры параллельных функций, перпендикулярных функций пересекающихся функций, убывающих, возрастающих функций, формировать умения самостоятельного изучения и получения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками, воспитывать ответственность и уважение;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о связи аналитически заданной функции, и её графиком.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение устанавливать соответствие между графиком функции и его формулой.
в ценностно-ориентационной сфере: применение новых знаний в новой ситуации; Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока
- Тема нашего урока «Виды функций и их графики». Сегодня 2 урока вы будите работать с Приложением №1
- Вчера мы с вами узнали, что функция может быть задана аналитически и графически.
- Как вы думаете есть ли взаимосвязь между аналитическим и графическим заданием одной функции?
- Конечно есть, ведь график функции зависит от её формулы. Почему?
- Верно, потому что точки графика функции мы находим с помощью её формулы.
- Давайте вспомним, как построить график функции, если нам известна её формула. Прежде чем строить график, скажите мне, как мы его получаем, из чего состоит график?
- Молодцы. График состоит из точек. И прежде, чем нам построить график нужно найти множество точек, по которым мы будем его строить. Что имеет каждая точка графика, по каким параметрам определяем, где её строить?
- Верно, каждая точка графика имеет абсциссу и ординату. Например точка А (2,4) . Имеет абсциссу -2 и ординату – 4. Абсцисса – это координата точки по оси абсцисс или оси ох, а ордината – это координата точки по оси ординат или по оси оу.
- Давайте построим с вами точки D(5;-3), G(-1;2), F(-2;-1)/
- Молодцы ребята. Мы с вами вспомнили, как строить точки графика. Но прежде чем их построить их нужно найти.
Задание. Найти точки графика функции y=2x+1.
- Чтоб найти точки графика рисуем табличку
X | ||
y |
- В верхнем столбце указываем абсциссу точки в нижнем ординату. Абсцисса или х это какая переменная?
- Верно, независимая. Значит мы её берём произвольно. т.е. любое значение х , пусть это будут значения 0 и 1
X | 0 | 1 |
y |
- Ордината или y это какая переменная?
- Верно, зависимая. И зависит она от правила, по которому она будет высчитываться и от значения x, которое мы возьмём.
Наше правило это функция y=2x+1.
- Найдём значение ординаты при х=0 т.е. y(0)=2*0+1=0+1=1. Получаем, что при х=0 , у=1 Заполним таблицу:
X | 0 | 1 |
y | 1 |
- Теперь найдём значение ординаты в точке 1 у=2*1+1=2+1=3.
X | 0 | 1 |
y | 1 | 3 |
- Отмечаем эти точки на декартовой прямоугольной системе координат и соединяем их, получается график нашей функции.
- Графиком этой функции является прямая, для её построения достаточно 2-х точек. Сама функция называется линейной и имеет общий вид: y=kx+b.
- А теперь разбейтесь на 5 групп. (учитель самостоятельно разбивает класс на группы таким образом, чтобы в каждой группе были ребята разных возрастов и разного уровня усвоения новой темы)
(дети рассаживаются по группам)
- Ваша работа разбита по блокам.
- После построения графиков в каждом блоке, вы должны сделать вывод о взаимном расположении графиков функций и о зависимости графика функции от её формулы.
(ребята строят графики функций, выясняют расположение и свойства функций, зависимость графиков функций от их формулы )
(Учитель консультирует учеников, контролирует выполнение работы, направляет детей на правильность выводов)
3 Урок
(ребята строят графики функций, выясняют расположение и свойства функций, зависимость графиков функций от их формулы)
(Учитель консультирует учеников, контролирует выполнение работы, направляет детей на правильность выводов)
4 Урок
Тема урока: «Виды функций и их графики»
Тип урока: систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Вид урока: беседа, обобщающий урок.
Цель урока: усвоить знания о видах функций, обобщить и систематизировать знания о зависимости графика функции от формулы функции.
Задачи:
- образовательные: познакомить с видами функций, их графиками; дать представление об их взаимном расположении; научить анализировать формулы функций и их графики и на основании этого получать новые знания о их расположении, активизировать познавательную активность через самостоятельное исследование.
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать функцию, сопоставлять график и формулу функции, сравнивать расположение графиков функций, устанавливать причинно-следственные связи между формулой функции и её графиком; приводить примеры параллельных функций, перпендикулярных функций пересекающихся функций, убывающих, возрастающих функций, формировать умения самостоятельного изучения и получения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками, воспитывать ответственность и уважение;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о связи аналитически заданной функции, и её графиком.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение устанавливать соответствие между графиком функции и его формулой.
в ценностно-ориентационной сфере: применение новых знаний в новой ситуации; Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока
- И так ребята вы выполнили задание, и сделали выводы.
Теперь ответьте на вопросы.
- С какими видами функций вы познакомились?
- Что является графиком линейной функции?
- Рассмотрим первый блок линейная функция. Какой общий вид этой функции?
У=kx+b
- K и b это что?
- Верно k и bэто числа, k-это число, которое стоит при переменной, а b это свободный член.
- Определите мне коэффициент k и свободный член b в y=6x+7?
- Приведите свои примеры линейных функций и укажите коэффициент и свободный член.
(ребята приводят собственные примеры линейной функции)
(Вопросы учителя иллюстрируются примерами из выполненных заданий)
- Как выглядит функция при k=0 ? (параллельна оси абсцисс)
- Приведите примеры такой функции
(ребята приводят пример, учитель иллюстрирует примеры на экране)
- Как выглядит функция при b=0?(Проходит через начало координат )
- Приведите примеры такой функции
(ребята приводят пример, учитель иллюстрирует примеры на экране)
- От чего зависит возрастание функции? (от коэффициента)
- При каком k функция возрастает? (при положительном)
- Приведите примеры такой функции
(ребята приводят пример, учитель иллюстрирует примеры на экране)
- При каком k функция убывает? (при отрицательном)
- Приведите примеры такой функции
(ребята приводят пример, учитель иллюстрирует примеры на экране)
Что происходит при b=2? (функция y=kx сдвигается на 2 единицы вверх)
Что произойдёт при b=-3? (функция y=kx сдвигается на 3 единицы вниз)
- На что влияет свободный член функции b?(на движение функции по оси ординат. Вверх, при b положительном, вниз при b отрицательном.)
(учитель иллюстрирует примеры на доске)
- Молодцы ребята. Теперь рассмотрим с вами взаимное расположение двух функций изображённых на одной системе координат. Задание №3
- Под какими буквами в вашем задании получились параллельные прямые?
- В каком случае прямые будут параллельны? (если равны коэффициенты, но не совпадает свободные члены.)
- Приведите свои примеры параллельных прямых.
- Под какими буквами в вашем задании получились пересекающиеся прямые?
- В каком случае прямые будут пересекаться? (если не равны коэффициенты)
- Приведите свои примеры пересекающихся прямых прямых.
- Под какими буквами в вашем задании получились перпендикулярные прямые?
- В каком случае прямые будут перпендикулярны? (если коэффициенты являются взаимнообратными числами )
- Приведите свои примеры перпендикулярных прямых.
- Как называется функция вида y=kx+b (функция прямой пропорциональности)
- Следующая функция это функция обратной пропорциональности.
- Какой её общий вид?
- Что является графиком функции обратной пропорциональности? (гипербола)
- Какие у неё особенности (не пересекает оси)
- В каком случае функция является убывающей? (при k>0)
- В каком случае является возрастающей? (при k<0)
- Определите чётность этой функции (нечётна при любом k)
- Переходим к степенной функции. Как выглядит степенная функция и сколько графиков она имеет.(два)
- Общий вид этой функции?
- От чего зависит график чётной функции? (от чётности степени)
- Рассмотрим график степенной функции при чётной степени.
- Что будет являться графиком степенной функции с чётной степенью? (парабола)
- Определите чётность этой же функции (чётна)
- Что будет происходить при увеличении чётной степени? (график прижимается к оси абсцисс)
- Рассмотрим график степенной функции при нечётной степени. Как выглядит график?
- Определите чётность этой функции (нечётна)
- Что будет происходить при увеличении нечётной функции?
- Переходим к графику y=|x|
- Как выглядит график? На что похож?
- Какой будет являться функция? (чётной)
- Переходим к последнему виду. Иррациональная функция.
- Какой общий вид этой функции?
- Почему область определения этой функции принимает значения от 0 до плюс бесконечности? (потому что подкоренное выражение не может быть отрицательным)
- Функция является возрастающей или убывающей (возрастающей)
- Молодцы ребята, сегодня вы самостоятельно изучили все виды функций. Узнали, как они выглядят и определили их свойства и признаки.
- Поняли ли вы тему?
- Сможете ли вы без построения графика определить промежутки возрастания и убывания функций?
- Сможете ли вы без построения графиков определить параллельность, перпендикулярность и пересечение двух прямых?
- Что для вас оказалось наиболее сложным?
- Вам понравилась работать в группах?
(Выставление оценок )
5. Урок
Тема урока: «Виды функций и их графики»
Тип урока: применение знаний на практике.
Форма урока: урок –практикум
Цель урока: применить знания, полученные при самостоятельном изучении материала на практике.
Задачи:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Виды функций и их графики», обобщить материал как систему знаний.
- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности функций, закономерности аналитически и графически заданных функций, анализировать полученные результаты, сопоставлять график функции и формулу, сравнивать виды функций.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками, воспитывать ответственность и уважение;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о связи аналитически заданной функции, и её графиком.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение устанавливать соответствие между графиком функции и его формулой.
в ценностно-ориентационной сфере: применение новых знаний в новой ситуации; Учебное оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
Ребята продолжают работу в группах, применяя полученные на предыдущих уроках знания на практике.
- На ваших столах лежат задания Практика №1 Из них Вам необходимо выполнить задания №4,5,6,7,8.9,10,11,17,18,19,24
Ребята выполняют задание в группах, Учитель контролирует выполнение задания, при необходимости консультирует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."
Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...
Фрагмент урока алгебры в 8 классе по теме «График функции у=f (х+l)»в виде технологической карты
Фрагмент урока представлен ввиде технологической карты....
План-конспект урока алгебры "Функция y=k/x» в 9 классе
План-конспект урока алгебры "Функция y=k/x» в 9 классе по учебнику для общеобразовательных учреждений. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др..Цель урока: создание условий для представления у...
Урок алгебры в 10 классе для детей с нарушением слуха по теме: "Функция. Область определения и область значений функций".
План-конспект урока закрепления изученного материала....
Предпрофильная подготовка учащихся на уроках алгебры "Функции и графики"
Элективный курс по алгебре "Функции и графики". Рассматриваются функции простейшие и сложные, их графики, программа курса выходит за рамки учебного материала и является подготовкой к усвоени...
Урок алгебры "График функции. Преобразование графика функции"
Создание речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха....
Урок алгебры в 9 классе "Определение числовой функции. Область определения и область значений функции"
Урок «Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» по учебнику А. Г. Мордковича. Тип урока: обобщение и систематизация знанийЗадачи: создать усл...