Программа элективного курса «Практикум по математике»
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Шишкалова Ирина Владимировна

Авторская программа элективного курса  «Практикум по математике»  ориентирована на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку, и рассчитана на 68 часов (1 час в неделю). Программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», на основе авторской  программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11классы (автор-составитель Е.А. Семенко), примерной программы среднего (полного) общего образования по математике, базовый уровень,  и в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования  (приказ Минобрнауки РФ от  05.03.2004г. № 1089)

Элективный курс «Практикум по математике» входит в образовательную область «Математика» и включает в себя основные разделы средней школы по алгебре и началам анализа, а также некоторые дополнительные вопросы, которые самым непосредственным образом примыкают к этому курсу и углубляют его. Программа обеспечивает обобщающее повторение основных тем курса и предназначена для эффективной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, а также предусматривает их подготовку к дальнейшему образованию. Содержание курса является дополнением к учебному материалу, характеризуется теми же базисными понятиями и структурой, но не дублирует его и не выполняет функции дополнительных занятий.

В школьном базовом курсе алгебры и начал анализа не так много внимания уделяется решению уравнений, неравенств и систем уравнений с параметрами и модулями. В данной программе эти темы рассматриваются  и изучаются более углубленно. Также в данной программе уделяется внимание решению текстовых задач с практическим содержанием различной тематики,  поскольку текстовые задачи включены в содержание КИМов, а на уроках мало времени уделяется их решению. Все темы непосредственно примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном и прикладном выражении. Программа способствует формированию и развитию у  учащихся таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Данный элективный курс поможет учащимся обогатить свой опыт новыми приемами решения заданий, научит рационализации поиска решения, подбору наиболее удачных способов решения, выстраиванию алгоритмов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_praktikumu_po_matematike.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Кавказский район поселок Степной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Степной

муниципального образования Кавказский район

Программа элективного курса

«Практикум по математике»

для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательной школы

Автор программы: Шишкалова Ирина Владимировна,

учитель математики МБОУ СОШ №10

Кавказский район

Кавказский район

поселок Степной

2013


1. Пояснительная записка

Авторская программа элективного курса  «Практикум по математике»  ориентирована на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку, и рассчитана на 68 часов (1 час в неделю). Программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», на основе авторской  программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11классы (автор-составитель Е.А. Семенко), примерной программы среднего (полного) общего образования по математике, базовый уровень,  и в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования  (приказ Минобрнауки РФ от  05.03.2004г. № 1089)

Элективный курс «Практикум по математике» входит в образовательную область «Математика» и включает в себя основные разделы средней школы по алгебре и началам анализа, а также некоторые дополнительные вопросы, которые самым непосредственным образом примыкают к этому курсу и углубляют его. Программа обеспечивает обобщающее повторение основных тем курса и предназначена для эффективной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, а также предусматривает их подготовку к дальнейшему образованию. Содержание курса является дополнением к учебному материалу, характеризуется теми же базисными понятиями и структурой, но не дублирует его и не выполняет функции дополнительных занятий.

В школьном базовом курсе алгебры и начал анализа не так много внимания уделяется решению уравнений, неравенств и систем уравнений с параметрами и модулями. В данной программе эти темы рассматриваются  и изучаются более углубленно. Также в данной программе уделяется внимание решению текстовых задач с практическим содержанием различной тематики,  поскольку текстовые задачи включены в содержание КИМов, а на уроках мало времени уделяется их решению. Все темы непосредственно примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном и прикладном выражении. Программа способствует формированию и развитию у  учащихся таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Данный элективный курс поможет учащимся обогатить свой опыт новыми приемами решения заданий, научит рационализации поиска решения, подбору наиболее удачных способов решения, выстраиванию алгоритмов.

Занятия элективного курса «Практикум по математике» проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, и практикумов по решению задач. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме выполнения тестовой работы.

Цели: 

  • формирование и совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе обобщения, систематизации и углубления  базовых математических знаний;
  • формирование представлений о математике как универсальном средстве моделирования явлений и процессов;
  • совершенствование математических знаний до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, задач из смежных дисциплин, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
  • формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач.

Изучение этого курса позволит решить следующие задачи:

  • развитие у учащихся логического мышления, пространственного воображения и алгоритмической культуры на уровне, необходимом для решения заданий на итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ;
  • формирование  аналитического мышления, развитие памяти и кругозора, умения преодолевать трудности при решении более сложных задач;
  • сформировать у учащихся навыки оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы в форме и по материалам ЕГЭ.


2. Требования к подготовке учащихся по предмету

В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: способы преобразования выражений; различные способы решения уравнений и неравенств разного уровня сложности; способы  решения систем уравнений  и неравенств, содержащих модуль; способы решения заданий с параметром; способы отбора корней тригонометрических уравнений; приёмы рационального счета; основные методы нахождения производной сложных функций; применение производной и первообразной функции при решении задач прикладного характера; способы решения текстовых задач с практическим содержанием; способы решения комбинаторных и вероятностных задач.

Учащиеся должны уметь: решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, в том числе содержащие переменную под знаком модуля, применять различные, в том числе и нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем; решать задачи, уравнения и неравенства с параметром; применять производную и первообразную функции при решении задач прикладного характера; решать текстовые задачи с практическим содержанием различной тематики; решать комбинаторные и вероятностные практические задачи.


3. Таблица тематического распределения часов:

№ п/п

Разделы, темы

Коли-чество часов

Форма контроля

10 класс

1.

Уравнения и неравенства

6

Самостоятельная работа

1.1

Решение рациональных уравнений и неравенств (линейных, дробно-линейных и квадратных)

2

1.2

Решение рациональных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

2

1.3

Решение задач на составление уравнений

2

2.

Решение текстовых задач с практическим содержанием

5

Самостоятельная работа

3.

Преобразование тригонометрических выражений

3

Самостоятельная работа

4.

Тригонометрические уравнения и неравенства

5

Самостоятельная работа

4.1

Решение простейших тригонометрических неравенств

1

4.2

Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители и методом введения новой переменной

2

4.3

Решение однородных тригонометрических уравнений первой и второй степени

2

5.

Решение заданий, содержащих параметры

3

6.

Степенная функция

4

Тестирование

6.1

Преобразование выражений, содержащих радикалы

1

6.2

Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем

1

6.3

Решение иррациональных уравнений

2

7.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

6

Тестирование

8.

Итоговые занятия

2

Итоговое тестирование

Всего часов (10 класс)

34

11 класс

9.

Преобразования степенных и иррациональных выражений

2

10.

Тригонометрические уравнения

3

Самостоятельная работа

11.

Уравнения, неравенства, системы и совокупности уравнений и неравенств

5

Самостоятельная работа

11.1

Решение смешанных систем и совокупности уравнений от одной и двух переменных

2

11.2

Решение смешанных систем и совокупности неравенств от одной и двух переменных

3

12.

Решение текстовых задач с практическим содержанием

6

Самостоятельная работа

13.

Применение производной при решении прикладных задач

5

Тестирование

14.

Первообразная функции. Задачи на нахождение площадей плоских фигур

3

Самостоятельная работа

15.

Решение заданий, содержащих параметры

4

Самостоятельная работа

16.

Комбинаторные и вероятностные задачи

4

Самостоятельная работа

17.

Итоговые занятия

2

Итоговое тестирование

Всего часов (11 класс)

34

Всего часов (за два года обучения)

68

 


4. Содержание обучения

10 класс

  1. Уравнения и неравенства  (6 часов)

Решение рациональных уравнений и неравенств (линейных, дробно-линейных и квадратных). Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение задач на составление уравнений.

  1. Решение текстовых задач с практическим содержанием (5 часа)

Текстовые задачи на проценты. Текстовые задачи на сплавы и смеси. Текстовые задачи на движение. Текстовые задачи на работу и производительность. Физические задачи. Задачи с экономическим содержанием. Задачи с формулами.

  1. Преобразование тригонометрических выражений (3 часа)

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.

  1. Тригонометрические уравнения и неравенства (5 часов)

Решение простейших тригонометрических неравенств. Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной. Однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени.

  1. Решение заданий, содержащих параметры  (3 часа)

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр. Графические интерпретации. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр, из заданий ЕГЭ.

  1. Степенная функция (4 часа)

Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. Решение иррациональных уравнений: методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень; методом введения новых переменных; функционально-графическим методом.

  1. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства        (6 часов)

Решение показательных уравнений: функционально-графическим методом, методом уравнивания показателей и методом введения новой переменной. Решение показательных неравенств.  Решение логарифмических уравнений: функционально-графическим методом, методом потенцирования и методом введения новой переменной. Решение логарифмических неравенств.

  1. Итоговые занятия (2 часа)

11 класс

  1. Преобразование степенных и иррациональных выражений (2 часа)

Преобразование сложных выражений, содержащих радикалы. Преобразование сложных выражений, содержащих степени с рациональным показателем.

  1. Тригонометрические уравнения (3 часа) 

Решение тригонометрических уравнений с применением различных способов отбора корней: арифметический (перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней), алгебраический (решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней) и геометрический (отбор корней тригонометрического уравнения на числовой окружности и на числовой прямой).

  1. Уравнения и неравенства, системы и совокупности уравнений и неравенств (5 часов)

Смешанные системы уравнений от одной и двух переменных. Совокупности уравнений от одной и двух переменных. Смешанные системы неравенств от одной и двух переменных. Совокупности неравенств от одной и двух переменных.

  1.  Решение текстовых задач с практическим содержанием (6 часов)

Текстовые задачи на проценты. Текстовые задачи на сплавы и смеси. Текстовые задачи на движение. Текстовые задачи на работу и производительность. Физические задачи. Задачи с формулами. Табличное представление данных.


  1.  Применение производной при решении прикладных задач             (5 часов)

Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций. Применение производной при решении прикладных задач. Использование монотонности функции.

  1.  Первообразная функции. Задачи на нахождение площадей плоских фигур  (3 часа)

Геометрический и физический смысл определенного интеграла. Задачи на нахождение площадей плоских фигур.

  1.  Решение заданий, содержащих параметры  (4 часа)

Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр, из заданий ЕГЭ.

  1.  Комбинаторные и вероятностные задачи (4 часа)

Решение практических комбинаторных задач. Решение практических задач с применением вероятностных методов.

  1.  Итоговые занятия (2 часа)


5. Список литературы для учителя и учащихся:

  1.  Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ-2012. Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней (типовые задания С1).
  2. Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю. Учебно-методическое пособие Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014. – Легион, Ростов-на-Дону, 2013г
  3. Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю. Учебно-методическое пособие Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014: решаем задание С3 методом рационализации. – Легион, Ростов-на-Дону, 2013г.
  4. Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю.  Учебно-методическое пособие Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014: задание С5. Учимся решать задачи с параметром. – Легион, Ростов-на-Дону, 2013г.
  5. Мальцев Д.А.. Алгебра 10-11 класс. Тематические тесты и упражнения. - Москва, НИИ школьных технологий, 2010 г.
  6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. Задачник. Москва: Мнемозина. 2010 г.
  7. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. Учебник. Москва: Мнемозина. 2010 г.
  8. Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Ларкин Г.Н. Тематический сборник заданий  для подготовки к ЕГЭ по математике – Краснодар: Просвещение – Юг, 2012 г.
  9. Семенко Е.А. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике. – М.: Просвещение, 2010 г.
  10.  Семенов А.Л., Ященко И.В.  ЕГЭ 2012. Математика. Типовые тестовые задания.  Москва, изд. «Экзамен», 2012 г., 2013 г.
  11.  Семенов А.Л., Ященко И.В.   ЕГЭ 2012. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Москва, изд. «Экзамен», 2012г.; 2013 г.
  12.  Семенов А. Л., Ященко И.В.  ЕГЭ. 3000 задач с ответами. Математика. Москва, изд. «Экзамен», 2013 г.
  13.  Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «графический-классический» 10-11 класс): учеб.пособ. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 г.
  14.  Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «занавески»): учеб. Пособие. – Краснодар: ККИДППО, 2010 г.
  15.  Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «каркас функции»): учеб. Пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 г.

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического                        Зам. директора по УВР

объединения учителей от ________ № __                   ______________ Л.Н. Бреус

_______________ ____________________                «___» ______________ 2013 г.

(подпись руководителя МО ОУ)                   (Ф.И. О.)


Календарно-тематическое планирование

учебного материала элективного курса

«Практикум по математике»

заня-тия

№ раздела

Разделы, темы

Коли-чество часов

Примерные даты проведения

10 класс

1.

Уравнения и неравенства

6

1

1.1

Решение рациональных уравнений (линейных, дробно-линейных и квадратных)

1

сентябрь

2

1.1

Решение рациональных неравенств (линейных, дробно-линейных и квадратных)

1

сентябрь

3

1.2

Решение рациональных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1

сентябрь

4

1.2

Решение рациональных  неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

1

сентябрь

5

1.3

Решение задач на составление уравнений

1

октябрь

6

1.3

Самостоятельная  работа

1

октябрь

2.

Решение текстовых задач с практическим содержанием

5

7

2.

Решение текстовых задач  на проценты и на движение

1

октябрь

8

2.

Решение текстовых задач на смеси и сплавы. Задачи с формулами

1

октябрь

9

2.

Решение текстовых задач на работу и производительность

1

ноябрь

10

2.

Физические задачи. Задачи с экономическим содержанием

1

ноябрь

11

2.

Самостоятельная работа

1

ноябрь

3.

Преобразование тригонометрических выражений

3

12

3.

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений

1

ноябрь

13

3.

Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму

1

декабрь

14

3.

Самостоятельная работа

1

декабрь

4.

Тригонометрические уравнения и неравенства

5

15

4.1

Решение простейших тригонометрических неравенств

1

декабрь

16

4.2

Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители

1

декабрь

17

4.2

Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной

1

январь

18

4.3

Решение однородных тригонометрических уравнений первой и второй степени

1

январь

19

4.3

Самостоятельная работа

1

январь

5.

Решение заданий, содержащих параметры

3

20

5.

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр

1

февраль

21

5.

Графические интерпретации

1

февраль

22

5.

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр, из заданий ЕГЭ

1

февраль

6.

Степенная функция

4

23

6.1

Преобразование выражений, содержащих радикалы

1

февраль

24

6.2

Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем

1

март

25

6.3

Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень; методом введения новых переменных; функционально-графическим методом

1

март

26

6.3

Тестирование

1

март

7.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

6

27

7.

Решение показательных уравнений: функционально-графическим методом, методом уравнивания показателей и методом введения новой переменной

1

апрель

28

7.

Решение показательных неравенств  

1

апрель

29

7.

Решение логарифмических уравнений: функционально-графическим методом, методом потенцирования и методом введения новой переменной

1

апрель

30

7.

Решение логарифмических неравенств

1

апрель

31

7.

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств

1

апрель-май

32

7.

Тестирование

1

май

8.

Итоговые занятия

2

33

8.

Итоговое тестирование

1

май

34

8.

Анализ итогового тестирования, подведение итогов

1

май

Всего часов (10 класс)

34

11 класс

9.

Преобразования степенных и иррациональных выражений

2

1

9.

Преобразование сложных выражений, содержащих радикалы

1

сентябрь

2

9.

Преобразование сложных выражений, содержащих степени с рациональным показателем

1

сентябрь

10.

Тригонометрические уравнения

3

3

10.

Решение тригонометрических уравнений с применением различных способов отбора корней: арифметический (перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней), алгебраический (решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней)

1

сентябрь

4

10.

Решение тригонометрических уравнений с применением геометрического способа отбора корней (на числовой окружности и на числовой прямой)

1

сентябрь

5

10.

Самостоятельная работа

1

октябрь

11.

Уравнения, неравенства, системы и совокупности уравнений и неравенств

5

6

11.1

Смешанные системы уравнений от одной и двух переменных

1

октябрь

7

11.1

Совокупности уравнений от одной и двух переменных

1

октябрь

8

11.2

Смешанные системы неравенств от одной и двух переменных

1

октябрь

9

11.2

Совокупности неравенств от одной и двух переменных

1

ноябрь

10

11.2

Самостоятельная работа

1

ноябрь

12.

Решение текстовых задач с практическим содержанием

6

11

12.

Решение текстовых задач  на проценты и на движение

1

ноябрь

12

12.

Решение текстовых задач на смеси и сплавы

1

ноябрь

13

12.

Решение текстовых задач на работу и производительность

1

декабрь

14

12.

Физические задачи. Задачи с формулами

1

декабрь

15

12.

Задачи с экономическим содержанием

1

декабрь

16

12.

Самостоятельная работа

1

декабрь

13.

Применение производной при решении прикладных задач

5

17

13.

Вычисление производных сложных функций

1

январь

18

13.

Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций

1

январь

19

13.

Применение производной при решении прикладных задач

1

январь

20

13.

Использование монотонности функции

1

февраль

21

13.

Тестирование

1

февраль

14.

Первообразная функции. Задачи на нахождение площадей плоских фигур

3

22

14.

Геометрический и физический смысл определенного интеграла

1

февраль

23

14.

Задачи на нахождение площадей плоских фигур

1

февраль

24

14.

Самостоятельная работа

1

март

15.

Решение заданий, содержащих параметры

4

25

15.

Решение систем уравнений содержащих параметр

1

март

26

15.

Решение систем неравенств, содержащих параметр

1

март

27

15.

Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр, из заданий ЕГЭ (задание С5)

1

апрель

28

15.

Самостоятельная работа

1

апрель

16.

Комбинаторные и вероятностные задачи

4

29

16.

Решение практических комбинаторных задач

1

апрель

30

16.

Решение практических задач с применением вероятностных методов

1

апрель

31

16.

Решение комбинаторных и вероятностных задач из КИМов ЕГЭ

1

апрель-май

32

16.

Самостоятельная работа

1

май

17.

Итоговые занятия

2

33

17.

Итоговое тестирование

1

май

34

17.

Анализ итогового тестирования, подведение итогов

1

май

Всего часов (за 11 класс)

34

Всего часов (за два года обучения)

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Практикум по математике"

Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 классов.  Содержание: "Проценты", "Параметры", "Использование свойств функций", "Комбинации геометрических тел"....

Программа элективного курса "Практикум по математике" для 11 класса

Элективный курс «Практикум по математике» в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «В...

Программа элективного курса "Практикум по математике"

Данный курс рассчитан на 68 часов. Основой при создании и  работе по данной программе является дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://resh...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» в 10-11 классах средней общеобразовательной школы

Программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.200...

Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»

                                    Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...

Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"

Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....

Рабочая программа элективного курса «Практикум по подготовке к ОГЭ по математике»

Общая характеристика курса:Учащимся 9 класса предстоит сдача ОГЭ, содержание которого включает в себя материал всего курса математики неполной средней школы. Программа элективного курса направлена на ...