Секреты криптографии. Программа элективного курса. Учитель математики Белоногова Н.Л.
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Программа разработана и апробирована учителем математики Белоноговой Н.Л. в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_kriptografii.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Секреты криптографии»
Программу составил:
учитель математики
Белоногова Н.Л.
Кольчугино
МБОУ СОШ №2
2013 г.
Элективный курс «Секреты криптографии»
Пояснительная записка
Количество часов: 10
Образовательные области: математика и информатика
Профили: естественно-математический и информационно-технологический
Возрастная группа: 9 класс
В связи с реформой в школьном образовании и переходом на профильное обучение в старших классах, важную роль стали играть элективные курсы по выбору. В соответствии с одобренной Министерством образования концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных.
Целью элективных курсов является удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, которые могут возникнуть при изучении базового или профильного курса. Таким образом, элективный курс становится необходимым звеном, для создания из ученика специалиста в наиболее интересной для него области.
2.1.2 Цели и задачи курса
Цели курса:
- Формирование представления о комбинаторике и теории вероятности;
- обучение учащихся: основным понятиям криптографии, основным способам шифрования и дешифрования текста, строгой математической проверки стойкости шифра;
- развитие навыков построения математических моделей шифров, алгоритмизации, программирования, навыков анализа своей деятельности;
- развитие логического мышления;
- воспитание усидчивости, внимания.
Задачи курса:
- изучить основы комбинаторики и теории вероятности;
- расширить математические знания учащихся;
- сформировать навыки элементарного построения криптосистем;
- изучить основные способы шифрования и дешифрования текста;
- сформировать у учащихся чёткое понимание стойкости шифра;
- научить проверять стойкость шифра математическими расчётами.
- развить у учащихся навыки программирования;
- научить создавать программный продукт на основе различных основных математических, криптографических систем;
- реализовать технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и программирования различных криптографических задач;
- развить навык анализа выполненной работы;
- рассмотреть применение полученных навыков в различных областях знаний;
- развить у учащихся логическое мышление;
- воспитать у учащихся усидчивость и внимание.
Тематическое планирование курса
Содержание раздела курса | Форма организации занятия | Объём часов |
Введение | Лекция | 1 |
Основы криптоанализа | Лекция | 1 |
Подстановки | Семинар, практическое занятие | 2 |
Перестановки | Семинар, практическое занятие | 1 |
Гаммирование | Семинар, практическое занятие | 2 |
Блочные шифры | Семинар, практическое занятие | 2 |
Итоговое занятие | Тест | 1 |
Программа курса
Курс рассчитан на одно полугодие, занятия проводятся раз в неделю. В рамках курса общим объёмом 10 ч. предполагается развитие навыков создания программных продуктов. Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль.
Данный курс предполагает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия, семинары, домашнюю работу и итоговое тестирование. Все занятия желательно проводить в компьютерном классе.
Модуль 1. Введение в криптографию и первые шифры.
Введение (1 ч.):
Первое занятие в курсе будет посвящено введению в криптографию, данное занятие предполагается проводить как лекционное с использование компьютерной презентации.
Основные понятия: криптография, алфавит, текст, шифр, ключ, шифрование, дешифрование, контейнер, стего.
Основы криптоанализа (1 ч.):
Данный урок будет посвящён методам оценивания стойкости шифра. Урок пройдёт с использованием презентации.
Основные понятия: криптоанализ, криптостойкость, имитостойкость, криптоатака, правило Керкгоффса, основные направления криптоанализа.
Подстановки (2 ч.):
На этом уроке будет рассмотрен один из самых первых методов шифрования, а также создана первая программа шифрования и дешифрования текста. Первое занятие проводится как семинар, следующее будет практическим занятием. На первом практическом занятии будет создана программа.
Основные понятия: подстановка, шифр Цезаря.
Перестановки (1 ч.):
После завершения предыдущего урока у учеников будет готовая программа, далее учащиеся просто будут изменять действия для шифрования и дешифрования, на данном уроке ученики научаться создавать шифр на основе перестановки.
Основные понятия: перестановка, блок перестановки, переменная длина блока перестановки.
Модуль 2. Основы современной криптографии.
Гаммирование (2 ч.):
На этих занятия учащиеся познакомятся с методом гаммирования, освоят основные понятия теории вероятности, ознакомятся с математическим ожиданием и дисперсией.
Основные понятия: гамма, гаммирование, генератор гамм, переменная длина гаммы, постоянная длина гаммы, псевдослучайные числа, псевдослучайная последовательность чисел, математическое ожидание, дисперсия.
Блочные шифры (2 ч.):
На этих уроках ученики познакомятся с современным методом шифрования, узнают о его особенностях и научатся создавать шифры на основе блочных.
Основные понятия: блочный шифр, блок постоянной длины, блок переменной длины.
Итоговое занятие (1 ч.):
На этом занятии учащиеся проходят итоговое тестирование. Тест состоит из 2х вариантов, включает в себя вопросы по всем модулям.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основы комбинаторики;
- типы переменных.
Учащиеся должны уметь:
- решать простые комбинаторные задачи;
- работать с текстовыми файлами.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса, могут быть использованы на уроках математики, например при изучении комбинаторики. На уроках информатики, например при создании программ использующих связи с внешними файлами, при алгоритмизации математической модели.
Знания и умения, приобретённые при изучении курса, могут служить фундаментом для дальнейшего создания объектно-ориентированных программ по защите данных.
Планируемые результаты курса
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими навыками:
- создания математических моделей криптографических систем;
- оценивания стойкости созданного шифра;
- решения комбинаторных задач.
Способы оценивания уровня достижения учащихся
Уровень достижения учащихся осуществляется по результатам выполнения практических и домашних заданий. Предложением новых идей усложнения и модификации шифров.
Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».
Рекомендуемые учебные материалы
1. А.В. Бабаш, Г.П. Шанкин «Криптография» Москва, СОЛОН-Р, 2002 г.
2. С.И. Бобровский «Delphi 7. Учебный курс» Санкт-Петербург, Питер, 2003г.
3. Гаврюшина С.Л., Ширшова Т.А. Рассказы о криптографии. - Омск: ОмГУ, 1995. 109с.
4. Нечаев В.И. Элементы криптографии (Основы теории защиты информации). Учеб. по-собие для ун-тов и пед.вузов / Под. редю В.А. Садовничего - М.: Высш. шк., 1999. -109с.
5.Введение в криптографию. под ред. Ященко (эл. публ. в Internet);
6. В.Жельников. Криптография от папируса до компьютера (эл. публ. в Internet).
7. Интернет ресурсы :
http://wiki.saripkro.ru/index.php/Исследование_учащихся_Секреты_криптографии
http://lib.ololo.cc/b/198025/read#t13 25 этюдов о шифрах
http://mathinfinity.net.ru/article/6/ различные шифры
http://www.rbardalzo.narod.ru/kripto2.html криптография и математика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Автор учитель математики Белоногова Н.Л.
Курс «Симметрия вокруг нас» создан для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике....
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....