Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Автор учитель математики Белоногова Н.Л.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Курс «Симметрия вокруг нас» создан для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_matematike.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по математике
«Симметрия вокруг нас» для 9 классов
в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка
Курс «Симметрия вокруг нас» создан для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике.
Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел математики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 9 классах, так и на занятиях кружков.
Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д.
Цели и задачи.
Данный курс представляет следующие цели:
- показать связь между разными областями знаний;
- углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
- воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира;
- развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
- расширить кругозор учащихся;
- стимулировать познавательные интересы.
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопровождающие курс (художественные альбомы, видеоматериалы, информация Интернет); провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.
Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекция | практика | семинар | ||||
1 | Симметрия. Виды симметрии | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Все ли в мире идеально для глаза» | |
2 | Симметрия фигур. Распределение по классам | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | |
3 | Симметрия в природе | 1 | 1 | Реферат. Проект | ||
4 | Симметрия в искусстве | 1 | 1 | Реферат. Проект | ||
5 | Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства | 1 | 1 | Проект «Симметрия в орнаментах» | ||
6 | Симметрические многочлены. Симметрические системы | 1,5 | 0,5 | 1 | Проект «Паркеты» | |
7 | Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций | 1,5 | 0,5 | 1 | Самостоятельная работа. |
Содержание программы
Тема 1. Симметрия (2 часа).
Занятие 1. Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный перенос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии (1 ч).
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Занятие 2. Симметрия фигур. Распределение по классам симметрии. Симметрия тел (1ч).
Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом симметрии.
Тема 2. Симметрия в природе (1 час).
Занятие 3. Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар (1 ч).
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.
Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).
Занятие 4. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч).
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты.
Занятие 5. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. (1 ч).
Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий.
Тема 4. Симметрия в алгебре (3 часа).
Занятие 6. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч).
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.
Занятие 7. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.
Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.
Инструментарий для оценивания результатов –
практические, лабораторные, творческие работы, конкурс творческих идей, проектов, зачеты, тесты.
Литература
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.
- Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.
- Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
- Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.
- Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.
- Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».
- Мир математики. Том. 17. Зазеркалье. Симметрия в математике ( http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_2945.htm)
- Симметрия, орнаменты, паркет... В математике и в повседневной жизни
- симметрия в математике, физике, химии (http://www.openclass.ru/node/276039)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...
Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"
Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки "Страницы британской истории".
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизн...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МОДУЛЬ» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, по...
Программа предметно – ориентированного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Экология и здоровье человека»
Данный курс расширяет базовые знания обучающихся по предмету....