Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Автор учитель математики Белоногова Н.Л.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Борисова Г.Н.

Курс «Симметрия вокруг нас» создан  для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_matematike.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по математике

«Симметрия вокруг нас» для 9 классов

в рамках предпрофильной подготовки

Пояснительная записка

Курс «Симметрия вокруг нас» создан  для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике.

Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел математики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 9 классах, так и на занятиях кружков.

Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д.

Цели и задачи.

Данный курс представляет следующие цели:

  • показать связь между разными областями знаний;
  • углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
  • воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира;
  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения   обосновывать законы красоты с помощью математики;
  • расширить кругозор учащихся;
  • стимулировать познавательные интересы.

Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопровождающие курс (художественные альбомы, видеоматериалы, информация Интернет); провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.

Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Симметрия. Виды симметрии

1

0,5

0,5

Проект «Все ли в мире идеально для глаза»

2

Симметрия фигур. Распределение по классам

1

0,5

0,5

Практическая работа

3

Симметрия в природе

1

1

Реферат. Проект

4

Симметрия в искусстве

1

1

Реферат. Проект

5

Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства

1

1

Проект «Симметрия в орнаментах»

6

Симметрические

многочлены.

Симметрические

системы

1,5

0,5

1

Проект «Паркеты»

7

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций

1,5

0,5

1

Самостоятельная работа.

Содержание программы

Тема 1. Симметрия (2 часа).

Занятие 1. Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный перенос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 2. Симметрия фигур. Распределение по классам симметрии. Симметрия тел (1ч).

Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом симметрии.

Тема 2. Симметрия в природе (1 час).

Занятие 3. Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.

Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).

Занятие 4. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты.

Занятие 5. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. (1 ч).

Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий.

Тема 4. Симметрия в алгебре (3 часа).

Занятие 6. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.

Занятие 7. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.

Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.

Инструментарий для оценивания результатов –

практические, лабораторные, творческие работы, конкурс творческих идей, проектов,  зачеты, тесты.

Литература

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение,       1981.
  2. Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.
  3. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.
  5. Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.
  6. Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».
  7. Мир математики. Том. 17. Зазеркалье. Симметрия в математике ( http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_2945.htm)

  1. Симметрия, орнаменты, паркет... В математике и в повседневной жизни
  2. симметрия в математике, физике, химии    (http://www.openclass.ru/node/276039)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"

Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МОДУЛЬ» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки

Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, по...