Разработка урока "Решение логарифмических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Байсалямова Гулямза Ахметязаровна

Разработка урока  по алгебре и началам анализа по теме "Логарифмические уравнения" по учебнику А.Н. Колмогорова, 11 класс. Урок повторения и обобщения основных способов решения логарифмических уравнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Решение логарифмических уравнений

Цель: повторить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок;

научить осуществлять отбор уравнений для решения различными методами;

развитие умений решать логарифмические уравнения;

осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого учащегося через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу.

Оборудование: компьютер с проектором для демонстрации презентации, презентация, памятки по решению логарифмических уравнений, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Тип урока: закрепление знаний

Распределение этапов урока по времени

1.Оргмомент (2 мин.)

2. Проверка теоретических знаний (5мин.)

3. Повторение алгоритмов решения логарифмических уравнений различными методами (10 мин)

4. Самостоятельная работа с последующей проверкой (20 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сообщение темы, целей и задач урока, его основных моментов (слайд 2)

  1. Проверка теоретических знаний   (слайды 3-4)
  1. Фронтальный опрос:

- Что такое уравнение?

- Что понимают под логарифмическим уравнением?

- Что называется корнем уравнения?

- Что значит решить уравнение?

2) Устный счёт «Верно или нет»

Верно ли утверждение:

Если 2x=7,    то   x=                                         Если 3x=5,   то   x=     

Если  = 3,   то  x = 6                                      Если  = x,   то  x = -2

Если  = 2,   то  x = 8                                    Если  = 4,   то  x =16

  1. Повторение алгоритмов решения логарифмических уравнений различными методами (слайды 5-9)

- Назовите методы решения логарифмических уравнений, рассмотренные ранее на уроках

а) Решение уравнений на основании определения логарифма

б) Метод потенцирования, под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.

в) Метод приведения логарифмического уравнения к квадратному.

г) Метод логарифмирования обеих частей уравнения.

- А сейчас давайте мы с вами подробнее остановимся на каждом из названных методов

а) на основании определения логарифма

Простейшее логарифмическое уравнение

ОДЗ:

  1. f(x) = ab    (по определению логарифма)
  2. отбор корней удовлетворяющих ОДЗ

б) потенцирование

ОДЗ:

  1. Решить  f(x) = g(x)
  2. Отбор корней удовлетворяющих ОДЗ

в) приведение логарифмического уравнения к квадратному

a()2 +  + c = 0

Метод введения новой переменной

ОДЗ:

Пусть t =

at2+bt +c=0

Решим квадратное уравнение

D=b2-4ac

t1=          t 2=

 t1       t2

г) логарифмирование

= b

ОДЗ:

  1. Обе части уравнения прологарифмируем по основанию a
  2. Отбор корней удовлетворяющих ОДЗ
  1. Самостоятельная работа по отработке навыков решения

- А сейчас необходимо выполнить самостоятельную работу на применение этих методов. Сначала необходимо определить метод решения уравнения, а затем решить. Задания первого  варианта соответствуют уровню А заданий ЕГЭ и оцениваются отметкой «3», второй вариант – уровни А и В оценивается на «4», третий вариант – уровни В и С, оценка «5». Те, кто выполняют задания 1 варианта, могут воспользоваться памятками-образцами, некоторым достаточно будет воспользоваться только памятками без образцов, ну а кто претендует на «5» решают без подсказок. Каждый ученик выбирает задание по своим возможностям, если учащийся справился со своим заданием, то он может выбрать задание посложнее. При наличии времени можно вызвать к доске 2-3 учащихся к доске, продемонстрировать решение заданий.

Вариант 1

  1. Решите уравнение:

  1. 29
  2. 7
  3. 25
  4. 11
  1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

  1. (-∞;-2)
  2. )
  3. +∞)
  1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

  1. (-∞;-)
  1. Найдите корень уравнения:

  1. -7
  2. -3
  3. 7
  4. 3

Вариант 2

  1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

  1. (-∞;-)
  1. Найдите корень уравнения:

  1. -7
  2. -3
  3. 7
  4. 3
  1. Найдите произведение корней уравнения: log22 x- 5 + 6 = 0
  1. 13
  2. -36
  3. 32
  4. 9
  1. Найдите сумму корней уравнения  

Вариант 3

  1. Найдите произведение корней уравнения: log22 x- 5 + 6 = 0
  1. 13
  2. -36
  3. 32
  4. 9
  1. Найдите сумму корней уравнения:  
  2. Найдите целые корни уравнения:   
  3. Решите уравнение:

4 = 5+ 4

Ответы к тестам: (слайд 10)

1 вариант

2 вариант

3 вариант

С

B

C

D

D

12

B

C

4

D

12

-2

IV. Подведение итогов урока

  1. Домашнее задание

Обмениваемся вариантами работ, чтобы дома прорешать остальные задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение логарифмических уравнений

Слайд 2

Цели урока: Повторить основные методы решения логарифмических уравнений. Научиться отбирать уравнения, для решения разными методами. Развитие умений решать логарифмические уравнения.

Слайд 3

Устный опрос: 1. Что такое уравнение? 2. Что понимают под логарифмическим уравнением? 3.Что называют корнем уравнения? 4.Что значит «решить уравнение» ?

Слайд 4

Верно или нет?

Слайд 5

Назовите методы решения логарифмических уравнений, рассмотренные на предыдущих уроках 1. Решение уравнений, основанное на определении логарифма. 2. Метод потенцирования. 3. Метод приведения логарифмического уравнения к квадратному. 4. Метод логарифмирования.

Слайд 6

Простейшее логарифмическое уравнение ОДЗ: 1) f ( x ) = a b (по определению логарифма) 2) отбор корней удовлетворяющих ОДЗ По определению логарифма

Слайд 7

Потенцирование ОДЗ: 1) Решить f ( x ) = g ( x ) 2) Отбор корней удовлетворяющих ОДЗ

Слайд 8

Приведение логарифмического уравнения к квадратному

Слайд 9

Логарифмирование

Слайд 10

1 группа 2 группа 3 группа №1 С №3 B №5 C №2 D №4 D №6 12 №3 B №5 C №7 4 №4 D №6 12 №8 -2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Логарифмические уравнения", 10 класс

Логарифмические уравнения. Меркулова Ирина Николаевна, МОУ СОШ №2 р.п. Мокроус, учитель математики, Саратовская область. Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 16 лет, 10 класс. Мест...

Методическая разработка урока "Логарифмические уравнения"

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе к учебнику Ш.А.Алимова. Первый урок по теме "Логарифмические уравнения". Урок-консультация....

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...

Методическая разработка уроков: «Логарифмические уравнения и неравенства».

Методическая разработка уроков: «Логарифмические уравнения и неравенства»....

«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»

В  презентации рассматриваются свойства логарифмов.  Методы решения логарифмических уравнений.  Тест на решение уравнений....