"Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Материал содержит подробный конспект урока и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_8_klass.zip | 102.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби»
Цели урока : 1.Учебные:
Изучить правило освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.
Научить учащихся применять его на практике.
2. Развивающие:
3.Воспитательные:
Ход урока
Организация класса: Класс делится на группы. В каждой групп распределяются роли:
- Командир – консультант,
- теоретик,
- практик,
- исполнитель.
Оборудование: карточки с заданиями, ответами. Листы настроений, презентация к уроку.
- Устная работа. Девиз: «Повторение – мать учения»
- Что называют арифметическим квадратным корнем из числа а?
- Как найти квадратный корень из произведения, дроби?
- При каком а выражение имеет смысл?
- Чему равен ?
- Чему равно ?
- Повторяем определение квадратного корня и его свойства.
Каждая группа выполняет задание, учитывая возможности членов группы. После выполнения делается проверка.
Вычисли:
Какие алгебраические формулы вы применяли? (формула разности квадратов)
- . Девиз : « Книга – книгой, а мозгами двигай»
Задания в группах: Подбери недостающий множитель так , чтобы результат не содержал знака квадратного корня.
- Работа над новым материалом.
Что проще вычислить?
Почему верно равенство?
Задача. Преобразовать алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней:
Решение.
Используем основное свойство дроби, то есть подбираем такой множитель, чтобы при умножении на него в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней.
Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе. (включить примеры из электронного ресурса)
Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби:
- Разложить знаменатель дроби на множители.
- Если знаменатель имеет вид или содержит множитель , то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на выражение, сопряженное знаменателю.
- преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь.
Выражения вида и называются сопряженными.
- Самостоятельная работа
Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.
Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.
Умение освобождаться от иррациональности в знаменателе во многих случаях облегчает тождественные преобразования выражений.
6.Творческое задание:
- Мартышка – апельсинов продавщица,
- Приехав как – то раз к себе на дачу,
- Нашла там с радикалами задачу.
- Но сосчитать не в силах стройный ряд,
- Разбрасывать их стала все подряд.
- И молвила: « Что толку в той задаче
- Коль из нее не слепишь новой дачи!»
- Мы верим все же, что мартышки мненье –
- Не истинно для тех, кто знает толк ученье
- И просим вас, девчонки и мальчишки,
- Решить задачу на хвосте мартышки.
7. Подведение итогов урока:
- Что понимают под освобождением от иррациональности в знаменателе дроби?
- Для чего нужно уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби?
- Каким алгоритмом мы можем для этого воспользоваться?
8. Задание на дом:
- П.19
- 1 уровень: №432,433,
- 2 уровень: №434,436,505(а,в)
- Творческое задание: №511
Карта – задание группе:
ФИ учащихся | Устная работа | Вычисли | Подбери множитель | Работа над новым материалом | Самост. работа | Творческое задание | Итог |
Вычисли:
Подбери недостающий множитель
Самостоятельная работа.
Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.
Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.
Опорные правила
Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе
Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби:
1Разложить знаменатель дроби на множители.
2 Если знаменатель имеет вид или содержит множитель , то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на выражение, сопряженное знаменателю.
- преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь.
Выражения вида и называются сопряженными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"
Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...
Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.8 класс.
разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Арифметический корень"...
Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби
Конспект урока в 8 классе на тему: "Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби"...
Презентация "Освобождение от иррациональности в знаменателе", 8 класс
Презентация к уроку алгебра, Макарычев...
Алгоритм нахождения наименьшего общего знаменателя дробей, входящих в уравнение.
По шаговое нахождение наименьшего общего знаменателя при решении дробных рациональных уравнений...
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....
Самостоятельная работа по теме "Деление и дроби, сравнение дробей, приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей" для 5 класса
Самостоятельная работа по математике разработана для 5 классов, к учебнику Бунимович. Содержит 4 варианта....