"Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Деревянкина Светлана Евгеньевна

Материал содержит подробный конспект урока  и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_algebry_8_klass.zip102.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби»

Цели урока : 1.Учебные:

                          Изучить правило освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.

                          Научить учащихся применять его на практике.

                       2. Развивающие:

                       3.Воспитательные:

                                                       Ход урока

Организация класса: Класс делится на  группы. В каждой групп распределяются роли:

- Командир – консультант,

- теоретик,

- практик,

- исполнитель.

Оборудование: карточки с заданиями, ответами. Листы настроений, презентация к уроку.

  1. Устная работа. Девиз: «Повторение – мать учения»

  • Что называют арифметическим квадратным корнем из числа а?

  • Как найти квадратный корень из произведения, дроби?

  • При каком а выражение       имеет смысл?

  • Чему равен      ?

  • Чему равно ?

  1. Повторяем определение квадратного корня и его свойства. 

Каждая группа выполняет задание, учитывая возможности членов группы. После выполнения делается проверка.

Вычисли:

Какие алгебраические формулы вы применяли? (формула разности квадратов)

  1. . Девиз : « Книга – книгой, а мозгами двигай»

Задания в группах: Подбери недостающий множитель так , чтобы результат не содержал знака квадратного корня.

  1. Работа над новым материалом.

Что проще вычислить?

Почему верно равенство?

Задача. Преобразовать алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней:

Решение.

Используем основное свойство дроби, то есть подбираем такой множитель, чтобы при умножении на него в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней.

Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе. (включить примеры из электронного ресурса)

Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби: 

  1. Разложить знаменатель дроби на множители.
  2. Если знаменатель имеет вид img4.gif (240 bytes)или содержит множитель img4.gif (240 bytes), то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид  , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на выражение, сопряженное знаменателю.
  3. преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь.

Выражения вида и  называются сопряженными.

  1. Самостоятельная работа

Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.

Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.

Умение освобождаться от иррациональности в знаменателе во многих случаях облегчает тождественные преобразования выражений.

6.Творческое задание:

  • Мартышка – апельсинов продавщица,
  • Приехав как – то раз к себе на дачу,
  • Нашла там с радикалами задачу.
  • Но сосчитать не в силах стройный ряд,
  • Разбрасывать их стала все подряд.
  • И молвила: « Что толку в той задаче
  • Коль из нее не слепишь новой дачи!»
  • Мы верим все же, что мартышки мненье –
  • Не истинно для тех, кто знает толк ученье
  • И просим вас, девчонки и мальчишки,
  • Решить задачу на хвосте мартышки.

7. Подведение итогов урока:

- Что понимают под освобождением от иррациональности в знаменателе дроби?

- Для чего нужно уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби?

- Каким алгоритмом мы можем для этого воспользоваться?

8. Задание на дом:

  • П.19
  • 1 уровень: №432,433,
  • 2 уровень: №434,436,505(а,в)
  • Творческое задание: №511

Карта – задание  группе:

ФИ учащихся

Устная работа

Вычисли

Подбери множитель

Работа над новым материалом

Самост. работа

Творческое задание

Итог

Вычисли:

Подбери недостающий множитель

Самостоятельная работа.

Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.

Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.

Опорные правила

Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе

Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби: 

1Разложить знаменатель дроби на множители.

2  Если знаменатель имеет вид img4.gif (240 bytes)или содержит множитель img4.gif (240 bytes), то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид  , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на выражение, сопряженное знаменателю.

  1. преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь.

Выражения вида и  называются сопряженными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.8 класс.

разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Арифметический корень"...

Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби

Конспект урока в 8 классе на тему: "Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби"...

Алгоритм нахождения наименьшего общего знаменателя дробей, входящих в уравнение.

По шаговое нахождение наименьшего общего знаменателя при решении дробных рациональных уравнений...

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....

Самостоятельная работа по теме "Деление и дроби, сравнение дробей, приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей" для 5 класса

Самостоятельная работа по математике разработана для 5 классов, к учебнику Бунимович. Содержит 4 варианта....