Рабочая программа по математике. 8 класс. УМК А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова (4ч в неделю), Л.С. Атанасян (2ч в неделю)
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа по математике. 8 класс. УМК А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова (4ч в неделю), Л.С. Атанасян (2ч в неделю)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (сборник нормативных документов Математика /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – 2е изд. –М.:Дрофа-2007 г.);
- программы для общеобразовательных учреждений по алгебре [ Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2009 г.];
- программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Сост. Бутузов В.Ф.-М.: Просвещение, 2011г;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- базисного учебного плана 2004 года;
- учебного плана МБОУ «СОШ №31» на 2013-2014 учебный год.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задача образовательного процесса: обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания на основе требований государственного образовательного стандарта.
Курс математики 8 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия». В соответствии с этим составлено тематическое планирование.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Главное место занимают алгоритмы действий с дробями. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Даются первые знания по решению уравнений вида , где , по формуле корней, что позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач. Продолжается изучение числовых неравенств, на которых основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводится понятие о числовых промежутках. Изучаются свойства функций , при и , и . Выявляется связь функции с функцией , где . Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 8 классах. Из компонента образовательного учреждения дополнительно - 1 час, итого 6 ч в неделю, всего 204 часа в год.
Контрольных работ – 14: по геометрии – 5, по алгебре – 9, одна из них итоговая.
Тематическое планирование учебного материала,
рассчитанное на 6 ч в неделю (4 ч алгебры, 2 ч геометрии), всего 204 часа в год.
№ | Тема | Кол-во часов | Контрольная работа | Дата проведения | Корректи ровка |
1 | АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ДРОБИ | 29 | к/р №1 к/р №3 | 26.09 23.10 | |
2 | ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ | 14 | к/р №2 | 18.10 | |
3 | ФУНКЦИЯ У=. СВОЙСТВА КВАДРАТНОГО КОРНЯ | 25 | к/р №4 | 05.12 | |
4 | ПЛОЩАДЬ | 14 | к/р №5 | 13.12 | |
5 | КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ. ФУНКЦИЯ . | 24 | к/р №6 к/р №8 | 26.12 06.02 | |
6 | ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 19 | к/р №7 к/р №10 | 24.01 04.03 | |
7 | КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ | 24 | к/р №9 к/р №11 | 26.02 19.03 | |
8 | НЕРАВЕНСТВА | 18 | к/р №12 | 25.04 | |
9 | ОКРУЖНОСТЬ | 17 | к/р №13 | 13.05 | |
10 | ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ ЗА 8 КЛАСС | 16 | Итоговая к/р №14 | 28.05 | |
11 | ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ ЗА 8 КЛАСС | 4 |
Обозначения
ИК – интерактивный комплекс
Пр – презентация
ДМ – дидактический материал
Виды контроля
ФО- фронтальный опрос
ИРД- индивидуальная работа у доски
СР- самостоятельная работа
МД- математический диктант
Т- тест
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные.
Формы контроля:
фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, математический диктант, тест, индивидуальная работа у доски, работа по карточке.
На уроках используются элементы технологий: развития творческих способностей в процессе изучения математике, личностно-ориентированного подхода, разноуровнего
и проблемного обучения, современные информационно-коммуникационные технологии.
Содержание рабочей программы
Наименование раздела | Название темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся |
Алгебраические дроби. | 1 .Основные понятия. | Алгебраическая дробь. Допустимые значения. | Знать/понимать: - основное свойство дроби; - правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями; - правила умножения и деления дробей; - рациональное выражение, рациональное уравнение; - степень с целым отрицательным показателем. Уметь: -уметь находить допустимые значения переменной; -уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя; - выполнять действия с алгебраическими дробями; - упрощать выражения с алгебраическими дробями; - решать простейшие рациональные уравнения; - выполнять действия со степенями с отрицательными целыми показателями. |
2. Основное свойство алгебраической дроби. | Основное свойство дроби, сокращение дробей, тождественные преобразования,. | ||
3. Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ||
4. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
5. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. | Правило умножения дробей, возведение дробей в степень. Правило деления дробей. | ||
6. Преобразование рациональных выражений. | Рациональное выражение, сложение, вычитание, умножение, деление рациональных дробей. | ||
7. Первые представления о рациональных уравнениях. | Рациональное уравнение. Правило решения рациональных уравнений. | ||
8. Степень с отрицательным целым показателем | Определение степени с отрицательным целым показателем, свойства степени. | ||
Контрольные работы № 1,3 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Функция. Свойства квадратного корня. | 9. Рациональные числа | Множество рациональных чисел, бесконечные десятичные периодические дроби, период, чисто периодическая дробь, смешанно периодическая дробью | Знать/понимать: - рациональные числа, бесконечная десятичная периодическая дробь; - действительные и иррациональные числа; - о делимости целых чисел, о делении с остатком; - определение арифметического квадратного корня; - свойства арифметического квадратного корня; - определение модуля действительного числа. Уметь: - извлекать квадратные корни из неотрицательного числа; - применять свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений; - вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; - освобождаться от иррациональности в знаменателе; - исследовать уравнение ; - строить график функции и работать с ним; - применять свойства модуля. |
10. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение . Нахождение приближенных значений квадратного корня. | ||
11. Иррациональные числа. | Иррациональные числа, бесконечная десятичная непериодическая дробь, иррациональные выражения | ||
12. Множество действительных чисел | Множество действительных чисел, сравнение действительных чисел, действия над действительными числами | ||
13. Функция , ее свойства и график. | График функции, свойства функции. | ||
14. Свойства квадратных корней. | Квадратный корень из произведения, квадратный корень из дроби, | ||
15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня, освобождение от иррациональности в знаменателе | ||
16. Модуль действительного числа. | Модуль действительного числа, свойства модулей, геометрический смысл модуля действительного | ||
Контрольная работа № 4. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Квадратичная функция. Функция | 17. Функция , ее свойства и график. | Кусочные функции, контрольные точки графика, функция y = kx2, ее свойства и график. | Знать/понимать: - о функциях вида y = kx2 и , y = ax2 + bx + c , о их графиках и свойствах; - как с помощью параллельного построить графики функций y = f(x + l), y = f(x) + m, y = f(x + l) + m; - алгоритм построения параболы y = ax2 + bx + c; - графические способы решения квадратных уравнений. Уметь: - строить графики функций y = kx2, , y = ax2 + bx + c , y = f(x + l), y = f(x) + m, y = f(x + l) + m; - описывать свойства функций по ее графику; - решать графически квадратные уравнения. |
18. Функция , ее свойства и график. | Функция , ее свойства и график при различных значения k. | ||
19. Как построить график функции , если известен график функции . | Параллельный перенос вправо (влево), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции | ||
20. Как построить график функции , если известен график функции . | Параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции | ||
21. Как построить график функции , если известен график функции . | Параллельный перенос вправо (влево), параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции | ||
22. Функция , ее свойства и график. | Функция y = ax2 + bx + c, | ||
23. Графическое решение квадратных уравнений. | Квадратное уравнение, несколько способов графического решения уравнения. | ||
Контрольные работы № 6,8 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Квадратные уравнения. | 24. Основные понятия. | Квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, корень квадратного уравнения, решение квадратного уравнения. | Знать/понимать: - квадратные и дробные уравнения; - способы решения неполных квадратных уравнений; - формулу корней квадратного уравнения; - теорему Виета; - иррациональные уравнения и способы их решения. Уметь: - решать квадратные уравнения, а также уравнения сводящиеся к ним; - решать дробно-рациональные уравнения; - исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам; - решать текстовые задачи с помощью квадратных и дробно-рациональных уравнений; - решать иррациональные уравнения. |
25. Формулы корней квадратных уравнений. | Дискриминант квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения. | ||
26. Рациональные уравнения. | Рациональные уравнения, алгоритм решения рационального уравнения, проверка корней уравнения, посторонние корни | ||
27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | Рациональные уравнения, математическая модель реальной ситуации, решение задач на составление уравнений. | ||
28. Еще одна формула корней квадратного уравнения. | Квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом. | ||
29. Теорема Виета. | Теорема Виета, обратная теорема Виета, симметрическое выражение с двумя переменными. | ||
30. Иррациональные уравнения. | Иррациональные уравнения, метод возведения в квадрат, проверка корней, равносильные уравнения, равносильные преобразования уравнения, неравносильные преобразования уравнения. | ||
Контрольные работы № 9, 11 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Неравенства. | 31. Свойства числовых неравенств. | Числовое неравенство, свойства числовых неравенств, неравенства одинакового смысла, неравенства противоположного смысла, среднее арифметическое, среднее геометрическое, неравенство Коши | Знать/понимать: - определение числового неравенства4 - свойства числовых неравенств; - стандартный вид числа; - возрастание, убывание функций. Уметь: - находить пересечение и объединение множеств; - иллюстрировать на координатной прямой числовые неравенства; - применять свойства числовых неравенств при решении задач; - решать линейные неравенства; - решать квадратные неравенства разными способами; - находить промежутки возрастания и убывания функций; - записывать числа в стандартном виде. |
32. Исследование функций на монотонность. | Возрастающая функция на промежутке, убывающая функция на промежутке, монотонная функция. | ||
33. Решение линейных неравенств. | Неравенство с переменной, решение неравенства с переменной, множество решений, система линейных неравенств, пересечение решений неравенств системы. | ||
34. Решение квадратных неравенств. | Квадратное неравенство, знак объединения множеств, алгоритм решения квадратного неравенства, метод интервалов. | ||
35. Приближенные значения действительных чисел. | Приближенное значение по недостатку, приближенное значение по избытку, округление чисел, погрешность приближения, абсолютная и относительная погрешности. | ||
36. Стандартный вид положительного числа. | Стандартный вид положительного числа, порядок числа, запись числа в стандартной форме. | ||
Контрольная работа № 12 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Четырехугольники. | 1.Многоугольники. | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. | Знать/понимать: - Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; - формулу суммы углов выпуклого многоугольника; - свойства этих четырехугольников; - признаки параллелограмма; - виды симметрии. Уметь: - распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции; - применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника; - применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач; - делить отрезок на n равных частей; - строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией; - выполнять чертеж по условию задачи. |
2.Параллелограмм и трапеция. | Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция, Средняя линия трапеции. Равнобедренная трапеция и ее свойства. Теорема Фалеса. Задачи на построение. | ||
3.Прямоугольник, ромб, квадрат. | Прямоугольник и его свойства. Ромб, квадрат их свойства и признаки. Осевая и центральная симметрия, как свойства геометрических фигур. | ||
Контрольная работа. № 2. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Площадь. | 1.Площадь многоугольника. | Понятие о площади. Равновеликие фигуры. Свойства площадей. | Знать/понимать: - представление о способе измерения площади, свойства площадей; - формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - формулировку теоремы Пифагора и обратной ей. Уметь: - находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - применять формулы при решении задач; - находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора; - определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора. - выполнять чертеж по условию задачи. |
2.Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. | Формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема об отношении площадей треугольников имеющих по равному углу. | ||
3.Теорема Пифагора. | Теорема Пифагора и теорема обратная теореме Пифагора. | ||
Контрольная работа № 5 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Подобные треугольники. | 1.Определение подобных треугольников. | Подобие треугольников. Коэффициент подобия. Связь между площадями подобных фигур. | Знать/понимать: - определение подобных треугольников; - формулировки признаков подобия треугольников; - формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников; - формулировку теоремы о средней линии треугольника; - свойство медиан треугольника; -понятие среднего пропорционального, - свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; - определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника - значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º. Уметь: - находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников; - находить отношение площадей подобных треугольников; - применять признаки подобия при решении задач; - применять метод подобия при решении задач на построение; - находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой; - решать прямоугольные треугольники. |
2.Признаки подобия треугольников. | Три признака подобия треугольников. | ||
3.Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Среднее пропорциональное. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Измерительные работы на местности. Метод подобии. | ||
4.Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º. | ||
Контрольная работа № 7, 10 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | ||
Окружность. | 1.Касательная к окружности. | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Точка касания. Свойство касательной и признак. | Знать/понимать: - случаи взаимного расположения прямой и окружности; - понятие касательной, точек касания, свойство касательной; - определение вписанного и центрального углов; - определение серединного перпендикуляра; - формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд; - четыре замечательные точки треугольника; - определение вписанной и описанной окружностей. Уметь: - определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности; - окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него; - распознавать и изображать центральные и вписанные углы; - находить величину центрального и вписанного углов; - применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач; - выполнять чертеж по условию задачи; - решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства. |
2.Центральные и вписанные углы. | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | ||
3.Четыре замечательные точки треугольника. | Теорема о свойстве угла биссектрисы. Серединный перпендикуляр. Теорема о серединном перпендикуляре. Теорема о точке пересечения высот треугольника. | ||
4.Вписанная и описанная окружности. | Вписанная и описанная окружности. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Теорема об окружности, описанной около треугольника. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. | ||
Контрольная работа № 13 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | ||
Повторение. | Алгебра. Контрольная работа № 14 | Действия с рациональными дробями. Действия с корнями. Решение квадратных и рациональных уравнений. Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений. Решение неравенств. | |
Геометрия. | Решение задач по всему курсу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 10 классе . Авторы ( Мордкович А.Г. , Атанасян Л.С.)
Пояснительная запискак календарно-тематическому планированиюпо математике в 10 классе 1. Календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе составлено на основе нор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике в 11 классе . Авторы (Мордкович А. Г,А.С. Атанасян)
Пояснительная записка по математике в 11 классе 1. Рабочая программа по математике в 11 классе составлена на основе нормативных документов:1. Федеральный компонент государствен...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класса, А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 11 классе, базовый уровень, рассчианный на 6 часов, авторы учеников Л.С.Атанасян и А.Г.Мордкович....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике , 9 класс, А.Г. Мордкович, Л.С.Атанасян
Рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом основного образования и Примерной программой по математике, уровень программы базовый....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике , 8 класс, А.Г. Мордкович, Л.С.Атанасян
Рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом основного образования и Примерной программой по математике, уровень программы базовый....
Рабочая программа по математике для 7 класса. Индивидуальное обучение. (Учебники А.Г.Мордкович "Алгебра-7", Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9")
Рабочая программа по математике для 7 класса. Индивидуальное обучение. Содержащая два модуля: модуль "Алгебра" и модуль "Геометрия"....
Рабочая программа по математике для 9 класса. Индивидуальное обучение. (Учебники А.Г.Мордкович "Алгебра-9", Л.С. Атанасян "Геометрия 7-9")
Рабочая программа по математике для 9 класса. Индивидуальное обучение. Рассчитана на 87,5 часов в год, 2,5 часа в неделю. Содержит модуль "Алгебра", модуль "Геометрия"....