Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору "Основы черчения" для учащихся 9-х классов
рабочая программа (9 класс) на тему
Представлена пояснительная записка к рабочей программе курса профориентационной направленности "Основы черчения". Данный курс направлен на учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_kursu_po_vyboru_osnovy_chercheniya.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089). Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии «Сборник нормативных документов. Технология/составитель Э.Д.Днепров, А,Г,Аркадьев, М.: Дрофа, 2009г. и программы по технологии для общеобразовательных учреждений 5-11 кл. (авторы: А.А. Павлова, В.Д. Симоненко. М: «Просвещение», 2010 г).
Для реализации программного содержания используется УМК:
- учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014.
- методическое пособие по черчению: к учебнику Черчение. 7-8 классы. Авторы - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009.
- рабочая тетрадь к учебнику "Черчение" к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского/ В.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2010г.
Программа рассчитана на объем 35 часов в учебном году, 1 час в неделю. Освоение программы курса в школе планируется осуществлять в 9 классах.
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
9 класс | 0,5 | 8,5 | 17 |
17 часов за курс |
Общая характеристика учебного предмета
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин.
Целью изучения черчения в школе является развитие личности ребенка посредством формирования графической культуры учащихся.
Задачи изучения предмета черчения:
- формировать у учащихся основы графической грамоты и навыки графической деятельности;
- развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству, содействовать привитию школьникам графической культуры.
Назначение предмета «черчение» в системе основного общего образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств, наблюдательности, внимания, в формировании пространственных представлений, в обеспечении графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.
Занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике; владеющих совокупностью графических умений, способных применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В примерную и авторскую программы изменения не внесены.
Особенности организации образовательного процесса
На занятиях курса изучение теоретического материала сочетается с выполнением графических работ.
Применяемые методы работы способствуют формированию пространственных представлений, графических понятий и умений: объяснительно - иллюстративный (рассматривание), словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (использование наглядных пособий); практический (конкретные практические действия); частично-поисковый (поиск средств выполнения задания).
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
- Полтавец С.М. Черчение. Для учащихся 9 класса и поступающих в вузы . – Волгоград: Учитель, 2009;
Экранно- звуковые пособия:
8 класс - презентации по темам разделов «Правила оформления чертежей», «Чертежи в системе прямоугольных проекций», «Аксонометрические проекции. Технический рисунок», «Чтение и выполнение чертежей».
9 класс - презентации по темам разделов «Сечения и разрезы», «Сборочные чертежи».
Технические средства обучения (средства ИКТ): ПК, проектор, документ-камера, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы: «Проекционное и машиностроительное черчение», 2010.
Учебно-практическое оборудование: набор чертежных инструментов.
Демонстрационные пособия:
- набор для черчения (модели деталей).
Содержание программы учебного курса
В рабочую программу курса включены основополагающие темы и разделы курса черчение, обеспечивающий минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.
- Введение.
Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах. Форматы. Чертежный стандартный шрифт. Виды линий.
- Построение и оформление чертежей плоских деталей.
Нанесение размеров. Чертеж плоской детали.
- Геометрические построения.
Деление отрезка, угла, окружности на равные части. Сопряжение двух прямых (на основе прямого, тупого и острого углов), прямой и окружности, двух окружностей.
- Проецирование на три плоскости проекций.
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проекции элементов предмета. Виды чертежа. Выбор главного вида, его определение.
- Сечения.
Особенности выполнения сечений. Назначение сечений, их получение. Сечения вынесенные и наложенные.
- Разрезы.
Отличие разрезов от сечений. Образование разрезов, изображение на чертеже. Выполнение простых разрезов. Выполнение чертежа детали с целесообразным разрезом. Соединение вида и разреза. Соединение части вида и части разреза, половины вида и половины разреза.
- Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Виды аксонометрических проекций, оси построения. Алгоритм построения разрезов в аксонометрических проекциях.
- Архитектурно - строительные чертежи.
Понятие, их назначение, особенности выполнения. Изготовление макета дачного домика по чертежу.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов;
- условные обозначения материалов на чертежах;
- основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
- условности изображения и обозначения резьбы;
- особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
- правила оформления сборочного чертежа;
- некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах;
- особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
Учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
- выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
- выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
- читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей состоящих из трех – шести деталей;
- анализировать форму детали по сборочному чертежу;
- читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- на уроках математики;
- при выполнении графических изображений в быту;
- при поступлении в технические ВУЗы.
Учебно-тематический план на уровень обучения
№ п.п | Название темы | Количество часов | В том числе | ||
Контрольных | Практических | Лабораторных | |||
1 | Введение. | 1 | - | 1 | - |
2. | Чертежный стандартный шрифт | 1 | - | 1 | - |
3 | Нанесение размеров. Геометрические построения. | 1 | - | 1 | - |
4. | Сопряжение сторон углов дугами. | 1 | - | 1 | - |
5 | Проецирование на три плоскости проекций. Виды, их расположение. | 1 | - | 1 | - |
6 | Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | 1 | - | 1 | - |
7 | Проекции элементов предмета. Порядок построения. | 1 | - | 1 | - |
8 | Проекции элементов предмета. Порядок построения. | 1 | - | 1 | - |
9 | Сечения. Особенности выполнения сечений | 1 | - | 1 | - |
10 | Простые разрезы. Отличия разрезов от сечений. | 1 | - | 1 | - |
11 | Выполнение простых разрезов | 1 | - | 1 | - |
12 | Выполнение простых разрезов | 1 | - | 1 | - |
13 | Соединение вида и разреза | 1 | - | 1 | - |
14 | Разрезы в аксонометрии | 1 | - | 1 | - |
15 | Выполнение чертежа дачного домика | 1 | - | 1 | - |
16 | Выполнение чертежа дачного домика | 1 | - | 1 | - |
17 | Конструирование дачного домика из бумаги | 1 | - | 1 | - |
Итого: | 17 | - | 17 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.
Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
Пояснительная записка к рабочей программе по немецкому языку для учащихся VII вида (ЗПР). 3 класс.
В пояснительной звписке выделены особенности детей с ЗПР и основные аспекты в работе с такими учащимися....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс» подготовила учитель МАОУ СШ №72 НАТАХИНА РАИСА НИКОЛАЕВНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс»...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича....