Применение телекоммуникационной системы Stat Grad как условие успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
опыты и эксперименты по алгебре (11 класс) на тему
В данном разделе обобщен педагогический опыт работы в системе Стат Град и его неоценимая польза для учащихся 9 и 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ЕГЭ | 393.35 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Условия возникновения опыта
В 2009 году в масштабах всей страны был проведен ЕГЭ по математике. Со страниц газет и журналов высказывались различные суждения, возникали споры среди разноуровневых групп населения. Затем, в 2010 году учащихся и учителей ждали новые изменения в структуре и содержании КИМов. Рядовому педагогу пришлось оперативно перестраиваться на новые формы и методы подготовки к ЕГЭ выпускников 11 классов. Но у сельского учителя, находящегося вдали от областного центра, возникла проблема поиска новых методических пособий для подготовки к ЕГЭ? Как не ошибиться в отборе нужной информационной базы? Как помочь школьнику ориентироваться в современном информационном пространстве? На помощь пришла телекоммуникационная система «StatGrad», разработанная сотрудниками МИОО (Московский институт открытого образования).
3. Актуальность и перспективность опыта
Удаленность МОУ Илькинской СОШ от областного центра (170 км), отсутствие на селе современных, оснащенных необходимой литературой библиотек, отсутствие у учащихся высокоскоростного Интернета (у большинства детей Интернета нет совсем, а у остальных - низкоскоростные модемы операторов сотовой связи оставляют желать лучшего) привели администрацию школы и педагогического коллектива к использованию школьного Интернета для регистрации в телекоммуникационной системе «StatGrad» и активному внедрению работы в ней в 2009 - 2010 учебном году.
МОУ Илькинская СОШ находится на территории крупного сельскохозяйственного предприятия СПК ПЗ «Илькино», известного не только в России, но и за рубежом.
Хозяйство оснащено дорогой современной техникой и аппаратурой с использованием ПК. В настоящее время в СПК ПЗ «Илькино» востребованы грамотные специалисты, имеющие техническое и экономическое образование. Родители учащихся и сами выпускники заинтересованы перспективой трудоустройства в родном селе, так как предприятие выплачивает специалистам не только хорошие зарплаты, но и строит жилье для молодых семей. Отсюда и возникла мотивация к использованию системы, отвечающей запросам и родителей, и учащихся.
Согласно графику проведения диагностических работ на сайте МИОО (см. приложение №1), учащиеся 11 классов встретились в течение года с семью тренировочными и четырьмя диагностическими работами, проведенными раз в квартал. Это позволило школьникам получить ценный материал для подготовки к ЕГЭ, апробировать его, увидеть свои сильные и слабые стороны в области математических знаний.
Мне, как педагогу, оказалось полезным отследить динамику достижений учащихся и устранить пробелы, а также предусмотреть сдачу экзамена в перспективе и спрогнозировать результат. Родителям и администрации школы данная система помогла принять все меры для устранения трудностей, возникающих на пути преодоления психологических проблем, являющихся следствием стрессовых ситуаций у детей на экзамене.
4. Ведущая педагогическая идея
В проекте Стандарта среднего (полного) общего образования по математике сказано: «При разработке Стандарта был учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков…».
В новых условиях современная школа ставит главную задачу: научить ребенка учиться. Система «StatGrad» позволяет осуществить ее в определённом объеме на старшей ступени обучения. Выпускник, оказавшийся 4 раза в условиях, приближенных к ЕГЭ, организованных учителем, приобретает базовый знаниевый компонент, умение работать в новых условиях, навык преодоления стрессовой ситуации. Вследствие вышесказанного, возникают цель и задачи опыта работы в этой системе:
Цель опыта: формирование у учащихся 11 класса базовых компетенций для подготовки к ЕГЭ и оказание помощи в преодолении психологических барьеров на экзамене посредством применения телекоммуникационной системы «StatGrad».
Задачи:
- привести в систему базовые компетенции учащихся;
- отследить диагностику результатов работ, проведенных в форме ЕГЭ;
- позитивно настроить школьников к сдаче ЕГЭ;
- сделать анализ достижений каждого выпускника и представить прогноз результатов на ЕГЭ.
5. Теоретическая база опыта
Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ можно считать МИОО (Московский институт открытого образования). На первом этапе своего развития основное внимание было сосредоточено на методической подготовке учителей. Огромную аудиторию собирали лекции заслуженных учителей А.П. Аверьянова, Л.С. Айзермана, М.М. Ященко и многих других. Не одно поколение учителей получило огромную научную помощь от ведущих методистов: Ю.П. Дудницина, В.И. Жохова, С.М. Саакяна.
На сайте МИОО можно ознакомиться с работой всей системы в целом.
6. Новизна опыта
В 2009-2010 учебном году в МОУ Илькинской СОШ мною апробирована работа в системе «StatGrad», которая позволила систематически и четко организовывать тренинг по формированию математических знаний, умений и навыков учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ.
Система «StatGrad» способствует формированию у ребенка умения учиться, приобретать жизненно важный опыт, анализировать и сравнивать свои достижения с достижениями группы (класса, школы) и социума (школ России), умение видеть свои личные пробелы в овладении математическими компетенциями школьного компонента, ставить цель по устранению пробелов в знаниях, повышать самообразование для достижения высоких результатов.
Для выпускников стало привлекательным: набрать на ЕГЭ достаточное количество баллов с целью продолжения образования на бюджетных отделениях ВУЗов и ССУЗов. Практика применения системы «StatGrad» показала положительные результаты на ЕГЭ.
7. Технология возникновения опыта.
В сентябре 2009 года учащиеся получили первую тренировочную работу в 8 вариантах (см. приложение №2), которую они решали самостоятельно, обмениваясь вариантами, накапливая вопросы для консультаций. Я вела учетную запись решенных заданий как в целом у всех ребят, так и в индивидуальном порядке в сводной ведомости учителя. Если задание получалось с низким процентом решений, то оно выносилось на общую консультацию для школьников (как, например, задание В8 ).
Если у ученика возникали отдельные вопросы, то проводились индивидуальные консультации в удобное для учащегося и учителя время. (Например, учащимся №12 и №16 требовалась консультация по решению задания В1 первого варианта). Таким образом, ребята выполняли работы по мере своих сил и возможностей, получали право свободного выбора заданий, производился дифференцированный и индивидуальный подходы. За слабыми учащимися закреплялись более сильные, которые помогали осмыслить решение некоторых базовых заданий.
Аналогичная тренировочная работа проходила и в октябре, после получения ее через Интернет (см. приложение №3).
Тренировочная работа №1. Первичная диагностика результатов.
№ ученика/ № задания | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | С6 | Итого бал-лов |
1 | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6 |
2 | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5 |
3 | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
4 | + | + | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | 1 | - | - | - | - | 7 |
5 | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
6 | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | + | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 10 |
7 | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 10 |
8 | + | + | + | - | + | - | - | - | + | + | - | + | 1 | - | - | - | - | - | 8 |
9 | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 |
10 | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 9 |
11 | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 |
12 | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 |
13 | + | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 10 |
14 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 12 |
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | - | - | - | - | 16 |
16 | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - | 3 |
17 | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
верно | 13 | 17 | 8 | 8 | 10 | 13 | 9 | 1 | 10 | 2 | 5 | 9 | 7 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
неверно | 4 | 0 | 9 | 9 | 7 | 4 | 8 | 16 | 7 | 15 | 12 | 8 | 10 | 10 | - | - | - | -- |
+ задание решено верно;
- задание не решено или решено неверно;
Группа риска выделялась красным цветом, данные учащиеся были взяты мною под особый контроль.
19 ноября 2009 года выпускникам была предложена первая диагностическая работа, которая позволила увидеть первичные результаты достижений за 2 месяца подготовки. Условия выполнения работы были максимально приближены к условиям сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Оформление работ проходило на том же уровне. Получив и проанализировав первые результаты, учитель поставила цель и задачи дальнейшей подготовки к ЕГЭ: устранение пробелов в заданиях с низким процентом решения, отработка теоретической базы для данных заданий, тренинг по методическим пособиям для подготовки к ЕГЭ (или по работам с сайта www.alexlarin.narod.ru, где была размещена достаточная база данных). 8 декабря 2009 года школьникам была предложена вторая диагностическая работа в четырех вариантах. После анализа результатов были намечены стратегические действия по подготовке слабых учащихся с отрицательной динамикой и дальнейший план работы с учащимися, имеющими положительную динамику. В результате диагностики, во втором полугодии выпускники были разбиты на две группы:
первая (где сформированы базовые математические компетенции, ученик быстро и правильно решает задания типа В1-В12) и вторая (базовые математические компетенции сформированы плохо или на недостаточном уровне, ученик испытывает затруднения в решении заданий типа В1-В12).
Диагностическая работа №3 от 17 февраля 2010 года.
№ ученика/ № задания | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | С6 | Итогобал-лов |
1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | - | - | - | 11 |
2 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | 11 |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 1 | - | - | - | - | - | 12 |
4 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | 10 |
5 | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 7 | |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | - | - | - | - | 16 |
7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | - | - | - | - | 16 |
8 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | 10 |
9 | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 13 |
11 | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
12 | + | + | + | - | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6 |
13 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | 2 | - | - | - | 18 |
14 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | 3 | - | - | - | 19 |
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 | 2 | 3 | 2 | - | - | 21 |
16 | + | + | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5 |
17 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 |
верно | 17 | 17 | 17 | 14 | 16 | 16 | 15 | 10 | 14 | 12 | 7 | 11 | 7 | 6 | 3 | 1 | - | - | |
неверно | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 7 | 3 | 5 | 10 | 6 | 10 | 11 | 14 | 16 | - | - |
На сайте МИОО была показана статистика решения работы 17 февраля 2010 года, что позволило сравнить результаты моих учеников с результатами школ, работающих в системе «StatGrad» (см. приложение № 5).
На консультациях с первой группой во втором полугодии разбирались типовые решения заданий С1-С3 по запросу учащихся, повторялись основные темы алгебры и начал анализа и геометрии. Со второй группой разбирались вопросы В1-В12, внимательно выслушивались учителем все вопросы, возникавшие в ходе решения и разъяснялась очень подробно суть каждого решения. В основном, учащиеся первой группы просили объяснить решение заданий типа В4, В8, В9, В10. Некоторые учащиеся второй группы не приступали к решению заданий типа В8, В10-В12, так как считали для себя задания сложными. Они отрабатывали и совершенствовали решение тех заданий, которые лучше усваивались.
После выполнения учащимися последней диагностической работы 13 мая 2010 года учителем были подведены итоги и проведен сравнительный анализ с прогнозом на ЕГЭ, что отражено ниже в диаграмме.
Для каждого выпускника была составлена индивидуальная карта достижений с прогнозом на ЕГЭ.
Карта ученика №10
№ зада-ния/ № ДР | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | С6 | Итого бал-лов |
ДР №1 | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 1 | - | - | - | - | - | 8 |
ДР №2 | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
ДР №3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 1 | 1 | - | - | - | - | 13 |
ДР №4 | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | 2 | 1 | - | - | - | - | 13 |
Прогноз ЕГЭ | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | 2 | 1 | - | - | - | - | 12 |
После проведения последней диагностической работы я сделала сравнительный анализ четырех работ и увидела динамику роста группы и каждого ученика в отдельности.
Динамика роста группы:
Динамика роста ученика №10 с прогнозом на ЕГЭ:
8. Результативность
Результаты моей работы в вышеуказанной системе подтвердились при сдаче государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ выпускниками 11 класса в 2009/2010 учебном году:
- количество баллов, набранное выпускниками превышало минимальный «порог»;
- выпускники не испытывали большого стресса и были уверенны в том, что многое решили верно, так как по их словам попадались задания очень похожие на работы, которые были на диагностике;
- средний балл за ЕГЭ составил 44,6 балла, что на 3,8 балла выше областного результата и на 0,9 выше – общероссийского.
Результаты ЕГЭ по математике в 2010 году:
Выпускники нашей школы ежегодно поступают на бюджетные отделения технических ВУЗов страны.
9. Адресная направленность
Данный опыт может быть рекомендован учителям математики, а также учителям других образовательных областей, использующим современные информационные пространства для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Его фрагменты могут помочь провести диагностику любых рубежных работ как тематических, так и в форме тестирования.
Примечание: все приложения удалены для сжатости материала, их можно увидеть на сайте МБОУ «Илькинская СОШ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....
Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А.....
Использование навыков самоанализа и самооценки как условие успешной подготовки к ЕГЭ
Эта статья появилась в результате желания поделиться своим опытом работы по преодолению серьезных задач, которые стоят перед учащимися и педагогами при...
«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».
Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...
"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"
В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...
Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся
В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...