Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
статья по теме
В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnoy_socializacii.docx | 22.41 КБ |
usloviya_uspeshnoy_socializacii.docx | 22.41 КБ |
usloviya_uspeshnoy_socializacii.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
Сегодня главным условием воспитания и социализации школьников является взаимодействие с системой дополнительного образования. Во внеурочной деятельности ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни вещи, получает возможность проявления нераскрытых талантов. Качество формирования личности школьника зависит от учителя, который является классным руководителем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставить максимальные возможности для их развития. Этому способствует занятие в школьной театральной студии.
Театральная студия в образовательном пространстве школы – один из компонентов социализации школьников. При умелом и грамотном использовании эта область обладает мощнейшим общеобразовательным потенциалом и может поистине творить чудеса!
Начнём с того, что назовём несколько наиболее очевидных учебно-воспитательных эффектов. В первую очередь-это здоровьесбережение. Дети в процессе театральных игр как бы между делом совершают полезные движения. Одновременно подключается работа с эмоциональной сферой, формируются социальные и коммуникативные компетенции.
Второй момент, на котором хочется сделать акцент, - это обучение детей совместной работе. Регулярная театральная деятельность тренирует умение детей кооперироваться, творить в малых группах сменного состава.
Следующий важный эффект состоит в том, что спектакль как результат коллективного творческого труда в школьной среде становится инструментом, позволяющим начать содержательный, серьёзный разговор о проблемах, непосредственно затронутых в какой-либо пьесе.
И вот после недолгих раздумий мы, Бигун Татьяна Павловна и Бронникова Ирина Анатольевна, решили создать театральную студию. Нам, наверное, повезло вдвойне, так как мы не только классные руководители, но ещё и учителя русского языка и литературы. 20 марта 2007 года в нашей школе была организована молодёжно-театральная студия «Дебют», куда вошли ребята тех классов, в которых мы работали. Сразу же были поставлены задачи:
раскрепостить детей;
раскрыть потенциал;
дать необходимую культурную базу для дальнейшей жизни;
занять ребят разных возрастов, так как ничто так не сближает, как совместные театральные труды;
ставить спектакли, которые воспитывали бы нравственные качества.
Первая постановка нашей студии была посвящена Дню Победы, называлась она «Ах, война, что ты сделала подлая…». В неё вошли сцены из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Отрадно то, что после спектакля ребятам захотелось прочитать эту книгу, так как герои повести никого не оставили равнодушными.
Ребята с удовольствием приходили на репетиции. И родители не остались в стороне: помогли с костюмами, музыкальным оформлением. На спектакль были приглашены гости, среди них - Хмельницкая Галина Иосифовна-ветеран педагогического труда, детство её выпало на годы войны. Она поблагодарила ребят, рассказала о своём трудном детстве.
Теме войны были посвящены ещё два спектакля: «Нам 41-й не забыть, нам 45-й помнить» и «Сочинение на тему: «Когда была война». После их постановок мы поняли, что к этой теме можно возвращаться вновь и вновь, так как зрители и сами артисты не остаются равнодушными к событиям войны. Сопереживают героям и всё больше понимают, какой ценой завоёвана Победа.
Спектакль «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя- Мать» мы готовили ко Дню матери, но столкнулись с очень большой проблемой. Нам хотелось поставить что-то такое, что тронуло бы каждого, заставило бы задуматься о самом родном и близком человеке. Обошли все библиотеки города, но того, чего нужно было нам, не нашли. Нам предлагали разработки праздников, развлекательных мероприятий. И тогда решили сами написать сценарий, за основу взяли повесть Валентина Распутина « Последний срок» и не ошиблись. Равнодушных зрителей в зале не было. Очень многие после спектакля уходили со слезами на глазах. Этот спектакль мы показали и для родителей. И в адрес ребят, и в свой адрес услышали много слов благодарности. Мы думаем, что заставили всех задуматься, а всегда ли мы ценим и любим самого дорогого человека-маму.
Спектакль «Не делай этого!» был посвящён здоровому образу жизни. Его мы ставили двумя составами, так как тема очень злободневна ( восстановили спектакль вторым составом, когда первый состав- 11-классники- окончили школу). Спектакль о вредных привычках: табакокурении, наркомании, алкоголизме. Зрители увидели, как положительная девушка и юноша-спортсмен превратились в деградированные личности. И после этого спектакля многие задумались, что же может их ждать впереди, если они последуют героям пьесы.
Спектакль «Человек создан для счастья, как птица для полёта» по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» заставил задуматься о настоящей дружбе детей, разных по социальному положению.
Спектакли «Птица счастья» и « Трудная коррида» о школьной жизни: о взаимовыручке, дружбе, предательстве, отношении к старшим. Эти спектакли учат видеть пороки общества, в котором живут герои, и делать правильные выводы.
Особо хочется сказать о спектакле « Над кем смеётесь, господа!» по произведениям Н.В.Гоголя. Время не властно над творениями великого драматурга. Этот спектакль через гоголевских героев помог увидеть то, что волновало их автора много лет назад, и понять, что в современном обществе, к великому сожалению, проблемы того времени не искоренились до конца.
У нас в студии сложились свои традиции:
1.Все спектакли несут в себе нравственную направленность. Мы стараемся, чтобы всё, о чём мы хотим рассказать, воспитывало и заставляло задуматься над поднятой в спектакле проблемой.
2.Каждая наша постановка обязательно имеет вступление и заключение, они тематически связаны с пьесой.
3.Обязательно после каждого выступления у нас остаётся коллективное фото на память.
4.Не совсем можно считать традицией, но в большинстве спектаклей, которые мы ставим, принимает участие рок- группа «Муссон», коллектив которой, а это девчонки, входит в состав нашей театральной студии. Они же являются одновременно и актёрами. Песни, которые они исполняют в спектаклях, подбираются в соответствии с их тематикой.
Занятия театром дисциплинируют. Мы заметили, что многие ребята всерьёз проникаются атмосферой искусства, изменяется характер в лучшую сторону. Юному актёру всегда нужно доверять. Полная серьёзность – вот главный подход, который должен использовать любой руководитель.
Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями.
Среди наших артистов встречаются ребята стеснительные, зажатые, которые чувствуют себя неуверенно перед аудиторией на открытой сцене. За ширмой они защищены и легко избавляются от своих комплексов. Их таланты раскрываются, это придает им уверенность, развивает у них способность общения с аудиторией.
Каждый ребенок в нашей труппе может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. Мы считаем, что для подростков, занимающихся в театральной студии, это хорошая школа жизни, психологический тренинг. Ситуации, переживания героев, сыгранных детьми, помогают им сориентироваться в реальной жизни. Бывали такие случаи, когда наши ребята невольно попадали в такие ситуации, выход из которых требовал некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Школьный театр, благодаря своему эмоциональному воздействию на ребёнка, способен взять на себя развитие его кругозора.
Было бы неверно преподносить детям театр как развлечение, как забаву. Напротив - это совершенный метод воспитания личности, духовно и эстетически развитой. Недаром в прежние времена в богатых семьях всегда устраивали детские домашние театры, где родители с детьми ставили спектакли.
Нам приятно осознавать, что мы находимся на верном пути. Наглядный пример этому участница нашей театральной студии Т.Ольга. Впервые мы пригласили её в наш театр на второстепенную роль. Первые её шаги были неуверенными, она робко и «неуклюже» выходила на сцену, действия её были скованными. Но она преодолела страх, с каждым спектаклем чувствовала себя увереннее - и вот уже главная роль! Но самое отрадное для нас то, что она захотела серьёзно заняться театром и записалась в театр АмГУ «М.И.Р.» под руководством Ирины Марченко. И вот успех её и наш – она в одной из главных ролей в спектакле о войне «Трибунал». Она зачислена в труппу театра, следующая её работа была в спектакле « Юбилей» по рассказам А.П.Чехова. Ольга продолжает заниматься и в нашей театральной студии, которую называет стартовой площадкой в мир театра.
Ф. Шиллер писал: «Все, что чувствует наша душа в виде смутных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». В разные времена театральное искусство было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать словом – играть социальную и политическую роль. И с этими задачами театр справлялся всегда, потому что сила его воздействия велика, а возможности многообразны. Данное утверждение справедливо не только для зрителя, на которого происходит непосредственное воздействие театра, но и для участников театрального процесса, будь то профессиональный или самодеятельный школьный театр.
Таким образом, можно смело утверждать, что:
- значение театральной студии состоит не в профессиональной подготовке школьников к театральной деятельности, а в формировании и развитии их творческих способностей и задатков;
- участие школьника в театральной студии способствует формированию духовно-нравственной, гармонически развитой личности;
- специфика театральной студии состоит в том, что она, учитывая возрастные и личностные особенности школьников, гармонизирует интересы, увлечения, межличностные отношения в среде школьников.
Учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №16 г.Благовещенска
Бронникова И.А. и Бигун Т.П.
Предварительный просмотр:
Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
Сегодня главным условием воспитания и социализации школьников является взаимодействие с системой дополнительного образования. Во внеурочной деятельности ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни вещи, получает возможность проявления нераскрытых талантов. Качество формирования личности школьника зависит от учителя, который является классным руководителем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставить максимальные возможности для их развития. Этому способствует занятие в школьной театральной студии.
Театральная студия в образовательном пространстве школы – один из компонентов социализации школьников. При умелом и грамотном использовании эта область обладает мощнейшим общеобразовательным потенциалом и может поистине творить чудеса!
Начнём с того, что назовём несколько наиболее очевидных учебно-воспитательных эффектов. В первую очередь-это здоровьесбережение. Дети в процессе театральных игр как бы между делом совершают полезные движения. Одновременно подключается работа с эмоциональной сферой, формируются социальные и коммуникативные компетенции.
Второй момент, на котором хочется сделать акцент, - это обучение детей совместной работе. Регулярная театральная деятельность тренирует умение детей кооперироваться, творить в малых группах сменного состава.
Следующий важный эффект состоит в том, что спектакль как результат коллективного творческого труда в школьной среде становится инструментом, позволяющим начать содержательный, серьёзный разговор о проблемах, непосредственно затронутых в какой-либо пьесе.
И вот после недолгих раздумий мы, Бигун Татьяна Павловна и Бронникова Ирина Анатольевна, решили создать театральную студию. Нам, наверное, повезло вдвойне, так как мы не только классные руководители, но ещё и учителя русского языка и литературы. 20 марта 2007 года в нашей школе была организована молодёжно-театральная студия «Дебют», куда вошли ребята тех классов, в которых мы работали. Сразу же были поставлены задачи:
раскрепостить детей;
раскрыть потенциал;
дать необходимую культурную базу для дальнейшей жизни;
занять ребят разных возрастов, так как ничто так не сближает, как совместные театральные труды;
ставить спектакли, которые воспитывали бы нравственные качества.
Первая постановка нашей студии была посвящена Дню Победы, называлась она «Ах, война, что ты сделала подлая…». В неё вошли сцены из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Отрадно то, что после спектакля ребятам захотелось прочитать эту книгу, так как герои повести никого не оставили равнодушными.
Ребята с удовольствием приходили на репетиции. И родители не остались в стороне: помогли с костюмами, музыкальным оформлением. На спектакль были приглашены гости, среди них - Хмельницкая Галина Иосифовна-ветеран педагогического труда, детство её выпало на годы войны. Она поблагодарила ребят, рассказала о своём трудном детстве.
Теме войны были посвящены ещё два спектакля: «Нам 41-й не забыть, нам 45-й помнить» и «Сочинение на тему: «Когда была война». После их постановок мы поняли, что к этой теме можно возвращаться вновь и вновь, так как зрители и сами артисты не остаются равнодушными к событиям войны. Сопереживают героям и всё больше понимают, какой ценой завоёвана Победа.
Спектакль «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя- Мать» мы готовили ко Дню матери, но столкнулись с очень большой проблемой. Нам хотелось поставить что-то такое, что тронуло бы каждого, заставило бы задуматься о самом родном и близком человеке. Обошли все библиотеки города, но того, чего нужно было нам, не нашли. Нам предлагали разработки праздников, развлекательных мероприятий. И тогда решили сами написать сценарий, за основу взяли повесть Валентина Распутина « Последний срок» и не ошиблись. Равнодушных зрителей в зале не было. Очень многие после спектакля уходили со слезами на глазах. Этот спектакль мы показали и для родителей. И в адрес ребят, и в свой адрес услышали много слов благодарности. Мы думаем, что заставили всех задуматься, а всегда ли мы ценим и любим самого дорогого человека-маму.
Спектакль «Не делай этого!» был посвящён здоровому образу жизни. Его мы ставили двумя составами, так как тема очень злободневна ( восстановили спектакль вторым составом, когда первый состав- 11-классники- окончили школу). Спектакль о вредных привычках: табакокурении, наркомании, алкоголизме. Зрители увидели, как положительная девушка и юноша-спортсмен превратились в деградированные личности. И после этого спектакля многие задумались, что же может их ждать впереди, если они последуют героям пьесы.
Спектакль «Человек создан для счастья, как птица для полёта» по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» заставил задуматься о настоящей дружбе детей, разных по социальному положению.
Спектакли «Птица счастья» и « Трудная коррида» о школьной жизни: о взаимовыручке, дружбе, предательстве, отношении к старшим. Эти спектакли учат видеть пороки общества, в котором живут герои, и делать правильные выводы.
Особо хочется сказать о спектакле « Над кем смеётесь, господа!» по произведениям Н.В.Гоголя. Время не властно над творениями великого драматурга. Этот спектакль через гоголевских героев помог увидеть то, что волновало их автора много лет назад, и понять, что в современном обществе, к великому сожалению, проблемы того времени не искоренились до конца.
У нас в студии сложились свои традиции:
1.Все спектакли несут в себе нравственную направленность. Мы стараемся, чтобы всё, о чём мы хотим рассказать, воспитывало и заставляло задуматься над поднятой в спектакле проблемой.
2.Каждая наша постановка обязательно имеет вступление и заключение, они тематически связаны с пьесой.
3.Обязательно после каждого выступления у нас остаётся коллективное фото на память.
4.Не совсем можно считать традицией, но в большинстве спектаклей, которые мы ставим, принимает участие рок- группа «Муссон», коллектив которой, а это девчонки, входит в состав нашей театральной студии. Они же являются одновременно и актёрами. Песни, которые они исполняют в спектаклях, подбираются в соответствии с их тематикой.
Занятия театром дисциплинируют. Мы заметили, что многие ребята всерьёз проникаются атмосферой искусства, изменяется характер в лучшую сторону. Юному актёру всегда нужно доверять. Полная серьёзность – вот главный подход, который должен использовать любой руководитель.
Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями.
Среди наших артистов встречаются ребята стеснительные, зажатые, которые чувствуют себя неуверенно перед аудиторией на открытой сцене. За ширмой они защищены и легко избавляются от своих комплексов. Их таланты раскрываются, это придает им уверенность, развивает у них способность общения с аудиторией.
Каждый ребенок в нашей труппе может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. Мы считаем, что для подростков, занимающихся в театральной студии, это хорошая школа жизни, психологический тренинг. Ситуации, переживания героев, сыгранных детьми, помогают им сориентироваться в реальной жизни. Бывали такие случаи, когда наши ребята невольно попадали в такие ситуации, выход из которых требовал некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Школьный театр, благодаря своему эмоциональному воздействию на ребёнка, способен взять на себя развитие его кругозора.
Было бы неверно преподносить детям театр как развлечение, как забаву. Напротив - это совершенный метод воспитания личности, духовно и эстетически развитой. Недаром в прежние времена в богатых семьях всегда устраивали детские домашние театры, где родители с детьми ставили спектакли.
Нам приятно осознавать, что мы находимся на верном пути. Наглядный пример этому участница нашей театральной студии Т.Ольга. Впервые мы пригласили её в наш театр на второстепенную роль. Первые её шаги были неуверенными, она робко и «неуклюже» выходила на сцену, действия её были скованными. Но она преодолела страх, с каждым спектаклем чувствовала себя увереннее - и вот уже главная роль! Но самое отрадное для нас то, что она захотела серьёзно заняться театром и записалась в театр АмГУ «М.И.Р.» под руководством Ирины Марченко. И вот успех её и наш – она в одной из главных ролей в спектакле о войне «Трибунал». Она зачислена в труппу театра, следующая её работа была в спектакле « Юбилей» по рассказам А.П.Чехова. Ольга продолжает заниматься и в нашей театральной студии, которую называет стартовой площадкой в мир театра.
Ф. Шиллер писал: «Все, что чувствует наша душа в виде смутных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». В разные времена театральное искусство было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать словом – играть социальную и политическую роль. И с этими задачами театр справлялся всегда, потому что сила его воздействия велика, а возможности многообразны. Данное утверждение справедливо не только для зрителя, на которого происходит непосредственное воздействие театра, но и для участников театрального процесса, будь то профессиональный или самодеятельный школьный театр.
Таким образом, можно смело утверждать, что:
- значение театральной студии состоит не в профессиональной подготовке школьников к театральной деятельности, а в формировании и развитии их творческих способностей и задатков;
- участие школьника в театральной студии способствует формированию духовно-нравственной, гармонически развитой личности;
- специфика театральной студии состоит в том, что она, учитывая возрастные и личностные особенности школьников, гармонизирует интересы, увлечения, межличностные отношения в среде школьников.
Учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №16 г.Благовещенска
Бронникова И.А. и Бигун Т.П.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.
Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....
«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».
Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...
Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности
Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...
Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся.
Доклад на семинаре...
Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся
Выступление на семинаре по теме «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»...
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...
Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".
Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...