Использование навыков самоанализа и самооценки как условие успешной подготовки к ЕГЭ
статья по алгебре (11 класс) по теме
Эта статья появилась в результате желания поделиться своим опытом работы по преодолению серьезных задач, которые стоят перед учащимися и педагогами при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.docstatya_dlya_bloga.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«В» ЕГЭ, я покажу, как эти стоящие перед нами задачи частично можно решить с помощью технологии педагогического общения, представленную как систему коммуникативных задач.
Решаются они по следующему алгоритму:
- анализ ситуации; 2) перебор вариантов и выбор из них оптимальных,
3) коммуникативное взаимодействие; 4) анализ результатов.
Первые два этапа проводятся при составлении конспекта урока. Я учитываю уровень подготовленности класса в целом, а также особенности отдельных учащихся, отбираю те средства общения, которые способны мобилизовать и заставить работать весь урок. На уроке стараюсь сделать обстановку достижения общего взаимопонимания, доброжелательности. Чередуя речевые и наглядные средства взаимодействия, я даю возможность максимально увеличить время продуктивной работы, помня, что к концу урока учащиеся должны « не пасть духом» перед «лавиной» информации, а уйти с урока с мыслью, что все это реально выучить.
Так как изучение любого предмета, науки опирается на базовые знания, необходимо сделать так, чтобы эти знания стали для всех учащихся прочно усвоенными. Мне нравится мысль педагога В.Ф. Шаталова: «Учебу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится». Руководствуясь этой идеей, мы с учащимися за первый урок, рассматривая один из вариантов ЕГЭ, создаем черновик « Опросного листа», который включает в себя весь теоретический материал по выполнению части «В». Это всего две страницы, которые надо выучить наизусть. Все понимают, что это вполне реально.
№ п/п | Ход урока | Время в мин. | Действия суворовцев |
1 | Постановка цели урока, раздача варианта (приложение 1) | 2 | Осознают поставленные цели, настраиваются на серьезную работу. |
2 | Знакомимся с работой и разбиваем ее по разделам, которые высвечиваются на экране | 5 | Просматривают работу, обращая внимание на то, по какой это теме и в какой раздел из предложенных, его отнести. |
3 | а) Задачи с практическим содержанием: В1, В2, В5, В10 | 5 | Обсуждают решение, записывают, что необходимо знать для выполнения задания. Например: В1 - определение процента и как найти проценты от числа. В2 – внимательно рассмотреть масштаб на каждой оси. В5 – действия с числами (составляем выражения, не решаем). В10 – перевести слова на математический язык и решить получившееся уравнение или неравенство (составленное неравенство не решаем). |
б) Алгебра: В3, В7, В12 | 7 | В3 – способы решения показательных уравнений, свойства степеней, степени чисел. В7 – определение логарифма, теоремы логарифмирования. В12 – алгоритм решения задачи составлением уравнения (доводим до уравнения). | |
в) Начала анализа: В8, В11 | 7 | В8 – геометрический смысл производной. В11 – алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке (решение записываем). | |
г) Геометрия: В4, В6, В9 | 10 | В4 – свойства прямоугольного треугольника, теорему Пифагора, значения тригонометрических функций. В6 – формулы площадей, формулу Пика (решение по формуле Пика). В9 – формулу объема цилиндра (показываю образец записи решения). | |
4 | Осмысление записанного материала, знакомство с «Опросным листом» (приложение 1) | 5 | По слайду смотрят и слушают пояснения учителя, помня, что в конце урока надо будет заполнить анкету. |
5 | Задание на самоподготовку | 2 | Записывают: довести начатые решения до конца и составить свой вариант работы. |
6 | Самодиагностика и самооценка | 2 | Просматривая еще раз слайды с заданиями, заполняют минианкету, отмечая «+» задания, которые смогут сделать, «» - которые сомневаются, что выполнят до конца и «- «, если совсем не помнят как делать |
На самоподготовку задается составить свой вариант с теми заданиями, которые знают, как выполнять. Это обеспечивает обратную связь, которая позволяет проконтролировать уровень знаний на данный момент и спланировать дальнейшую работу. На этом уроке важно чтобы работали все и не в коем случае сильные учащиеся не подавляли более слабых. На следующем уроке каждому суворовцу выдается «Опросный лист», который необходимо выучить наизусть за 10 дней. Проверяется это устным опросом (как у В.Ф.Шаталова по листам группового контроля), письменно по билетам, на самоподготовке и на дополнительных занятиях. Многократное повторение дает возможность не только запомнить материал, но его понять и использовать.
Ответы на вопросы по первой части ЕГЭ
1.( В1) Чтобы найти проценты от числа, надо разделить число на 100 и умножить на число процентов.
2.(В3) Таблица степеней чисел 2 , 3 и 5.
n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2n | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
3n | 3 | 9 | 27 | 81 | 243 | 729 | ||||
5n | 5 | 25 | 125 | 625 |
3.(В3) logax = b ab = x
4.(В4) Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. Косинусом - отношение прилежащего катета к гипотенузе. Тангенсом – отношение противолежащего катета к прилежащему.
Теорема Пифагора : Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Основное тригонометрическое тождество: sin2α + cos2α = 1; tgα =
30o | 45o | 60o | |
sinα | |||
cosα | |||
tgα | 1 |
5.(B6) Формулы площадей: прямоугольник S=ab; треугольник: S=; S= absinα; S=;
трапеция: S= h ; ромб : S=ah; S= d1d2; круг: S=r2; параллелограмм: S=ah.
6.(В7) Теоремы логарифмирования: Сумма логарифмов равна логарифму произведения; разность - логарифму частного; показатель выносится за знак логарифма: logax + logay = logaxy; logax – logay= =loga; logaxk = k logax; a= b– основное логарифмическое тождество. Чтобы вычислить логарифм, надо ответить на вопрос: в какую степень надо возвести основание логарифма, чтобы получить логарифмируемое число.
Свойства степеней: =; : ; n
7.(В8) Если дан график функции: 1) f1(x0) = tgα = k, где к угловой коэффициент касательной. 2) В точках, где производная равна 0, касательная параллельна оси Ох. 3) Там, где функция возрастает, производная положительна, где убывает – производная отрицательна. Если дан график производной: 1) В точках пересечения с осью Ох, производная равна 0; 2) Там, где производная положительна (график находиться над осью Ох) функция возрастает; там, где производная отрицательна, функция убывает; 3) Там, где производная меняет знак с + на -, точка mах, а где с - на + - точка min.
8.(В9) Формулы площадей поверхностей и объемов. Цилиндр: V = r2h, Sп=2r(h+r), Sб=2rh.
Шар: V = ; S = 4. Конус: V =; Sп = ; Sб = . Пирамида: V = ;
Куб: V = a3; S = 6a2. Призма: V = S0h; Прямоугольный параллелепипед: V = abc.
9.(В10) Решение квадратного неравенства ах2 +вх + с < (>)0: Если а<0, умножить на -1, поменяв все знаки слагаемых и знак неравенства, найти корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение, построить параболу ветвями вверх. Под осью Ох будет меньше 0, над осью – больше нуля.
10.(В11) Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке: 1) найти значения функции на концах отрезка; 2) найти производную функции, приравнять ее 0 и выбрать те значения корней, которые входят в этот отрезок. Найти значения функции при этих значениях х. 3) выбрать из полученных значений функции в пунктах 1 и 2 наибольшее или наименьшее число
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...
«Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
сценарий родительского собрания...
Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях введения ФГОС важной задачей методической работы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов о...
Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходи...
Применение телекоммуникационной системы Stat Grad как условие успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
В данном разделе обобщен педагогический опыт работы в системе Стат Град и его неоценимая польза для учащихся 9 и 11 классов....
Родительское собрание на тему "Позитивная самооценка как условие успешного развития личности"
Родительское собрание призвано познакомить родителей с понятием « самооценка личности», ознакомить с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной ад...
«Позитивная самооценка подростка как условие успешного развития личности» (презентация)
Материал подходит для выступления на родительских собраниях в 6-8 классах. Несет в себе просветительскую и профилактическую направленность для родителей. ...