Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Бебенина Ольга Анатольевна

Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» - урок исследований и открытий новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

урока математики в 6 классе

Тема урока: «Рациональные числа»

Выполнила: Бебенина О. А., учитель математики МБОУ Фоминская СОШ

Пояснительная записка

Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» - урок  исследований и открытий новых знаний. Это первый урок по данной теме, на котором учащиеся исследуют классификацию чисел и открывают, новые для них, рациональные числа, работая в группах, парами, самостоятельно. Работа на уроке сопровождается презентацией по теме, использованием Интернет- ресурсов. Контроль знаний осуществляется с помощью диктанта по иллюстрации.

Используемый учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд]. – 30- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288с.

Цель урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Рациональные числа».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний;

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми и учителем;

- формировать интерес к предмету математика;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;

- формировать уважительные отношения к иному мнению и иной точке зрения.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения целеполагания;

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить;

- формировать умения работать с новой информацией по теме;

- формировать умение грамотно говорить.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые,        рациональные);

- формировать умения доказывать рациональность числа, используя определение;

- формировать умения представлять рациональное число в виде десятичной периодической дроби.

Тип урока: урок изучения нового материала

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: математическая энциклопедия.


Технологическая карта

Предметная область: математика

Класс: 6

Тема: «Рациональные числа»

Цель урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Рациональные числа».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний;

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми и учителем;

- формировать интерес к предмету математика;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;

- формировать уважительные отношения к иному мнению и иной точке зрения.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения целеполагания;

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить;

- формировать умения работать с новой информацией по теме;

- формировать умение грамотно говорить.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые, рациональные);

- формировать умения доказывать рациональность числа, используя определение;

- формировать умения представлять рациональное число в виде десятичной периодической дроби.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

(личностные, метапредметные)

Предметные учебные действия

ЭОР

1

Мотивация

Создает эмоциональный настрой учащихся на уроке

Настраиваются на работу.

презентация

2

Актуализация знаний

Организует устный счет

Организует

диалог, приводящий к проблемной ситуации

Выполняют устные задания

Выполняют задания на соответствие, приводящее к постановке цели урока

Умения пользоваться и ориентироваться  в ранее изученном материале

Умение анализировать.

Умение формировать цель урока.

Повторение действий с десятичными, обыкновенными дробями, отрицательными и положительными числами

Повторение видов чисел (натуральных, целых)

презентация

3

Целеполагание

Активизирует деятельность учащихся по формулировке задач урока

Формулируют задачи урока

Умение выделять главное, определять задачи урока

  Определения натуральных, целых чисел

презентация

4

Открытие нового знания

Координирует деятельность учащихся по изучению нового материала.

Организует чтение рубрики «Глаголь».

Организует зарядку.

  Находят определение рациональных чисел с помощью различных источников (учебника, энциклопедии, Интернета). Рассматривают доказательства

рациональности чисел, перевод их в десятичную периодическую дробь.

Читают рубрику «Глаголь».

Выполняют

зарядку.

Умения работать в группах с различными источниками, сотрудничая друг с другом. Анализ и умение делать выводы. Умения логически мыслить. Осознание и принятие мнения одноклассника.

Умение грамотно говорить.

Определение рациональных чисел, доказательство того, что число является рациональным, представление рационального числа в виде десятичной периодической дроби

Электронные энциклопедии  

http://ru.wikipedia.org/ 

5

Закрепление

Координирует деятельность учащихся по закреплению нового материала

Выполняют задания по теме на доказательство рациональных чисел, перевод рациональных чисел в десятичную периодическую дробь.

Умение работать с новой информацией. Самоконтроль.

Определение рациональных чисел, доказательство того, что число является рациональным, представление рационального числа в виде десятичной периодической дроби

6

Диктант

Проводит диктант по иллюстрации.

Выполняют диктант по иллюстрации.

Выработка внимательности, ответственности за выполняемую работу.

Виды чисел. Определение рациональных чисел, доказательство того, что число является рациональным, представление рационального числа в виде десятичной периодической дроби.

Презентация

7

Коррекция знаний

Проверяет работу вместе с учащимися, корректирует знания учащихся

Проверяют диктант соседа, выставляют оценки.

Критическая оценка результата работы.

Виды чисел.

Определение рациональных чисел, доказательство того, что число является рациональным, представление рационального числа в виде десятичной периодической дроби.

8

Инструктаж по выполнению д/з

Проводит инструктаж по выполнению д/з

Записывают д/з

Умение слушать рекомендации

9

Рефлексия

Помогает сделать вывод о исследованиях и полученных новых знаниях на уроке. Координирует самооценку деятельности учеников.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Умение делать выводы


Ход урока

1. Мотивация

Песталоцци, Иоганн Генрих (1776 1824) знаменитый швейцарский педагог говорил: "Счет и вычисления - основа порядка в голове."

2.Актуализация знаний

Устный счет

Действия с десятичными дробями

(5 1,4 - 3,2) : 0,2 ∙ 0,4   + 2,4 = 10

Действия с обыкновенными дробями

((

Действия с положительными и отрицательными числами  

(-2 0,5 – 1) : (-0,4) + (-7,2) = -2,2

Установить соответствие между левым и правым столбцами с помощью стрелок

0                                                Натуральные числа

1, 2, 3, 4,…                                

…,-4, -3, -2, -1                                Целые числа

Какие числа, изученные нами, не рассмотрены?

3. Целеполагание

Продолжите начатое: Мы сегодня на уроке  Узнаем …, Исследуем…, Учимся доказывать…, Находим…, Оцениваем… .

4. Открытие нового знания

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.»  Д. Пойа

Найдем общую особенность неназванных нами чисел.

Как можно записать все эти числа?

Можно ли записать данные числа в виде десятичной дроби?

Можно ли записать данные числа в виде обыкновенной дроби?

Что означает дробная черта?

Знаете ли вы, как переводится слово «отношение» на латинский язык? (ratio)

Тема урока «Рациональные числа».

Где можно узнать об этих числах? (учебник, энциклопедия, Интернет)

Разбиваемся на группы, каждая из которых ищет определение в своем источнике. (учебник, энциклопедия, Интернет). Обмен мнениями, найденным материалом. (Q)

С помощью презентации рассмотреть доказательство факта, что натуральные числа, нуль, целые отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа являются рациональными числами. (с помощью определения)

,  ,  ,  ,  ,  ,  

Является ли рациональным числом сумма, разность, произведение рациональных чисел?

Выполнение доказательства в парах., , .

Обмен мнениями и доказательствами.

С помощью презентации рассмотреть перевод рациональных чисел в десятичную, периодическую дробь.

Чтение рубрики «Глаголь». с. 204

Зарядка.

5. Закрепление

Выполнение заданий учебника по цепочке № 1179, №1180

6. Диктант по иллюстрации с дальнейшей проверкой работы соседа по парте. (2 ученика за доской)

Задания.1). Выписать в порядке появления те числа, которые являются лишними. (0, , 0,101001000…, 2,6666…, -1,232323…)

2). Доказать, что любое натуральное число является рациональным. (на примере одного с иллюстрации)

3). Записать в виде десятичной периодической дроби

7. Коррекция знаний

Проверка работы соседом по парте, выставление оценки карандашом. Разбор непонятных чисел на слайде.

8. Инструктаж по выполнению д/з

П. 37 № 1196, 1197, 1199 (повторить формулу пути, решение с помощью уравнения)

9. Рефлексия

«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын - русский математик, геофизик и механик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда.)

Что нового сегодня узнали на уроке?

Что исследовали на уроке?

Что научились доказывать?

Что находили?

Что оценили?

Кого бы вы отметили из учеников?

Используемые материалы:

1. Математическая энциклопедия

2. Электронные энциклопедии  http://ru.wikipedia.org/

http://mirslovarei.com/content_naukteh/chislo-racional-noe-76528.html 

3.  Работы учителя Савченко Е.М. теме «Рациональные числа»

http://le-savchen.ucoz.ru/load/0-6 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра по математике в 6 -м классе по теме «Рациональные числа»

Урок- игра по математике в  6 классе по теме  «Рациональные числа»...

Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"

Урок изучение нового материала с применением ЭОР...

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Смешанные числа"

В презентации представлен материал 1 урока по теме "Смешанные числа"...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Модуль числа"

В презентации представлен этап изучения нового материала и закрепление по теме "Модуль числа"...

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Рациональные числа"

Цель урока: Систематизировать, расширить и углубить  знания учащихся  о рациональных числах, умения выполнять действия над рациональными числами, применять знания при решении разного т...

Конспект урока по математике 6 класс на тему: "Рациональные числа"

Конспект урока по математике 6 класс на тему: "Рациональные числа"...

Презентация к дистанционному уроку математики 5 класс по теме: Нахождение числа по его процентам"

Данная презентация составлена для проведения урока математики в 5 кл по теме: "Нахождение числа по его процентам"...