Обобщающий урок в 6 классе по теме "Рациональные числа"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Вилутис Алевтина Сергеевна

 Цель урока: Систематизировать, расширить и углубить  знания учащихся  о рациональных числах, умения выполнять действия над рациональными числами, применять знания при решении разного типа задач. Познакомить учащихся с историей возникновения и записи положительных и отрицательных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ratsionalnye_chisla_6_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 6-м классе "Рациональные числа"

Цели урока

Систематизировать, расширить и углубить у учащихся знания о рациональных числах, умения выполнять действия над рациональными числами, применять знания при решении разного типа задач. Познакомить учащихся с историей возникновения и записи положительных и отрицательных чисел.

Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, навыков самостоятельной работы.

Оборудование к уроку:

листы с печатной основой (приложение) проведения.

Карточки с заданиями

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап

В этом году мы начали изучать новые числа. Как они называются?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по отработке навыков действий над рациональными числами, а так же познакомимся с историей развития отрицательных чисел .

Разминка.

Проводится игра « Верю – не верю» (5 минут)

Я буду вам зачитывать некоторые математические понятия, а вы должны соглашаться со мной или нет в зависимости от верности этого понятия

Верите ли вы что….?

- Рациональные числа – это положительные и отрицательные числа (целые и дробные) и ноль (да)

- Во II в. до нашей эры ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появилось при решении уравнений. Еще в III веке нашей эры древнегреческий математик Диофант в своих уравнениях фактически уже пользовался правилом умножения положительных и отрицательных чисел. Но -3 для Диофанта не самостоятельное число, а всего лишь “вычитаемое”, любое положительное – прибавляемое. Отдельно взятые отрицательные числа Диофант не признавал, и если при решении уравнений получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как “недопустимый”. (да)

- Если модуль числа больше самого числа, то оно отрицательное (да)

- Если модуль равен этому числу, то оно равно 0 (нет)

- расположение рациональных чисел на координатной прямой, о том, что «Положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательными – влево”, впервые истолковал французский математик, физик и философ Рене Декарта в своей книге“Геометрия”,.

- На координатной прямой между числами -4,5 и -2 лежат 2 целых числа (да)

- Из двух чисел с разными знаками больше то, у которого модуль больше (

нет)

-Сумма, разность и произведение рациональных чисел тоже рациональные числа.

- При делении рациональных чисел получается рациональное число (нет, деление на 0)

2.Операционно-исполнительский этап

Проводится  проверка глубины изученного материла

Приём: Тонкие и толстые вопросы (10 минут)

Тонкие

Толстые

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?        

Учащиеся разбиваются на 2  группы и в течении 10 минут составляют вопросы по теме рациональные числа.  Вопросы зачитываются соперникам

Самостоятельная работа практического характера:

Игра «Третий лишний»

Учащимся раздаются карточки по выбору на оценки «3», «4», «5», также карточки ложатся на свободные места. Задание: за 15 минут

 необходимо решить не менее 3 заданий по выбору, при условии, что предыдущее выполнил. При выборе заданий нужно пересаживаться  на свободные места с заданиями. Оценка будет выставляться из среднего арифметического всех правильно выполненных заданий.

Вывод Расставьте в порядке возрастания рациональные числа и составьте слово:

.-1        0,19        0,5        0        -0,1        3        -1,8        

        ы        о        м        л        ц        о          д

Домашняя работа подготовить ответы на тонкие и толстые вопросы соперников

Выполнить задания на обратных сторонах вопросов, выбирая разноуравневые задания

Приложение

Тонкие

Толстые

Кто..?

Что…?

Когда…?

Может…?

Мог ли…?

Было ли…?

 Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?        

Уровень А.

Часть А состоит из 12 несложных заданий, из которых необходимо выполнить любые 8. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов поставьте под номером задания букву ответа, который на ваш взгляд является правильным.

А1. Укажите координату точки А

        

       а) – 4;           б) – 2;        в) 2;           г) 4.

А2. Значение выражения  равно

       а) – 90;             б) 9;             в) 21;       г) 90.

А3. Выберите число, модуль которого больше:

       а) – 91,3;             б) – ;        в) ;               г) 10,8.

А4. Найдите значение алгебраической суммы  - 16 + 8.

       а) – 24;               б) – 8;        в) 8;                г) 24.

А5. Вычислите 27 – 53.

       а) – 80;               б) – 26;        в) 16;                г) 80.

А6. Найдите значение числового выражения – 25 + ( - 17).

      а) – 42;                б) – 8;        в) 8;                г) 42.

А7. Решите уравнение 2,6у = 5,2.

      а) – 2;        б) – 0,5;        в) 2;                г) 2,6.

А8. Найти корень уравнения х : = 10.

      а) – 20;               б) 5;        в) ;        г) 20. 

А9. Найдите неизвестный член пропорции 0,2 : х = : 5.

       а) ;             б) – ;         в) ;                г) .

10. Найдите периметр прямоугольника со сторонами м  и м.

       а) м;               б) 8м;          в) 9м;                г) 18м.

А11. Длина прямоугольника 30 см, ширина составляет  длины. Найти ширину прямоугольника.

       а) 2,5 см;               б) 3,6 см;           в) 25 см;        г) 36 см

А12. Найти 20% от 55.

       а) 1;              б) 11;                в) 20;                г) 27,5.

Уровень В.

Часть В состоит из 3 более сложных заданий. Из заданий этой части  вы можете выбрать любые 2 и записать их решения с полным обоснованием на листах бумаги.

В1. Найти значение числового выражения .

В2. В июне бригада установила 45% всех окон, а в июле – на два окна больше. Сколько окон установила бригада в июле, если всего она должна установить 320 окон?

В3. Автомобилист заметил, что со скоростью 20м/с он проехал мост через реку за 30 с. На обратном пути он проехал этот же мост за 80 с. Определить скорость автомобиля на обратном пути.

Уровень С.

Часть С состоит из 1 задания. Запишите его решение с полным обоснованием.

С1. Вычислить наиболее простым способом

       .

Приложение

Расположите числа

в порядке возрастания,.0        -1,5        -39        

-51,5        -0,1        -51,456        -1,99        -0,3        

-51,1        -0,01

Найдите пары противоположных чисел

5        5,4        3        -5        2,5        8    -0,25

Сравните числа:

а) – 5,2  и 8;                б) -9 и -2,3;        

в) 0 и   –78;        г)  – 4/7 и  –5/6;        

д) | 45|  и | –80|  

Вычислите:

а) – 15,5 + 20;                б)  – 1,7  –  9,1;                

Вычислите

а) 56: (–8);        б) – 1,44 : (– 0,2);

 Вычислите

      14       9                     32       16

а)   ---  •   ---;                б) ----  :  -----;

     27        7                        35        5  

 Вычислите

       1           2                      4               6

а) 2----  –  1----;           б) 55---  +  34------

        8            6                      5              7

Решите уравнение:

        а)  – 2,5 х = 10;        

Решите уравнение

 5х – 18 = 3х +5;

                

Решите уравнение

 –12х – 3 = 11х + 43;

Найдите значение выражения:

                              2          1

              4 –  ( – 1 ---  –    --- ) : 52 =

                              3         15

Решите уравнение:  

– 2 • (3 – m) = 3 ( 4 – m) + 5

Найдите периметр прямоугольника со сторонами м  и м.

Длина прямоугольника 30 см, ширина составляет  длины. Найти ширину прямоугольника.

С двух полей собрали 21,7 т зерна. Сколько тонн  зерна собрали с каждого поля, если с одного из них собрали на 2, 3т зерна больше, чем с другого?

Составьте буквенное выражение: частное от деления разности чисел 9,3n и 4,8n,  на 1,5. Найдите его значение, если n = 0,44.

Найдите неизвестный член пропорции 0,2 : х = : 5.

В июне бригада установила 45% всех окон, а в июле – на два окна больше. Сколько окон установила бригада в июле, если всего она должна установить 320 окон?

Найти значение числового выражения

Вычислить наиболее простым способом

       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс

Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.

Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....