Планирование уроков математики
учебно-методический материал по алгебре (7 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Согласно учебного плана, в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении   Одинцовский лицей № 6  им.  А.С.Пушкина, на изучение  предмета  математики в  7 классе отводится в неделю 6 часов, т.е. в год 204 часов.

Изучение математики осуществляется по двум модулям:

 - модуль алгебра – 4 часов в неделю, 136 часов в год;

 - модуль геометрия – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_7_b_klass_ispr.doc651.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей № 6 им. А.С.Пушкина

«Утверждаю»

Директор

__________И.Г. Стрижак

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________

«____»____________20 __ г.

«Рассмотрено»

на кафедре  учителей

_____________________

Зав.кафедрой __________

Протокол № ___ от

«____»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по                     математике, 7 Б класс                _______

предмет, класс и т. п.

Учитель: _____Пилюгина Наталья Анатольевна,первая___________

                                        Ф. И. О. педагога, категория

                 

___6 часов, 204 часа______

кол-во часов в неделю, в год

        2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Согласно учебного плана, в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении   Одинцовский лицей № 6  им.  А.С.Пушкина, на изучение  предмета  математики в  7 классе отводится в неделю 6 часов, т.е. в год 204 часов.

Изучение математики осуществляется по двум модулям:

 - модуль алгебра – 4 часов в неделю, 136 часов в год;

 - модуль геометрия – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

МОДУЛЬ АЛГЕБРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая  программа  учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборникрабочих  программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова«Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7-9 классы».- М. Просвещение, 2011. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра 7 класс» под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2008-2011 годы.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение математики на ступени основного общего образования    направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели

Развитие:

●     Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

●     Математической речи;

●     Сенсорной сферы; двигательной моторики;

●     Внимания; памяти;

●     Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

●     Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

●    Волевых качеств;

●    Коммуникабельности;

●    Ответственности.

  1. Задачи учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
  • формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;    
  •  развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
  • важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
  • формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.

Нормативное обеспечение программы:

        1.Закон об образовании РФ.

        2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России.2004. №12 с.107-119.

        3.Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету. (Приказ МО от 19.05.1998 №1276)

        4.) Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2011.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

По учебному плану лицея на изучение алгебры в 7 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

№  п.п.

Наименование темы

(главные разделы программы)

Общее кол-во часов на тему

1

Повторение курса математики 6 класса

2

2

Выражения, тождества, уравнения.  

25

3

Функции.  

18

4

Степень с натуральным показателем.  

18

5

Многочлены.  

23

6

Формулы сокращённого умножения.

23

7

Системы линейных уравнений.  

17

Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7

7

Контрольные работы по тексту администрации:

-входной контроль

-промежуточный контроль

итоговая контрольная

1

1

1

                                        Итого

136

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Требования к уровню подготовки обучающихся  в  7 классе.

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Контрольно-измерительный материал.

Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Тексты контрольных работ взяты из

1) Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2008;

2) Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.. – М.: Просвещение, 2011.

Организация контроля знаний

Тема

Форма контроля

Примерные сроки

Выражения, тождества, уравнения.  

Контрольная работа №1 Контрольная работа № 2

27.09

26.10

Функции.  

Контрольная работа № 3

6.12

4.

Степень с натуральным показателем.  

Контрольная работа № 4

11.01

5.

Многочлены.  

Контрольная работа № 5 Контрольная работа № 6

4.02

1.03

6.

Формулы сокращённого умножения.

Контрольная работа № 7 Контрольная работа № 8

25.03

18.04

7.

Системы линейных уравнений.  

Контрольная работа № 9

20.05

8.

Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7

Контрольная работа № 10

30.05

Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на организацию контроля

Повторение

2

1

Глава 1. Выражения, тождества, уравнения.

25

§ 1. Выражения.

5

Контрольная работа по тексту администрации (входная)

1

§ 2. Преобразование выражений.

5

Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».

1

§ 3. Уравнения с одной переменой

8

§ 4. Статистические характеристики.

5

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».

1

2

Глава 2. Функции.  

18

§ 5. Функции и их графики.

§ 6. Линейная  функция.

Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».

3

Глава 3. Степень с натуральным показателем.  

18

§ 7. Степень и её свойства.

Контрольная работа по тексту администрации (промежуточная)

1

§ 8. Одночлены.

Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем».

4

Глава 4. Многочлены.  

23

§ 9. Сумма и разность многочленов.

§ 10. Произведение одночлена и многочлена.

Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

§ 11. Произведение многочленов.

5

Глава 5. Формулы сокращённого умножения.

23

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности.

6

§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

7

Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».

§ 14. Преобразование целых выражений.

10

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

6

Глава 6. Системы линейных уравнений.  

17

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

6

§ 16. Решение систем линейных уравнений. (11 часов + 1 к.р.)

11

Контрольная работа по тексту администрации (итоговая)

1

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».

7

Повторение.  

7

Итоговая контрольная работа за курс алгебры

1

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(4 урока в неделю, всего 136 уроков в год).

  № урока

Наименование разделов и тем

Кол-во уроков

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

(причины корректировки дат)

1

Повторение курса математики 6 класса. «Действия с обыкновенными дробями».

1

3.09

2

Повторение курса математики 6 класса. «Действия с положительными и отрицательными числами».

1

4.09

Глава 1. Выражения, тождества, уравнения.  

25

§ 1. Выражения.

5

3

Числовые выражения.

1

6.09

4

Выражения с переменными.

1

6.09

5

Выражения с переменными.

1

7.09

6

Сравнение значений выражений.

1

10.09

7

Сравнение значений выражений.

1

13.09

8

Сравнение значений выражений.

1

13.09

9

Контрольная работа по тексту администрации (входная)

1              

14.09

§ 2. Преобразование выражений.

7

10

Свойства действий над числами.

1

17.09

11

Свойства действий над числами.

1

20.09

12

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1

20.09

12

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1

21.09

13

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

1

24.09

14

Обобщающий урок  «Выражения. Преобразование выражений».

1

27.09

15

Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».

1

27.09

§ 3. Уравнения с одной переменой.

8

16

Уравнение и его корни.

1

28.09

17

Уравнение и его корни.

1

1.10

18

Линейное уравнение с одной переменной.

1

4.10

19

Линейное уравнение с одной переменной.

1

4.10

20

Решение задач с помощью уравнений.

1

5.10

21

Решение задач с помощью уравнений.

1

15.10

22

Решение задач с помощью уравнений.

1

18.10

23

Обобщающий урок  «Линейное уравнение с одной переменной».

1

18.10

§ 4. Статистические характеристики.

5

24

Среднее арифметическое, размах и  мода.

1

19.10

25

Среднее арифметическое, размах и мода.

1

22.10

26

Медиана как статистическая характеристика.

1

25.10

27

Медиана как статистическая характеристика.

1

25.10

28

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».

1

26.10

Глава 2. Функции.  

18

§ 5. Функции и их графики

7

29

Что такое функция.

1

29.10

30

Что такое функция.

1

30.10

31

Вычисление значений функции по формуле.

1

1.11

32

Вычисление значений функции по формуле.

1

2.11

33

Графики функций.

1

5.11

34

Графики функций.

1

8.11

35

Графики функций.

1

8.11

§ 6. Линейная  функция. (11 часов)

11

36

Прямая пропорциональность и её график.

1

9.11

37

Прямая пропорциональность и её график.

1

12.11

38

Прямая пропорциональность и её график.

1

15.11

39

Линейная функция и её график.

1

15.11

40

Линейная функция и её график.

1

16.11

41

Линейная функция и её график

1

26.11

42

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций.

1

29.11

43

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций.

1

29.11

44

Обобщающий урок: «Линейная функция и её график».

1

30.11

45

Обобщающий урок: «Линейная функция и её график».

1

3.12

46

Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».

1

6.12

Глава 3. Степень с натуральным показателем.  

18

§ 7. Степень и её свойства.

10

47

Определение степени с натуральным показателем.

1

6.12

48

Определение степени с натуральным показателем.

1

7.12

49

Определение степени с натуральным показателем.

1

10.12

50

Умножение и деление степеней.

1

13.12

51

Умножение и деление степеней.

1

13.12

52

Умножение и деление степеней.

1

14.12

53

Возведение в степень произведения и степени.

1

17.12

54

Возведение в степень произведения и степени.

1

20.12

55

Возведение в степень произведения и степени.

1

20.12

56

Возведение в степень произведения и степени.

1

21.12

57

Контрольная работа по тексту администрации (промежуточная)

1     

24.12

§ 8. Одночлены.

8

58

Одночлен и его стандартный вид.

1

27.12

59

Одночлен и его стандартный вид.

1

27.12

60

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1

28.12

61

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1

7.01

62

Функции y = x²  и  y = x³ и их графики.

1

10.01

63

Функции y = x²  и  y = x³ и их графики.

1

10.01

64

Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем».

1

11.01

65

Урок обобщения и систематизации «Степень с натуральным показателем» (урок коррекции знаний, умений)

1

14.01

Глава 4. Многочлены.  

23

§ 9. Сумма и разность многочленов.

4

66

Многочлен и его стандартный вид.

1

17.01

67

Многочлен и его стандартный вид.

1

17.01

68

Сложение и вычитание многочленов.

1

18.01

69

Сложение и вычитание многочленов.

1

1.01

§ 10. Произведение одночлена и многочлена.

8

70

Умножение одночлена на многочлен.

1

24.01

71

Умножение одночлена на многочлен.

1

24.01

72

Умножение одночлена на многочлен.

1

25.01

73

Вынесение общего множителя за скобки.

1

28.01

74

Вынесение общего множителя за скобки.

1

31.01

75

Вынесение общего множителя за скобки.

1

31.01

76

Обобщающий урок  «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

1

1.02

77

Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

1

4.02

§ 11. Произведение многочленов.

11

78

Умножение многочлена на многочлен.

1

7.02

79

Умножение многочлена на многочлен.

1

7.02

80

Умножение многочлена на многочлен.

1

8.02

81

Умножение многочлена на многочлен.

1

11.02

82

Разложение многочлена на множители способом группировки.

1

14.02

83

Разложение многочлена на множители способом группировки.

1

14.02

84

Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.

1

15.02

85

Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.

1

25.02

86

Обобщающий урок  «Многочлены.  Произведение многочленов».

1

28.02

87

Обобщающий урок  «Многочлены.  Произведение многочленов».

1

28.02

88

Контрольная работа №6. « Многочлены»

1

1.03

Глава 5. Формулы сокращённого умножения.

23

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности.

6

89

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

1

4.03

90

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

1

7.03

91

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

1

7.03

92

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

1

8.03

93

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

1

11.03

94

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

1

14.03

§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

7

95

Умножение разности двух выражений на их сумму.

1

14.03

96

Умножение разности двух выражений на их сумму.

1

15.03

97

Разложение разности квадратов на множители.

1

18.03

98

Разложение разности квадратов на множители.

1

21.03

99

Разложение на  множители суммы и разности кубов

1

21.03

100

Разложение на  множители суммы и разности кубов

1

22.03

101

Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».

1

25.03

§ 14. Преобразование целых выражений.

10

102

Преобразование целого выражения в многочлен.

1

28.03

103

Преобразование целого выражения в многочлен.

1

28.03

104

Преобразование целого выражения в многочлен.

1

29.03

105

Применение различных способов для разложения на множители.

1

1.04

106

Применение различных способов для разложения на множители.

1

4.04

107

Применение различных способов для разложения на множители.

1

4.04

108

Применение различных способов для разложения на множители.

1

5.04

109

Обобщающий урок «Преобразование целых выражений».

1

15.04

110

Обобщающий урок «Формулы сокращённого умножения».

1

18.04

111

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

1

18.04

Глава 6. Системы линейных уравнений.  

17

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

6

112

Линейное уравнение с двумя переменными.

1

19.04

113

Линейное уравнение с двумя переменными.

1

22.04

114

 График линейного уравнения с двумя переменными.

1

25.04

115

 График линейного уравнения с двумя переменными.

1

25.04

116

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

26.04

117

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

29.04

§ 16. Решение систем линейных уравнений.

11

118

Способ подстановки.

1

2.05

119

Способ подстановки.

1

2.05

120

Способ подстановки.

1

3.05

121

Способ сложения.

1

6.05

122

Способ сложения.

1

9.05

123

Способ сложения.

1

9.05

124

Решение задач с помощью систем уравнений.

1      

10.05

125

Решение задач с помощью систем уравнений.

1

13.05

126

Решение задач с помощью систем уравнений.

1

16.05

127

Решение задач с помощью систем уравнений.

1

16.05

128

Обобщающий урок «Системы линейных уравнений».

1

17.05

129

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».

1

20.05

Повторение.  7 ч

7

130

Выражения. Тождества. Уравнения.

1

23.05

131

Функции.

1

23.05

132

Степень с натуральным показателем.

1

24.05

133

Многочлены. Формулы сокращенного умножения.

1

27.05

134

Системы линейных уравнений.

1

30.05

135

Итоговая контрольная работа

1

30.05

136

Решение задач.

1

31.05

Итого:

136

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2011;
  2. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев,        Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией  С.А.Теляковкого – М.: Просвещение, 2008-2011;
  3. Алгебра. Тесты. 7-9 классы / П.И.Алтынов – М.: Дрофа, 2011 ;
  4. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 классы / Ф.Ф.Лысенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2011;
  5. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2008;
  6. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др. / Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева – Волгоград: Учитель, 2010

Технические средства обучения:

1) Компьютер.

2) Видеопроектор.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Тематические презентации

  1. Компакт-диск Алгебра, 7 класс:  поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева «Учитель», 2010.

Интернет- ресурсы:

http://festival.1september.ru/ - Я иду на урок математики ( методические разработки)

http://pedsovet.su/load/18  - Уроки, конспекты.

http://www.prosv.ru-  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая  программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7  класса составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике,  «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина  составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).

        Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

ЦЕЛИ:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;
  • приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
  • развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

ЗАДАЧИ:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении  задач  и доказательстве теорем;
  • научить решать геометрические  задачи  на доказательства и вычисления;
  • подготовить к дальнейшему изучению  геометрии  в последующих классах.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

№ п.п.

Наименование темы

(главные разделы программы)

Общее количество часов на тему

1

Начальные геометрические сведения.

10

2

Треугольники.

17

3

Параллельные прямые.

13

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

5

Повторение. Решение задач

10

Итого

68

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся  должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и не
    равенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач
    землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
  •  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы,   обнаруживая   возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Организация контроля знаний

Тема

Форма контроля

Примерные сроки

Начальные геометрические сведения.

Контрольная работа №1

5.10

Треугольники.

Контрольная работа №2

18.12

Параллельные прямые.

Контрольная работа №3

8.02

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Контрольная работа №4  Контрольная работа №5  

8.03

26.04

5.

Итоговая контрольная работа

31.05

Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на организацию контроля

1

Глава I.  Начальные геометрические сведения.

10

1

§1 Прямая и отрезок.

1

§2  Луч и угол..

1

§3  Сравнение отрезков и углов.

1

§4  Измерение отрезков.

2

§5 Измерение углов.

2

§6  Перпендикулярные прямые.

2

Контрольная работа №1

1

2

Глава II.  Треугольники.

17

1

§1Первый признак равенства треугольников

3

§2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

§3 Второй и третий признаки трегольника

4

§4 Задачи на построение  

3

Решение  задач

3

Контрольная работа №2

1

3

Глава III.  Параллельные прямые.

13

1

§1 Признаки  параллельности двух прямых

4

§ 2 Аксиома  параллельных прямых

5

Решение  задач

3

Контрольная работа № 3

1

4

Глава IV.  Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

2

§1  Сумма углов треугольника

2

§2 Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Контрольная работа №4

1

§3 Прямоугольные треугоьники

4

§4Построение треугольника по трем элементам

4

Решение задач

3

Контрольная работа №5

1

Повторение

10

Итого

68

5

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 урока в неделю, 68 уроков в год)

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во уроков

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание (причины корректировки дат)

Глава I.  Начальные геометрические сведения.

10

1

Прямая и луч.

1

7.09

2

Луч и угол.

1

11.09

3

Сравнение отрезков и углов.

1

13.09

4

Измерение отрезков.

1

14.09

5

Решение задач по теме «Измерение отрезков».

1

18.09

6

Измерение углов.

1

21.09

7

Смежные и вертикальные углы.

1

25.09

8

Перпендикулярные прямые.

1

28.09

9

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

1

2.10

10

Контрольная работа №1  по теме «Начальные геометрические сведения»

1

5.10

Глава II.  Треугольники.

17

11

Треугольник.

1

16.10

12

Первый признак равенства треугольников.

1

19.10

13

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

23.10

14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

26.10

15

Свойства равнобедренного треугольника.

1

1.11

16

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

2.11

17

Второй  признак равенства треугольников.

1

6.11

18

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

1

9.11

19

Третий признак равенства треугольников.

1

13.11

20

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

1

16.11

21

Окружность.

1

27.11

22

Примеры задач на построение.

1

30.11

23

Решение задачи на построение.

1

4.12

24

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

1

7.12

25

Решение задач по теме «Треугольники»

1

11.12

26

Решение задач по теме «Треугольники».

1

14.12

27

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1

18.12

Глава III. Параллельные прямые.

13

28

Признаки параллельности двух прямых.

1

21.12

29

Признаки параллельности двух прямых.

1

25.12

30

Практические способы построения  параллельных  прямых.

1

28.12

31

Решение задач по теме «Признаки параллельности  прямых»

1

8.01

32

Аксиома параллельных прямых.

1

11.01

33

Аксиома параллельных прямых. Решение задач.

1

15.01

34

Свойства параллельных прямых.

1

18.01

35

Свойства параллельных прямых.

1

22.01

36

 Признаки и свойства параллельных прямых. Решение задач.

1

25.01

37

 Признаки и свойства параллельных прямых. Решение задач.

1

29.01

38

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

1.02

39

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

5.02

40

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

8.02

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

41

Сумма углов треугольника.

1

12.02

42

Сумма углов треугольника. Решение задач.

1

15.02

43

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

26.02

44

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

1.0

45

Неравенство треугольника.

1

5.03

46

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

8.03

47

Прямоугольные треугольники.

1

12.03

48

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника.

1

15.03

49

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

19.03

50

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

1

22.03

51

Построение треугольника по трём элементам.

1

26.03

52

Построение треугольника по трём элементам.

1

29.03

53

Построение треугольника по трём элементам. Решение задач.

1

2.04

54

Решение задач на построение.

1

5.04

55

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

16.04

56

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

19.04

57

Решение задач по теме «Построение треугольника по трём элементам»

1

23.04

58

Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

26.04

Повторение. Решение задач.  

10

59

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения»

1

30.04

60

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения»

1

3.05

61

Повторение по теме «Треугольники»

1

7.05

62

Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

1

10.05

63

Повторение по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

1

14.05

64

Повторение по теме « Параллельные прямые»

1

17.05

65

Повторение по теме « Параллельные прямые».

1

21.05

66

Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

24.05

67

Повторение по теме  «Задачи на построение»

1

28.05

68

Итоговая контрольная работа.

1

31.05

Итого

                                             

68

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Печатные пособия:

УМК:

  1. Геометрия,7-9 кл. Учебник.для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
  2. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г
  3. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
  4. Зив Б.Г. .Геометрия:   Дидактические   материалы  для   7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  5. Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа,2005.
  6. Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику  Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2009.
  7. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2000 — 2008.        
  8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
  9.  Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2009

Технические средства обучения:

1) Компьютер.

2) Видеопроектор

Информационно-коммуникативные средства:

Тематические презентации

Интернет- ресурсы:

http://www.prosv.ru-  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.  

http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004), Про­граммы для общеобразоват...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 6 классе

Данная рабочая программа по математике для 6 класса разработана  на  основе «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике...

Развернутое тематическое планирование уроков математики в 5-6 классах (Виленкин Н.Я. и др.)

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе Примерной программы основного общего образования и о...

Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.

планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....

Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)

Цели урока:·        Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...