«Формирование логических действий и операций в сфере познавательных УУД на уроках математики для детей с нарушением слуха»
статья по алгебре на тему
Затрудненность усвоения слабослышащими детьми новых понятий, особенно абстрактных и обобщенных медленное образование связей изучаемого материала с уже известным, быстрое забывание, большие трудности при работе с учебником, непонимание прочитанного, предусматривает увеличение времени на изучение курса математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
специальная (коррекционная) школа – интернат II вида
«Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики для детей с нарушением слуха»
Выполнила:
учитель математики
I кв. категории
Фокина Наталья Кузьминична
г. Ульяновск
Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики для детей с нарушением слуха
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
У слабослышащих и позднооглохших обучающихся есть серьезные отличия от слышащих: нарушения интеллекта, плохое понимание ими речи окружающих людей, в том числе учителя, невозможность выразить свои мысли из-за ограниченности словарного запаса, неверное понимание значения слова, что создает две основные проблемы: чему учить и как учить.
Затрудненность усвоения слабослышащими новых понятий, особенно абстрактных и обобщенных, медленное образование связей изучаемого материала с уже известным, быстрое забывание, большие трудности при работе с учебником, непонимание прочитанного, предусматривает увеличение времени для изучения курса математики.
Психофизиологические особенности слабослышащих и позднооглохших детей определяют и особенности методики преподавания математики:
- доступность программного материала по объему и содержанию;
- широкое использование средств наглядности различной степени абстрактности, рассчитанное на привлечение непроизвольного и развития произвольного внимания, которое отстает на 3 – 4 года от развития внимания слышащих;
- систематическое повторение пройденного материала, что требует дополнительного времени;
- особое внимание уделяется внутрипредметным и межпредметным связям;
- адаптация дидактических материалов (вопросов, задач, текстовых заданий, таблиц) к особенностям усвоения знаний обучающимися с недостатками слуха.
Для успешного обучения математики должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
- общеучебные,
- логические,
- действия постановки и решения проблем.
В своей работе хотелось бы осветить опыт по формированию логических универсальных действий у детей с нарушением слуха.
Логическими универсальными действиями являются:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Следует помнить, что при формировании логических универсальных действий у детей с нарушением слуха необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что метапредметным результатом формирования логических универсальных действий будут являться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации ,представленной в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, интернет и др)
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Особенность математики в том, что она исследует абстрактные сущности независимо от той реальности, отражением которой они являются. Этим определяется преимущественно дедуктивный ее характер, в силу чего изучение математики требует умения правильно рассуждать. Но умение правильно, последовательно рассуждать в незнакомой обстановке дается с трудом. Как всякое умение, оно может быть усвоено только при целенаправленном обучении.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей.
- Работа над решенной задачей.
- Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами , а ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
- Представление ситуации, описанной в задаче. Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
- Самостоятельное составление задач учащимися.
- Решение задач с недостающими или лишними данными.
- Изменение вопроса задачи.
- Использование приема сравнения задач и их решений.
- Объяснение готового решения задачи.
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Определение какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
- Составление аналогичной задачи с измененными данными.
- Решение обратных задач.
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.
Этапы моделирования:
I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста.
III. Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность, – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.
IV. Составление плана решения. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
V. Осуществление плана решения.
VI. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения является способ составления и решения задачи, обратной данной.
Большое значение при формировании логических действий и операций у детей с нарушением слуха имеет применение ИКТ и методов информатики для решения учебных задач по математике, особенно в тех случаях, когда необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к интерактивным средам, позволяющим моделировать и преобразовывать математические объекты, прежде всего геометрические, то будут созданы условия для эффективного развития познавательных универсальных учебных действий.
Используемая литература:
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010
- Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое мышление -Математика. – 1999.
- Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта
Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....
Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...
Применение технологии В.М. Монахова на уроках математики для учащихся с нарушением слуха
В статье кратко раскрыта суть технологии Монахова в том виде, в котором я применяю её на уроках в школе для слабослышащих детей...
Применение активных приёмов учебной работы на уроках географии для детей с нарушениями слуха
Цель исследования заключается в определении способов эффективного использования наглядности для развития познавательной активности учащихся....
Формирование жизненной компетенции на уроках математики у детей с нарушением интеллекта
Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпуск...
Статья "Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта"
Коррекционная педагогика...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...