Применение активных приёмов учебной работы на уроках географии для детей с нарушениями слуха
методическая разработка по географии
Цель исследования заключается в определении способов эффективного использования наглядности для развития познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_aktivnyh_priyomov_uchebnoy_raboty_na_urokah_geografii.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ПРИЁМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
Выполнила Тучина Н.А.
учитель - сурдопедагог
Долинск
2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников при использовании средств наглядности………………………………..4
1.1.Активные приёмы учебной работы учеников в условиях опоры обучения на наглядные средства, как психолого – педагогическая проблема……………………..4
1.2.Сурдопедагогика о роли, активных приёмов учебной работы, средств наглядности, в обучении детей с нарушением слуха………………………………….7
1.3. Задачи, методы и методика исследования………………………………………....8
Глава II. Изучение опыта использования активных приёмов учебной работы, средств наглядности, на уроках………………………………………………………..10
Глава III. Способы применения активных приёмов учебной работы, средств наглядности, как средства активизации познавательной деятельности детей с нарушениями слуха на уроках географии…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………………..15
Приложение № 1………………………………………………………………………..16
Приложение №2………………………………………………………………………...17
Приложение №3………………………………………………………………………...18
Введение
Вся коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья основывается на положении о ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребёнка. Такой подход к проблеме коррекционной работы в школе для глухих детей важен как в теоретическом плане, так и для совершенствования практики обучения.
Уроки географии, наряду с другими учебными дисциплинами признаны играть важную роль в деле умственного развития учащихся коррекционной школы. Эффективность каждого урока зависит от тех методов и приёмов, которыми пользуется учитель в своей работе.
Активная познавательная и практическая деятельность учащихся должна быть предметом главной заботы учителя на уроке.
Для лучшего осмысления и усвоения учебного материала и географической номенклатуры, большое внимание уделяется отбору и адаптированию текста для рассказа учителя на уроке и записи в тетрадях учениками. Предлагается использование на разных этапах урока символической наглядности, заданий с нахождением нужных слов и словосочетаний на поставленный вопрос, практические работы и другие.
Несмотря на изучение активных приёмов учебной работы, исследователи сходятся в одном – активизация обучения является исходным пунктом успешного решения учебно – воспитательных задач в специальной школе. Учёные (С. А. Зыков, Е. Н. Марциновская, И. И. Никитина и другие) в своих работах определяют, как активизировать деятельность глухих при усвоении, закреплении и воспроизведении знаний, а также особое внимание уделяют организации творческой познавательной деятельности в ходе, которой глухие дети получают возможность самостоятельно добывать и применять знания. Проводимая сурдопедагогами работа осуществляется в тесном единстве с решением коррекционных задач обучения.
Для предметов естественного цикла активные приёмы учебной работы, а именно средства наглядности (использование мультимедийных презентаций на уроках) являются необходимым элементом почти каждого урока.
Анализ школьной практики, собственный опыт работы в коррекционной школе подтверждает, что одной из актуальных является проблема активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха на основе использования средств наглядности на уроках географии.
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников при использовании средств наглядности
1.1.Активные приёмы учебной работы учеников в условиях опоры обучения на наглядные средства, как психолого – педагогическая проблема
Проблема познавательной активности учащихся занимает в дидактике особое место. Известно, что активность ребёнка проявляется в различных видах деятельности, и является предпосылкой и результатом развития. В дидактике выделяют 3 уровня активности: активность воспроизведения, активность интерпритации, творческая активность.. / Г. И. Щукина/.
- Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
- Активность интерпритации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.
- Творческая активность – предполагает устремление обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого – педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я»
Сущность понятия «познавательная активность» раскрыта в работах педагогов: М.А. Данилова, Б.П. Есипова, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера и других психологов: Л. Н. Богоявлинского, Н. А. Менчинской.
Исследования психологов также доказали, что активность зависит от проявления интереса и внимания к изученному материалу и к учёбе вообще. Активизация познавательной деятельности учащихся предполагает такую организацию обучения, которая требует от учащихся волевого напряжения, разнообразной познавательной деятельности, а также эмоционального отношения к изучаемому материалу: интереса, любознательности.
Работы учёных: Данилова М. А., Халдобина А. Г., и других подтверждают, что на формирование познавательной активности в наибольшей мере влияет организация поисковой деятельности учащихся путём вовлечения их в многообразные формы самостоятельной работы, создание проблемных ситуаций и включение элементов исследовательских заданий, творческие работы, овладение новыми способами деятельности и т.д. Все эти виды учебных заданий изначально предполагают активную позицию ребёнка, напряжения его интеллектуальных сил, воли, внимания.
Активизация познавательной деятельности достигается за счёт активных приёмов учебной работы, а именно за счёт широкого применения средств наглядности. Данный аспект проблемы освещён в работах
Л. В. Занкова, В. И. Евдокимова и других.
Учёные правомерно утверждают, что использование средств наглядности способствует развитию мышления и речи учащихся, обогащению школьников новыми представлениями и усовершенствованию уже имеющихся, содействуют глубокому проникновению в суть изучаемых явлений и раскрытию логических связей, более успешному протеканию таких психических процессов, как восприятие, запоминание.
В педагогической литературе под наглядными средствами обучения понимают разнообразное учебное оборудование, которое используется для формирования наглядных образов в сознании учащихся. Все средства наглядности делят на три группы: натуральные, изобразительные, символические.
Наряду с названными выше В. И. Паламарчук рассматривает как особый вид – динамические наглядные пособия, которые создают возможность в наглядной форме показать изменения, которые происходят в том или ином предмете или процессе. В современной школе используются такие как, интерактивная доска, видеофильмы, презентации начинается использование 3 – д принтеров и другие.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, как средства наглядности для получения и закрепления знаний.
Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применение в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников, и в первую очередь использование информационно – компьютерных технологий в учебно – воспитательном процессе.
Использование информационно – компьютерных технологий на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Уроки с использованием компьютерных технологий вытесняют, заменяют иллюстративно – изобразительную наглядность позволяют сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Также на различных уроках ИКТ позволяет перейти от объяснительно – иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт – диске.
Понятие наглядности в психологии рассматривается широко: как средство организации, восприятия, запоминания, активного мышления, внимания в процессе деятельности и как средство управления этими процессами.
Применение на уроках средств наглядности создаёт больше возможностей для включения в процесс восприятия всех анализаторов – слуховых, зрительных и т.д. Чем больше анализаторов задействовано в восприятии материала, тем лучше он усваивается.
Отмечая взаимосвязь между характером всего процесса обучения и наглядным образом объекта, учёными подчёркивается, что эта связь осуществляется не автоматически. В ходе обучения учителю необходимо создать те условия и выявлять те способы и приёмы, с помощью которых наглядный образ будет использован наиболее эффективно. Исходя из такого понимания роли средств наглядности, очень важно уяснить их значение в выполнении основных функций обучения. Современная педагогическая наука устанавливает необходимость осуществления в процессе обучения таких функций средств наглядности как:
+ вооружение учащимися определённой системой знаний, умений и навыков,
+ умственное развитие детей,
+ управление познавательной деятельностью школьников.
Следовательно, одним из элементов активных приёмов учебной работы на уроках являются средства наглядности. Наглядность всегда предстаёт в единстве с деятельностью и является специфической чертой знания. Она существует реально лишь в процессе обучения.
В педагогике наиболее распространённым взглядом на наглядность является рассмотрение её как принципа, требующего в процессе обучения специального использования предметов и явлений или их изображений для формирования наглядных образов восприятия.
1.2.Сурдопедагогика о роли, активных приёмов учебной работы, средств наглядности, в обучении детей с нарушением слуха.
Сурдопедагогика, определяя значение средств наглядности в обучении детей с нарушениями слуха, учитывает особенности их развития. Учёные Т.К.Григорьева, И.А. Михаленкова и другие. Раскрывают роль различных видов наглядности в обучении.
Наглядность облегчает глухому познание многообразия конкретных явлений, предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создаёт условия для развития наблюдательности, восприятия и мышления. Использование наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету. Развивающее влияние наглядности зависит от разнообразия наглядных пособий и методических приёмов их использования.
Важной проблемой является определение места наглядности на этапах усвоения знаний. Известно, что усвоение знаний учащимися с нарушением слуха представляет целостный процесс. Все его компоненты связаны между собой и недооценка одного из них отрицательно сказывается на конечном результате – на качество усвоения.
Чтобы осмыслить информацию ученику с нарушением слуха предлагается её воспринять. Исследования сурдопедагогов Т.В. Розановой, Т. К. Григорьевой показывают, что осмысление переплетается с восприятием и проникает в него, так как в ходе восприятия происходит осознание фактов, событий, понимание поставленного задания. Известно, что при непосредственном воздействии наглядного материала на органы чувств в сознании ученика возникает образ восприятия.
Восприятия – это целостное отображение предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств.
Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха.
- В процессе обучения в коррекционной школе у детей с нарушением слуха развивается слуховое восприятие. Он учится воспринимать на слух фразы, слова, но слух не улучшается.
- Основное значение для детей с нарушениями слуха приобретает зрительное восприятие, которое становится ведущим в его познавательной деятельности. Оно обеспечивает ориентировку. Зрительное восприятие развивается в процессе жизни и деятельности. Это приводит к развитию обострённой зрительной чувствительности.
- Развивается восприятие с помощью вибрации, осязательное восприятие.
- Другие виды восприятия развиваются своеобразно в силу недоразвития словесной речи.
Сурдопедагоги работающие с детьми с нарушениями слуха отмечали, что зрительное восприятие их достаточно хорошее и они много замечают в окружающей обстановке, замечают малейшие детали.
Поражение слухового анализатора повышает зрительное восприятие. Дети с нарушениями слуха хорошо рисуют, и в их рисунках отражается много различных деталей. Наглядный материал способствует раскрытию учащимися логических связей изучаемых явлений, и потому становятся незаменимым средством развития их мышления. З.А.Занков, Т.С.Зыкова и др. доказали и обосновали положение о том, что наглядность служит как бы опорой внутренних действий, совершаемых учеником с нарушением слуха под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
Сурдопедагоги в своих исследованиях указывают на необходимость умелого отбора наглядного материала к уроку, для создания на его основе наглядных образов действительности у детей с нарушением слуха. Особую роль играет наглядный материал при усвоении нового материала. Анализ особенностей видов наглядности показал, что главное их назначение – способствовать более глубокому и полному познанию действительности.
Таким образом, анализ исследований сурдопедагогов позваляет утвердить, что использование средств наглядности с целью усвоения, закрепления и применения знаний один из важнейших путей активизации познавательной деятельности учеников с нарушением слуха.
1.3. Задачи, методы и методика исследования.
Психолого - педагогические исследования М. А. Скаткина, И. Я. Лернера, Н. А. Менчинской позволили уточнить сущность понятия познавательная активность. Важное значение в этом процессе играют средства наглядности. Определение роли активных приёмов учебной работы, а именно роли средств наглядного обучения в активизации познавательной деятельности значимо и для сурдопедагогики, так как знание особенностей их использования в обучении детей с нарушением слуха позволяет полнее использовать их возможности.
Я заметила, что с применением активных приёмов учебной работы, а именно технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий дети стали более активны, заинтерисованы.
Цель исследования заключается в определении способов эффективного использования наглядности для развития познавательной активности учащихся.
Предмет исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование активных приёмов обучения.
В исследовании проверялась гипотеза: познавательную деятельность детей с нарушением слуха можно активировать, если использовать наглядность как источник самостоятельного получения знаний, в процессе создания проблемных ситуаций, для организации опытнической работы, как средство обобщения и систематизации материала, конструирование контроля и самоконтроля знаний учащихся с нарушением слуха.
Задачи исследования:
- Изучить опыт использования наглядных средств на уроках географии.
- Разработать основные способы использования наглядности, как активная форма приёма учебной работы в познавательной деятельности учащихся на уроках и как следствие – повышение качества знаний .
- Исследовать отдельные виды наглядности на результативность процесса обучения детей с нарушением слуха.
- Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя в условиях модернизации современной школы.
- Расширение форм, методов, приёмов работы на уроке.
Глава II. Изучение опыта использования активных приёмов учебной работы, средств наглядности, на уроках.
Опыт работы позволил отразить, что наглядность широко применяется на всех уроках. Выявлено, что характер и её виды разнообразны. Шире всего в обучении детей с нарушением слуха используется иллюстративно – изобразительная наглядность (картины, рисунки, схемы и т.д.). С компьютеризацией школ чаще стали использоваться динамические средства наглядности: видеофильмы (видеофрагменты), мультимедийное проецирование (презентации). Отсюда следует, что существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и методы демонстраций. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративное и демонстрационное исторически сложилось в практике преподавания. Для школьной географии характерно сочетание нескольких наглядных средств обучения, например: работа с картой и картинами, с картой и графиками или диаграммами, с картой и учебником, компьютером и атласами или мультимедийным проектором (презентацией) и учебником и т.д.
Применение видов наглядности на уроках географии показало, что при изучении географического материала как правило, учитель прибегает к использованию иллюстративно – изобразительной наглядности. Из знаковой наглядности широко используются карты реже чертежи, диаграммы. Но 21 век – век высоких компьютерных технологий он внедрил использование ИКТ на уроках. Уроки с использованием ИКТ вытесняют, заменяют иллюстративно - изобразительную наглядность так как они позволяют сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио – сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт – диске. Наряду с применением видов наглядности нас интересовало место использования средств наглядности на уроках географии. Проведя анализ данных уроков, чаще всего использовалась наглядность при сообщении новых знаний, чуть меньше при первичном закреплении знаний. ( Приложение №1, №2)
Для выявления степени влияния средств наглядности, а также ИКТ на качество знаний, умений и навыков были использованы следующие критерии:
- Знание учащимися фактического материала, знание сущности понятия.
- Умение пользоваться наглядностью ( ИКТ) в качестве иллюстрации.
- Умение пользоваться наглядностью для самостоятельного выполнения заданий.
- Умение пользоваться наглядностью (ИКТ), как средством классификации и систематизации учебных объектов, также для самопроверки и закрепления полученных на уроке знаний.
В результате выявилось, что средства наглядности играют не маловажную роль в сформированности знаний, умений, навыков. Подавляющее большинство ребят справилось с заданиями. У детей с нарушением слуха лучше всего сформировано знание фактического материала и умение использовать наглядность в качестве иллюстрации, значительно хуже умение использовать наглядность для доказательства истинности суждения, обобщения и классификации географических объектов.
Применение средств наглядности как опоры мышления позволяет во многих случаях заметно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счёт того, что просто и убедительно можно объяснить суть каждой умственной операции и всего действия в целом. Средства наглядности дают учащимся систему ориентиров и указаний, обеспечивающих облегчение усвоения материала, безошибочное выполнение заданий.
Глава III. Способы применения активных приёмов учебной работы, средств наглядности, как средства активизации познавательной деятельности детей с нарушениями слуха на уроках географии.
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме изучения позволил уточнить педагогические предпосылки обеспечивающие активизацию познавательной деятельности детей с нарушениями слуха:
- В подготовке учащихся к восприятию нового материала и его усвоению важная роль принадлежит этапу живого непосредственного созерцания, полноценность которого во многом определяет качественные особенности дальнейшей познавательной деятельности.
- Познавательные задачи, предъявляемые детям с нарушениями слуха с помощью наглядности, становятся более доступными, если в них предусмотрена связь между известными и новыми знаниями, между жизненным опытом учащихся и научными понятиями.
- Использование наглядности предполагает целесообразное сочетание разнообразных форм восприятия материала с целью создания условий для всестороннего рассмотрения объекта изучения его внешних и внутренних свойств.
- Способы руководства восприятием и осмыслением наглядного материала должны соответствовать его характеру, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, формировать у них интерес к знаниям, наблюдательность, приёмы самостоятельной работы.
В соответствии с задачами были разработаны варианты модификаций известных видов наглядности и определены дидактические ситуации их целесообразного использования.
- Динамические пособия на магнитной доске
- Содержание схематической наглядности для организации самостоятельной работы по систематизации учебного материала.
- Раздаточные иллюстрированные карточки различной динамической направленности для организации и выполнения практических заданий.
- Использование мультимедийных пособий и компьютерных презентаций. Обладая большой наглядностью они облегчают усвоение материала детьми с нарушениями слуха (прил.№3).
Применение средств наглядности с целью активизации познавательной деятельности учащихся имеет свои особенности, которые определяются прежде всего их разнообразными познавательными функциями, в основу выделенных таких функций был положен характер познавательной деятельности учащихся на различных этапах учебной деятельности. В результате видна динамика изменений в показателях сформированности знаний, умений и навыков возросла. Учащиеся стали чаще обращаться к наглядности, возросли умения пользоваться наглядностью в качестве иллюстрации. Всё это благодаря активным приёмам учебной работы, средствам наглядности.
Заключение
Изучение научной и методической литературы позволило сделать вывод о том, что технология активных приёмов учебной работы – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную активность и направлена на осознание, обработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Разумное и целесообразное использование активных приёмов значительно повышает развивающий эффект обучения, создаёт атмосферу напряжённого поиска, вызывает у учащихся и у учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становиться стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В.Путин перед правительством и учителями.
Активные приёмы выполняют направляющую, обогащающую систематическую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.
Роль средств наглядности в активизации познавательной деятельности определялась с учётом того, насколько полно реализуются основные функции и дидактические возможности наглядности, в какой мере наглядность обеспечивает самостоятельную работу учащихся, как она способствует организации поисковой деятельности.
Были выявлены эффективные способы применения наглядности для активизации познавательной деятельности детей с нарушениями слуха на уроках географии:
- Создание проблемных ситуаций в процессе усвоения новых знаний.
- Применение наглядности с целью организации самостоятельной работы по систематизации учебного материала.
- Использование наглядности для организации и выполнения учащимися практических заданий исследовательского характера.
- Использование мультимедийных пособий и презентаций для обогащения словаря и доступности понимания предлагаемого материала.
Для развития познавательной активности детей с нарушениями слуха следует использовать дидактические раздаточные карточки, целесообразно применять дидактическую и схематическую наглядность, а также использовать мультимедийные пособия и презентации. Их регулярное использование позволяет обеспечить большую самостоятельность детей в выполнении практических работ.
Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные приём
Список литературы
1.Волков В Современные мультимедиа // Домашний компьютер, 1,99. С. 33 – 38.
2.Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л., Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. – М.: Методическая библиотека, 2006.
3.Голосов В Использование ИКТ на уроках в начальной школе
4. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. − М.: Просвещение, 2000.
5. Кручинин С.С. Активные приёмы учебной работы. – Минск, 1999.
6. Никитина М. И. Сурдопедагогика. − М.: Просвещение, 1995.
7. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии 6 – 9 кл. − М.: ВАКО, 2005.
8. Панчешникова Л. М. Методика обучения географии в средней школе. − М.: Просвещение, 1995.
9. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Халдобин А.Г. Роль наглядности в развитии познавательной активности школьников. / География в школе. 1989 № 2/
11. « Современные образовательные технологии». − М: КноРус, 2009.
12. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С. Пб., БХВ- Санкт – Петербург, 2000.
Приложение №1
Место использования средств наглядности на уроках географии.
№ | Дидактические цели обучения | Количество проведённых уроков | |
8 кл. | 9кл. | ||
1 | Сообщение новых знаний | 21 | 23 |
2 | Первичное закрепление знаний | 18 | 18 |
3 | Повторение учебного материала | 8 | 5 |
4 | Контроль, учёт и оценка знаний | 3 | 4 |
Итого: | 50 | 50 |
Приложение №2
Фрагменты с уроков.
№ | Класс | Тема урока | Ход урока | Применение активных приёмов |
1 | 8 | Географическое положение Северной Америки | Сообщение новых знаний | Учитель: показ по карте материка, крайние точки. Ученики: наносят на контурную карту крайние точки, подписывают, определяют координаты. |
2 | 8 | Географическое положение Северной Америки | Закрепление знаний и умений | Ученики: Показ по карте материка и крайних точек у доски. |
3 | 8 | Географическая оболочка – наш Дом. | Сообщение новых знаний | Презентация. |
4 | 8 | Япония | Сообщение новых знаний. | Демонстрация видеофильма. |
5 | 9 | Россия на карте мира | Сообщение новых знаний. Закрепление знаний и умений. | Презентация. |
6 | 9 | Понятие о природном территориальном комплексе. | Сообщение новых знаний. | Зарисовка схемы природного территориального комплекса ( с таблицы). |
Приложение №3
Использование компьютерных презентаций
Конспект урока по географии в 8 классе
ТЕМА: Географическая оболочка – Наш дом. ( 2 – ой час)
Закономерности географической оболочки.
ЦЕЛЬ: 1 Закрепить понятие « Географическая оболочка»
2 Рассмотреть в чём проявляется целостность, зональность, ритмичность географической оболочки.
3 Формирование у детей навыков самоконтроля над произношением.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация « Географическая оболочка»
СЛОВАРЬ: целостность, зональность, ритмичность географической оболочки.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
Рапорт дежурного.
2. Установка на правильное произношение: звуков, слов, фраз.
Знакомство с темой урока - слайд №1
Географическая оболочка. |
Цели урока - слайд№2
Цели урока. |
|
|
План урока - слайд №3
План урока. |
|
|
|
3. Проверка знаний.
Вспомните: - слайд №4
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ | Слайд |
1 | Какие оболочки вы знаете? | Атмосфера,гидро.,литос.,биосф. | Слайд №5 |
2 | Назовите состав геогр. Оболочки? | Газы атмосферы, жидкие вещества гидросферы, твёрдые вещества литосферы, живые вещества биосферы. | Слайд №6 |
3 | Что такое географическая оболочка, её границы? | Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической ( земной) оболочкой. | Слайд №7 |
Итог проверки Д/З.
Откройте тетради: запишите число, кл. работа, тема.
4.Закономерности географической оболочки - слайд № 8
( Целостность, зональность, ритмичность.)
№ | Закономерности | Определение | Слайд | |
1 | Целостность | Единство всех составляющих географической оболочки. | Слайд №9 | |
2 | Зональность | Свойство г. оболочки обусловленное неодинаковым количеством тепла, поступающим на разные широты. С этим связана неравномерность распределения атмосферного давления, осадков, ветров. | Слайд №10 | |
3 | Ритмичность | Это повторяемость во времени природных процессов и явлений ( суточные, годовые, вековые) | Слайд №11 |
Физ.минутка.
5.Закрепление знаний и умений ( пройденного на уроке). Слайд № 12
Как называлась тема урока? – Географическая оболочка, закономерности.
Назовите закономерности географической оболочки? - Целостность, зональность, ритмичность.
Что такое Целостность? –
Что такое Зональность? -
Что такое Ритмичность? –
6. Домашнее задание. Параграф 79, с. 300 – 302 читать, знать запись.
7. Итог урока.
8. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
«Формирование логических действий и операций в сфере познавательных УУД на уроках математики для детей с нарушением слуха»
Затрудненность усвоения слабослышащими детьми новых понятий, особенно абстрактных и обобщенных медленное образование связей изучаемого материала с уже известным, быстрое забывание, большие трудн...
Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"
Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...
Применение технологии В.М. Монахова на уроках математики для учащихся с нарушением слуха
В статье кратко раскрыта суть технологии Монахова в том виде, в котором я применяю её на уроках в школе для слабослышащих детей...
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ. Дети с нарушением слуха
Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение слуха...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...
«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха» (мастер-класс)
Распространение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха по изготовлению инсталляции из бросового материала....