Разработка урока на тему: " Арифметическая прогрессия "
методическая разработка по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_arifmeticheskaya_progressiya.docx | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гирьянская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
на тему: " Арифметическая прогрессия "(9 класс).
Подготовила и провела учитель математики МКОУ «Гирьянская СОШ»
Третьякова О.С.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия»
Цели: 1.(образовательная) обобщить и систематизировать теоретические знания по теме «Арифметическая прогрессия»; совершенствовать навыки нахождения п-гочлена и суммы п первых членов арифметической прогрессии с помощью формул;
2.(развивающая) развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь;
3.(воспитательная)воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить навыки решения задач по данной теме с использованием формул.
Установить, действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни.
Сформировать навыки применения знаний к решению прикладных задач.
Воспитательные:
Воспитывать умение делать самооценку своих знаний, умение работать в парах.
Содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; чётко и сжато выражать мысли.
На конкретных примерах применения прогрессий убедиться в том, что алгебра является частью общечеловеческой культуры.
Продолжить развитие логического мышления и вычислительной культуры учащихся.
УУД:
Регулятивные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей).
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, преобразовывать информацию.
Урок обобщения, систематизации знаний по алгебре в 9 классе
Формы организации деятельности на уроке:
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесные; наглядные; практические.
Ход урока
Организационный момент.
Устная работа.
1.Какие из приведенных ниже последовательностей являются арифметическими прогрессиями, объясните свой ответ.
а) –2; 0; 2; 4; … |
б) –5; 5; –5; 5; … |
в) 2; 2,5; 3; 3,5; 4; … |
г) 1; 4; 9; 16; … |
д) 1; … |
е) 0; 10; 20; 30; 40; … |
ж) а; а + 3; а + 6; а + 9; … |
Ответ: а), в), е), ж)
2. Являются ли следующие примеры арифметическими прогрессиями? Поясните свой ответ.
- последовательные натуральные числа,
- последовательность положительных нечетных чисел,
- последовательность отрицательных четных чисел,
- постоянная последовательность, например 5, 5, 5, 5,
Ответ: все примеры являются арифметическими прогрессиями.
3. На доске записаны основные формулы арифметической прогрессии, назовите, что это за формулы:
–Ответ: формула п-го члена
арифметической прогрессии.
ап + 1 – ап = d. |
Ответ: Формула для нахождения разности арифметической прогрессии
Ответ: свойство арифметической прогрессии
Ответ: аналитическая формула арифметической прогрессии
Ответы: – формулы суммы п первых членов
арифметической прогрессии.
Выполнение упражнений.
Задания на применение формул арифметической прогрессии:
1. Является ли арифметической прогрессией последовательность, заданная формулой:
а) хп = 2п + 1;
б) уп = п2 – п;
в) zn = –64?
2. Найдите разность арифметической прогрессии:
а) 17; 13; 9; …
б) (хп), если х10 = 4, х12 = 14;
в) (уп), если уп = 3п – 0,5.
3. (ап) – арифметическая прогрессия, вычислите:
а) а7, если а1 = 1, d = –2;
б) а10, если ап = 17 · п – 100;
в) а12, если а1 = 0, а2 = 3.
4. Вычислите сумму первых n членов арифметической прогрессии:
а) Найдите сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии, если а1 = 16,5; d = –1,5.
б) Найдите сумму первых сорока членов последовательности, заданной формулой ап = 3п + 2.
в) Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии (ап), если а1 = 8, а7 = 26.
Задания на нахождение различных величин арифметической прогрессии при наличии дополнительных условий и ограничений, сводящиеся к решению систем уравнений, неравенств.
1. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.
Решение: (ап) – арифметическая прогрессия;
ап = 4п, ап ≤ 300;
4п ≤ 300;
п ≤ 75, значит, п = 75 – количество таких чисел.
а1 = 4; а75 = 4 · 75 = 300;
S75 = = 11400.
О т в е т: 11400.
2.Найдите сумму первых двадцати членов арифметической прогрессии (cn), если c7=18,5 и c17=-26,5
Решение: (сп) – арифметическая прогрессия;
с7 = 18,5; с17 = –26,5.
S20 = · 20; S20 = · 20 = 55.
О т в е т: 55.
Решение задач на применение арифметической прогрессии:
1.Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила мастерская в августе?
Решение: а1=80, d=17, а8=?
а8=а1+d(n-1)
a8=80+17(8-1)
a8=199
Ответ: 199 деталей изготовит бригада в августе.
2.При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.
Решение. а1=5, d=10, S5=?
а5=а1+4d; а5=45.
S5=(a1+a5)·n:2; S5=(5+45)·5:2=125;
Ответ: 125м глубина шахты.
3.При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Решение. 1, 2, 3, 4,…,12. Это арифметическая прогрессия, где а1=1, d=1,аn=12. Надо найти n.
аn=a1+d(n-1); 12=1+1(n-1); n=12.
Sn=(a1+an)∙n:2; Sn=(1+12)·12:2; Sn=78.
Ответ: В одной кладке находится 78 бревен.
Дифференцированная самостоятельная работа.
Учащиеся сами выбирают задания определенного уровня из предложенных и работают за партами самостоятельно, при необходимости обращаясь к учителю. После выполнения всех заданий, производится самопроверка. Выставляются баллы в соответствии с выбранным уровнем.
Базовый уровень (на «3»)
Пусть (вn) - арифметическая прогрессия;
1) в1=11, d=3. Найдите в11.
2) в1=137, d= -7. Найдите S10.
3) в43= - 208, d= - 7. Найдите в1.
4) в1=28, в15= - 21. Найдите d.
Задания на "4".
Найти разность арифметической прогрессии: а1 = 12, а5 = 40 Найти первый член арифметической прогрессии: а7 = 9, d = 40 Число 29 является членом арифметической прогрессии 9, 11, 13,: Найдите номер этого члена. Найти девятнадцатый член арифметической прогрессии. а13 = 10, а20 = 38
Задания на "5".
Найти аn, если а1 = 40, n = 20, S20 = 40 арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии 59, 55, 51,: Найти сумму всех её положительных членов. Составьте формулу n - го члена арифметической прогрессии. а3 = 12, а10 = 40 Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии (аn), заданной формулой n - го члена аn = - 2n + 8
Ответы к самостоятельной работе:
№ задания | Базовый уровень | На «4» | На «5» |
1 | 41 | 7 | -36 |
2 | 1055 | -231 | 465 |
3 | 86 | 11 | 4n |
4 | -3,5 | 34 | -690 |
Итоги урока.
В ходе беседы с учащимися обсуждаются следующие вопросы:
- какие основные формулы необходимо знать при решении задач на арифметическую прогрессию?
- какие задания вызвали затруднения при решении?
Домашнее задание: выполнить тест (тесты оформлены на отдельных листах для каждого учащегося).
Задание №1
Укажите пятый член арифметической прогрессии:
6; 7; 8; 9; 10; 11; ...
1) 11
2) 10
3) 8
4) 7
Задание №2
Укажите разность арифметической прогрессии:
6; 6,1; 6,2; ...
Запишите число:
___________________________
Задание №3
Укажите члены арифметической прогрессии, заданной формулой an = 4n - 1:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) -1
2) 7
3) 11
4) 13
Задание №4
Запишите четвертый член арифметической прогрессии, если a1 = 2, d = 3
Запишите число:
___________________________
Задание №5
Запишите шестьдесят первый член арифметической прогрессии, если а1 = 20, d = 1,5:
Запишите число:
___________________________
Задание №6
Найдите сумму первых восьмидесяти членов арифметической прогрессии, если a1 = 2, a80 = 58 :
Запишите число:
___________________________
Задание №7
Арифметические прогрессии заданы формулами n-го члена. Укажите те из них, у которых разность d равна 4.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) xn = 4n - 9
2) xn = -4n + 1
3) xn = 2n + 4
4) xn = 38 + 4n
Задание №8
Вопрос: В первом ряду кинозала 28 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в ряду с номером n?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 28
2) 28 + n
3) 26 + 2n
4) 26n
Задание №9
Дана арифметическая прогрессия: 20; 15; 10; … . Найдите первый отрицательный член этой прогрессии.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) -5
2) 0
3) -10
4) -1
Задание №10
Вопрос:
Дана арифметическая прогрессия: -50; -25; 0; … . Найдите первый положительный член этой прогрессии.
Запишите число:
___________________________
Ответы к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 0,1 | 2,3 | 11 | 110 | 2400 | 1,4 | 3 | 1 | 25 |
Список использованной литературы
Алгебра 9 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г. , ГИА 2013 Математика 9 класс. – М.:»Экзамен» 2013 , , Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2013., - М.:»Интеллект-центр» 2013 г. Под ред. , Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013 – М.: «Народное образование», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"
Разработка представлена в виде презентации...
Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия
Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...
Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"
Водный урок в 9-м классе...
разработка уроков по теме "Арифметическая прогрессия", алгебра, 9 класс
У р о к 1 (56).ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, СЛОВЕСНЫЙИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ЕЕ ЗАДАНИЯЦели: ввести понятие последовательности, конечной и бесконечной; рассмотреть последовательности, заданные сл...
Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок закрепления знаний по теме "Арифметическая прогрессия". Способствует формированию применения знаний на практике. На уроке применяются здоровьесберегающие технологии....
Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"
разработка урока...