Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Арифметическая прогрессия»
Урок по теме: «Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии»
Габдуллина Лилия Талгатовна,
учитель математики БРГИ №1 им.Р.Гарипова
Цели урока:
- Познакомиться с понятием арифметической прогрессии, формулой n-го члена арифметической прогрессии,
- Развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы, умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при роботе с арифметической прогрессией.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
Оборудование и ресурсы: проектор, экран,
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, полная готовность класса и оборудования к работе.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок алгебры с вами проведу я – Габдуллина Лилия Талгатовна. Надеюсь он будет плодотворным и прогрессивным.Слово «прогрессия» происходит от латинского слова «progressio» что означает движение вперед. Тема нашего урока связана с изучением особого вида последовательностей – арифметической прогрессии. Итак, сформулируем тему урока: «Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии» и соответственно определим цели урока.
- Актуализация знаний и умений по теме «Последовательности»
Задание 1. Слайд 2.
Учащимся предлагается выполнить следующие задания математического диктанта:
- Выписать первые пять членов последовательности (сn), если с1 = 3, сn+1 = сn + 4.
- Дана последовательность чисел (хп) 1,4, 7, 10, 13, 16, …. Назовите третий, пятый, первый, восьмой, шестой члены последовательности.
- Последовательность задана первыми членами: 1,5,9… Задайте формулу общего вида.
- Какими способами можно задать последовательности? ( два способа)
Оценки после проверки в парах переносятся на шалашики и выставляются в журнал.
- Изучение нового материала
Задание 2. Слайд 3, Слайд 4
Сформулируйте свойство, которое является общим для приведенных последовательностей.
- 1; 2; 3; 4;….
- 7; 10; 13; 16; ….
- -2; -4; -6; -8; ….
- 10; 20; 30; 40; ….
Каждый член этих последовательностей, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. Эти последовательности являются примерами арифметических прогрессий. Давайте вместе сформулируем определение арифметической прогрессии. А теперь запишем с помощью математических символов в тетради (Слайд 5):
Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия, если для любого n верно
аn+1= аn+d, где d – некоторое число..
Отсюда: d= аn+1 - аn - разность арифметической прогрессии.
Итак, для того чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать ее первый член и разность.
Слайд 6. Термин «прогрессия» был введен римским математиком Боэцием в VI веке и понимался в более широком смысле как бесконечная числовая последовательность. Название «арифметическая» было перенесено из теории непрерывных пропорций, изучением которых занимались древние греки. Равенство вида аn-1 - аn = аn - аn +1 они называли непрерывной арифметической пропорцией. Из этого равенства выразите
аn = …..
Получили характеристическое свойство арифметической прогрессии:
Любой член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.
Задание 3. №343 (у доски и в тетрадях)
Зная член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой ее член последовательно вычисляя второй, третий и т.д. Но! Если надо найти члены с большими номерами, то данный способ не очень удобен. Для решения этой проблемы нужно найти другой способ для нахождения n-го члена а.п.
Задание 4.
Дано (аn) – арифметическая прогрессия а1, d.
Найти а2, а3, а4, а5, ….аn.
Выполняем у доски. Получаем формулу n-го члена а.п., записываем в тетради.
аn= а1+(n-1)d
Задание 5. №344 ( устно), №345 (у доски и в тетрадях)
Какие величины связывает эта формула? Сколько их? Какие задачи на применение этой формулы возможны? Заполните таблицу, работая в группах (парах) Слайд 7
n | а1 | аn | d |
5 | -2 | 3 | |
7 | 21 | 2 | |
5 | 10 | 3 | |
11 | 56 | 26 |
Давайте проверим ответы: Слайд 8
ОТВЕТЫ
n | а1 | аn | d |
5 | -2 | 10 | 3 |
8 | 7 | 21 | 2 |
5 | -2 | 10 | 3 |
11 | 56 | 26 | -3 |
Дополнительное задание для пар, закончивших рано на доске выписано.
Задание 6. (Если позволит время) Дана последовательность (аn) : аn=2n+3. Назовите первые пять членов этой последовательности. Является ли эта последовательность а.п.? Является. Сформулируем характеристическое свойство а.п.
Последовательность, заданная формулой вида аn=kn+b, где k, b - некоторые числа является а.п.
Доказательство: аn=kn+b, аn+1= k(n+1)+b
аn+1- аn=k, тогда аn+1= аn+k, (аn) – а.п. по определению.
Обратно: Любая а.п. может быть задана формулой вида аn=kn+b, где k, b - некоторые числа.
Доказательство: Если (аn) – а.п., то аn= а1+(n-1)d, аn= а1+dn-d, аn= dn+( а1-d), т.е. аn=kn+b.
№363 (устно)
Подведение итогов урока
Подвести итоги усвоения материала по уровням понимания учащимися, выделив учащихся со структурным пониманием, т.е. тех, кто работал по алгоритму; тех, кто решал по образцу; и тех, кто может применить свои знания в новых условиях. Выставляется отметка ученикам за математический диктант и за работу на уроке.
1.Определение арифметической прогрессии.
2.Как найти разность арифметической прогрессии?
3. Какие свойства арифметической прогрессии вы знаете
Дополните фразы: Сегодня на уроке я…
- узнал…
- учился…
- смог, потому что …
- у меня не получилось, потому что…
- дома надо потренироваться
Домашнее задание: п.16, №346, №348, №354,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...
Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"
Разработка представлена в виде презентации...
Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия
Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...
разработка урока на тему "Прогресс и развитие"
в этой разработке представлен материал к учебник 10 класса М.З.Биболетовой на тему " Прогресс и развитие"...
Разработка урока "Определение арифметической прогрессии"
Материал содержит конспект и презентацию для урока в 9 классе на тему "Определение арифметической прогрессии"....
Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, знаменателем геометрической прогрессии, с форм...
Методическая разработка урока алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии» 9 класс
Тема учебного занятия: «Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена арифметической прогрессии»Тип урока: урок постановки проблем и их решения.Цель урока:Предметные: формирование ...