Рабочая программа по алгебре для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А для учебника: «Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений» /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под редакцией С.А.Теляковского. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_algebra.docx | 65.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Лермонтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова
УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова протокол № __ от « __» _________ 2013г. Председатель: директор МБОУ СОШ №5 ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре, 9 класс
ступень основного общего образования
уровень: общеобразовательный
срок реализации: 1 год
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Курс ориентирован на достижение основных целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании курса предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретения математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
Данная рабочая программа разработана на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
- учебника: «Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений» /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под редакцией С.А.Теляковского. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
- программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 9 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М: «Просвещение», 2012 год.
3. Место и роль учебного предмета
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения алгебры в 9 классе основной школы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Учебное время увеличено до 4 уроков в неделю (всего 136 часов) за счет вариативной части Базисного плана.
Специфика изучения алгебры существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
4. Информация о внесенных изменениях в программу
Базисный учебный план на изучение алгебры в 9 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа. В данной программе учебное время увеличено до 4 уроков в неделю, всего 136 часов, что позволяет увеличить количество часов по каждому разделу (главе) на 2-7 уроков, а это в свою очередь дает возможность расширить круг задач и повысить результативность усвоения материала.
5. Информация об учебнике
Обучение ведется по учебнику «Алгебра 9 класс» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского.
6. Распределение учебных часов по видам деятельности
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности | |||
Изложение нового материала | Формирование навыков | Повторение | К/р | |||
1 | Квадратичная функция | 29 | 23 | 4 | 2 | |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 20 | 13 | 6 | 1 | |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 24 | 18 | 5 | 1 | |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 17 | 13 | 2 | 2 | |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 17 | 16 | 1 | ||
6 | Повторение | 29 | 27 | 2 | ||
7 | Итого | 136 | 83 | 17 | 27 | 9 |
Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:
- Квадратичная функция – 4 работы;
- Уравнения и неравенства с одной переменной – 3 работы;
- Уравнения и неравенства с двумя переменными – 4 работы;
- Арифметическая и геометрическая прогрессия – 4 работы;
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей – 3 работы.
7. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
- умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные знания для решения задач из математики, смежных предметов, практики.
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
8. Учебно – методический комплекс
- Алгебра 9 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 20-е издание, 2013 г.
- Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Короткова Л.М. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Учебно – методическое пособие «Математика, 9 класс», подготовка к ГИА – 2013 (ГИА-2012, ГИА-2011). Под ред. Лысенко Ф.Ф. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Легион», 2013.
- Тематические тесты «Алгебра 7-9 класс». П.И. Алтынов. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2010.
- Дидактический материал для 9 класса. Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 9 –е изд., 2007.
9. Содержание рабочей программы
Глава 1. Квадратичная функция (29 часов)
Содержание.
Функция и ее свойства. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция и ее свойства. Графики функций и . Построение графика квадратичной функции. Функция . Корни -ой степени.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны
Знать
- определение функции;
- понятия: область определения, область значений, график функции;
- свойства функций;
- определение квадратного трехчлена, его корней, формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
- свойства квадратичной функции, ее график и свойства;
- определение функции , ее свойства и график;
- определение корня -ой степени.
Уметь
- вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами;
- описывать свойства функции на основе их графического представления;
- интерпретировать графики реальных зависимостей;
- показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций , , ;
- строить график функции ;
- уметь указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы;
- изображать схематически график функции с четным и нечетным ;
- понимать смысл записей вида и т.д., где а – некоторое число;
- иметь представление о нахождении корней - ой степени с помощью калькулятора.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (20 часов)
Содержание
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решения неравенств второй степени с одной переменой. Решение неравенств методом интервалов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать
- определение целого уравнения и его корней;
- определение дробного рационального уравнения, алгоритм его решения;
- определение неравенства второй степени с одной переменной, алгоритм его решения.
Уметь
- решать уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательных переменных, в частности решать биквадратные уравнения;
- решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корня;
- решать неравенства второй степени, используя графические представления;
- использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (24 часа)
Содержание
Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать
- определение решения уравнения с двумя переменными;
- график уравнения с двумя переменными;
- алгоритм решения системы уравнений второй степени;
- определение решения неравенства и системы неравенств с двумя переменными.
Уметь
- строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность;
- использовать их для графического решения систем уравнений с двумя переменными;
- решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнений первой степени, а другое – второй степени;
- решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными;
- решать составленную систему, интерпретировать результат.
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия (17 часов)
Содержание
Понятие последовательности, способы задания. Определение арифметической и геометрической прогрессии, их свойства и признак. Формулы - го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать
- определение прогрессий;
- свойства и признак прогрессии;
- формулы - го члена;
- формулы суммы - первых членов прогрессии.
Уметь
- применять индексные обозначения для членов последовательностей;
- приводить примеры задания последовательностей формулой - го члена и рекуррентной формулой;
- выводить формулы - го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих формул;
- доказывать характеристическое свойств арифметической и геометрической прогрессий;
- решать задачи на сложные проценты, используя при необходимости калькулятор.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов)
Содержание
Понятие комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать
- определение перестановки элементов;
- определение размещения элементов по элементам;
- определение элементов по элементам;
- определение вероятности события;
- понятие факториала.
Уметь
- выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов и комбинаций;
- применять правило комбинаторного умножения;
- распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы;
- вычислять частоту случайного события;
- оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путем;
- находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности;
- приводить примеры достоверных и невозможных событий.
10. Формы и методы организации обучения
Ведущими методами обучения алгебре в 9 классе являются:
1) Информационный.
2) Исследовательский.
3) Проблемный.
4) Модульный.
5) Алгоритмизированный.
6) Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.
Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:
- домашних общих и индивидуальных работ;
- тестирования;
- самостоятельных и обучающих проверочных работ;
- классных контрольных работ;
- домашних контрольных работ;
- зачетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Содержание | |
3 | Повторение | ||
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (29ч) | |||
п.1 | 3 | Функция. Область определения. Область значений. | |
п.2 | 4 | Свойства функции. Проверочная с/р | |
п.3 | 1 | Квадратный трехчлен и его корни. | |
п.4 | 2 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | |
2 | Решение задач. Проверочная с/р | ||
1 | Контрольная работа. | ||
п.5 | 3 | Функция , ее график и свойства. | |
п.6 | 4 | Графики функций и | |
п.7 | 2 | Построение графика квадратичной функции | |
2 | Решение задач. Проверочная с/р | ||
п.8 | 2 | Функция | |
п.9 | 2 | Корень – степени | |
1 | Контрольная работа. | ||
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (20ч) | |||
п.12 | 2 | Целое уравнение и его корни. | |
2 | Решение задач Проверочная с/р | ||
п.13 | 3 | Дробные рациональные уравнения | |
3 | Решение задач Проверочная с/р | ||
п.14 | 3 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. Проверочная с/р | |
п.15 | 2 | Решение неравенств методом интервалов | |
2 | Решение задач | ||
1 | Контрольная работа. | ||
п.13 | 6 | Решение систем уравнений второй степени. | |
п.14 | 6 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | |
1 | Контрольная работа | ||
п.16* | 2* | Некоторые приемы решения целых уравнений | |
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (24Ч) | |||
п.17 | 3 | Уравнения с двумя переменными и его график. Проверочная с/р | |
п.18 | 3 | Графический способ решения систем уравнений Проверочная с/р | |
п.19 | 4 | Решение систем уравнений второй степени Проверочная с/р | |
п.20 | 5 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени Проверочная с/р | |
п.21 | 3 | Неравенства с двумя переменными | |
п.22 | 3 | Системы неравенств с двумя переменными | |
1 | Контрольная работа | ||
п.23* | 2 | Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными | |
ПРОГРЕССИИ (17ч) | |||
п.24 | 2 | Последовательности. | |
п.25 | 2 | Определение арифметической прогрессии. Формула -го члена арифметической прогрессии. Проверочная с/р | |
п.26 | 2 | Формула суммы -первых членов арифметической прогрессии. Проверочная с/р | |
2 | Решение задач | ||
1 | Контрольная работа | ||
п.27 | 2 | Определение геометрической прогрессии. Формула -го члена геометрической прогрессии. Проверочная с/р | |
п.28 | 3 | Формула суммы первых членов геометрической прогрессии. Проверочная с/р | |
2 | Решение задач | ||
1 | Контрольная работа | ||
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (17Ч) | |||
п.30 | 2 | Примеры комбинаторных задач | |
п.31 | 3 | Перестановки. Проверочная с/р | |
п.32 | 3 | Размещения. Проверочная с/р | |
п.33 | 3 | Сочетания. Проверочная с/р | |
п.34 | 2 | Относительная частота случайного события | |
п.35 | 3 | Вероятность равновозможных событий | |
1 | Контрольная работа | ||
ПОВТОРЕНИЕ (26ч) в том числе итоговая контрольная работа (2Ч) |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики, физики и информатики
от «____» ___________ 2013 №1,
Руководитель ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
«____» ___________ 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского
Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...
Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...