Рабочая программа по алгебре для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Горбаченко Валентина Ивановна

Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А для учебника: «Алгебра: учебник для 9  классов общеобразовательных учреждений» /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова  под редакцией С.А.Теляковского. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass_algebra.docx65.79 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Лермонтова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова

протокол № __   от « __» _________  2013г.

Председатель:  директор МБОУ СОШ №5

________________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по алгебре, 9 класс

ступень   основного общего образования

уровень:  общеобразовательный

срок реализации: 1 год

Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А.

Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Курс ориентирован на достижение основных целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Основой целью является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  алгебры.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.  в содержании  курса  предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретения математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа

Данная рабочая программа разработана на основе

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
  • учебника: «Алгебра: учебник для 9  классов общеобразовательных учреждений» /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова  под редакцией С.А.Теляковского. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
  • программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 9 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова.  – М: «Просвещение», 2012 год.

3. Место и роль учебного предмета

Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения алгебры в 9 классе основной школы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Учебное время увеличено до 4 уроков в неделю (всего 136 часов) за счет вариативной части Базисного плана.

Специфика изучения алгебры существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

4. Информация о внесенных изменениях в программу

Базисный учебный план на изучение алгебры в 9 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа. В данной программе учебное время увеличено до 4 уроков в неделю, всего 136 часов, что позволяет увеличить количество часов по каждому разделу (главе) на 2-7 уроков, а это в свою очередь дает возможность расширить круг задач и повысить результативность усвоения материала.

5. Информация об учебнике

Обучение ведется по учебнику «Алгебра 9 класс» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского.  

6. Распределение учебных часов по видам деятельности

№п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Виды деятельности

Изложение нового материала

Формирование навыков

Повторение

К/р

1

Квадратичная функция

29

23

4

2

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

20

13

6

1

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

24

18

5

1

4

Арифметическая и геометрическая прогрессия

17

13

2

2

5

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

17

16

1

6

Повторение

29

27

2

7

Итого

136

83

17

27

9

Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:

  1. Квадратичная функция – 4 работы;
  2. Уравнения и неравенства с одной переменной – 3 работы;
  3. Уравнения и неравенства с двумя переменными – 4 работы;
  4. Арифметическая и геометрическая прогрессия – 4 работы;
  5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей – 3 работы.

7.  Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

Программа обеспечивает  достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  3. критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  4. креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно  выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение  адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  3. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  5. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  7. умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  9. умение выдвигать  гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  10. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы  для решения учебных математических проблем;

Предметные:

  1.  умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
  2. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  3. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  4. умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные знания для решения задач из математики, смежных предметов, практики.
  5. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.  

8.  Учебно – методический комплекс

  1. Алгебра 9 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение,    20-е издание, 2013 г.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Короткова Л.М. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Учебно – методическое пособие «Математика, 9 класс», подготовка к ГИА – 2013 (ГИА-2012, ГИА-2011). Под ред. Лысенко Ф.Ф. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Легион», 2013.
  4. Тематические тесты «Алгебра 7-9 класс». П.И. Алтынов. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2010.
  5. Дидактический материал для 9 класса. Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 9 –е изд., 2007.

9. Содержание рабочей программы

Глава 1. Квадратичная функция (29 часов)

Содержание.

Функция и ее свойства. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция  и ее свойства. Графики функций  и  . Построение графика квадратичной функции. Функция . Корни -ой степени.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать

  • определение функции;
  • понятия: область определения, область значений, график функции;
  • свойства функций;
  • определение квадратного трехчлена, его корней, формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
  • свойства квадратичной функции, ее график и свойства;
  • определение функции , ее свойства и график;
  • определение корня -ой степени.

Уметь

  • вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами;
  • описывать свойства функции на основе их графического представления;
  • интерпретировать графики реальных зависимостей;
  • показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций , , ;
  • строить график функции ;
  • уметь указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы;
  • изображать схематически график функции  с четным и нечетным ;
  • понимать смысл записей вида  и т.д., где а – некоторое число;
  • иметь представление о нахождении корней  - ой степени с помощью калькулятора.

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (20 часов)

Содержание

Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решения неравенств второй степени с одной переменой. Решение неравенств методом интервалов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать

  • определение целого уравнения и его корней;
  • определение дробного рационального уравнения, алгоритм его решения;
  • определение неравенства второй степени с одной переменной, алгоритм его решения.

Уметь

  • решать уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательных переменных, в частности решать биквадратные уравнения;
  • решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корня;
  • решать неравенства второй степени, используя графические представления;
  • использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.

Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными  (24 часа)

Содержание

Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать

  • определение решения уравнения с двумя переменными;
  • график уравнения с двумя переменными;
  • алгоритм решения системы уравнений второй степени;
  • определение решения неравенства и системы неравенств с двумя переменными.

Уметь

  • строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность;
  • использовать их для графического решения систем уравнений с двумя переменными;
  • решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнений первой степени, а другое – второй степени;
  • решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными;
  • решать составленную систему, интерпретировать результат.

Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия (17 часов)

Содержание

Понятие последовательности, способы задания. Определение арифметической и геометрической прогрессии, их свойства и признак. Формулы   - го члена  и суммы арифметической и геометрической прогрессии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать

  • определение прогрессий;
  • свойства и признак прогрессии;
  • формулы  - го члена;
  • формулы суммы  - первых членов прогрессии.

Уметь

  • применять индексные обозначения для членов последовательностей;
  • приводить примеры задания последовательностей формулой  - го члена и рекуррентной формулой;
  • выводить формулы  - го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых  членов арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих формул;
  • доказывать характеристическое свойств арифметической и геометрической прогрессий;
  • решать задачи на сложные проценты, используя при необходимости калькулятор.

Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов)

Содержание

Понятие комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать

  • определение перестановки  элементов;
  • определение  размещения  элементов по   элементам;
  • определение  элементов по   элементам;
  • определение вероятности события;
  • понятие  факториала.

Уметь

  • выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов и комбинаций;
  • применять правило комбинаторного умножения;
  • распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы;
  • вычислять частоту случайного события;
  • оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путем;
  • находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности;
  • приводить примеры достоверных и невозможных событий.

10. Формы и методы организации обучения

Ведущими методами обучения алгебре в 9 классе являются:

1)  Информационный.

2)  Исследовательский.

3)  Проблемный.

4)  Модульный.

5) Алгоритмизированный.

6) Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные  технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.

Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:

  • домашних общих и индивидуальных работ;
  • тестирования;
  • самостоятельных и обучающих проверочных работ;
  • классных контрольных работ;
  • домашних контрольных работ;
  • зачетов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Содержание

3

Повторение

КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (29ч)

п.1

3

Функция. Область определения. Область значений.

п.2

4

Свойства функции.

Проверочная с/р

п.3

1

Квадратный трехчлен и его корни.

п.4

2

Разложение квадратного трехчлена на множители.

2

Решение задач.

Проверочная с/р

1

Контрольная работа.

п.5

3

Функция , ее график и свойства.

п.6

4

Графики функций  и  

п.7

2

Построение  графика квадратичной функции

2

Решение задач.

Проверочная с/р

п.8

2

Функция

п.9

2

Корень  – степени

1

Контрольная работа.

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (20ч)

п.12

2

Целое уравнение и его корни.

2

Решение задач

Проверочная с/р

п.13

3

Дробные рациональные уравнения

3

Решение задач

Проверочная с/р

п.14

3

Решение неравенств  второй степени с одной переменной.

Проверочная с/р

п.15

2

Решение неравенств методом интервалов

2

Решение задач

1

Контрольная работа.

п.13

6

Решение систем уравнений второй степени.

п.14

6

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

1

Контрольная работа

п.16*

2*

Некоторые приемы решения целых уравнений

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (24Ч)

п.17

3

Уравнения с двумя переменными и его график.

Проверочная с/р

п.18

3

Графический способ решения систем уравнений

Проверочная с/р

п.19

4

Решение систем уравнений второй степени

Проверочная с/р

п.20

5

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Проверочная с/р

п.21

3

Неравенства с двумя переменными

п.22

3

Системы неравенств с двумя переменными

1

Контрольная работа

п.23*

2

Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными

ПРОГРЕССИИ (17ч)

п.24

2

Последовательности.

п.25

2

Определение арифметической прогрессии. Формула -го члена арифметической прогрессии.

Проверочная с/р

п.26

2

Формула суммы -первых членов арифметической прогрессии.

Проверочная с/р

2

Решение задач

1

Контрольная работа

п.27

2

Определение геометрической прогрессии. Формула -го члена геометрической прогрессии.

Проверочная с/р

п.28

3

Формула суммы  первых членов геометрической прогрессии.

Проверочная с/р

2

Решение задач

1

Контрольная работа

ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (17Ч)

п.30

2

Примеры комбинаторных задач

п.31

3

Перестановки.

Проверочная с/р

п.32

3

Размещения.

Проверочная с/р

п.33

3

Сочетания.

Проверочная с/р

п.34

2

Относительная частота случайного события

п.35

3

Вероятность равновозможных событий

1

Контрольная работа

ПОВТОРЕНИЕ (26ч)

в том числе

итоговая контрольная работа (2Ч)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

математики, физики и информатики

от «____» ___________ 2013 №1,

Руководитель ШМО

______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 _____________

 «____» ___________ 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...