«Умножение с модулем в школьном курсе 8 класса»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Каждый учитель знает, какие проблемы у учащихся вызывают задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах.
Выбор темы обусловлен тем, что:
-во-первых, задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах и на экзаменах,
-во-вторых, это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсе высшей математики.
Несмотря на то, что тема «Модуль числа» проходит «красной нитью» через весь курс школьной и высшей математики, для ее изучения по программе отводится очень мало времени (в 6 классе -2 часа, в 8 классе - 3 часа).
Поэтому учителю необходимо находить разнообразные методические приемы, использовать различные подходы и методы в обучении решению задач с модулем. Разнообразие методов будет способствовать сознательному усвоению математических знаний, вовлечению учащихся в творческую деятельность, а также решению ряда методических задач, встающих перед учителем в процессе обучения, в частности, реализации внутри предметных связей (алгебра-геометрия), расширению области использования графиков, повышению графической культуры учеников.
Указанные обстоятельства обусловили выбор данной темы.
Цели и задачи урока:
-Показать преимущества метода интервалов как универсального метода решения задач с модулями;
-Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме;
-Развить наблюдательность, умение анализировать и переносить знания в новую ситуацию;
-Содействовать развитию инициативности, трудолюбия, стремления к совершенствованию своих знаний;
-Воспитать умение работать в группах и парах;
-Развивать познавательный интерес к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnozhenie_s_modulem_v_shkolnom_kurse_8_klassa.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Умножение с модулем в школьном курсе 8 класса»
Введение.
Каждый учитель знает, какие проблемы у учащихся вызывают задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах.
Выбор темы обусловлен тем, что:
-во-первых, задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах и на экзаменах,
-во-вторых, это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсе высшей математики.
Несмотря на то, что тема «Модуль числа» проходит «красной нитью» через весь курс школьной и высшей математики, для ее изучения по программе отводится очень мало времени (в 6 классе -2 часа, в 8 классе - 3 часа).
Поэтому учителю необходимо находить разнообразные методические приемы, использовать различные подходы и методы в обучении решению задач с модулем. Разнообразие методов будет способствовать сознательному усвоению математических знаний, вовлечению учащихся в творческую деятельность, а также решению ряда методических задач, встающих перед учителем в процессе обучения, в частности, реализации внутри предметных связей (алгебра-геометрия), расширению области использования графиков, повышению графической культуры учеников.
Указанные обстоятельства обусловили выбор данной темы.
Цели и задачи урока:
-Показать преимущества метода интервалов как универсального метода решения задач с модулями;
-Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме;
-Развить наблюдательность, умение анализировать и переносить знания в новую ситуацию;
-Содействовать развитию инициативности, трудолюбия, стремления к совершенствованию своих знаний;
-Воспитать умение работать в группах и парах;
-Развивать познавательный интерес к обучению.
Ход урока:
1. Организационный момент
Постановка целей, задач урока и его основных моментов
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
Современный польский математик С. Коваль.
2. Проверка домашнего задания выполненного в системе дистанционного обучения. Объявление обучающимся результатов домашнего задания.
3.Устная работа (с использованием презентации)
а) решить уравнения:
х(х-5)=0, х2-16=0,
х2-4х=0, х2-3х=0,
х2-4=0, -4х2+16=0,
х2+4=0, 3х2-12х=0.
б) выполните действия:
С3хС12, К13хК25, (3Х2У6)4,
В18:В6, (С4)3, -4Х5У23ХУ7.
в) прочитайте выражения:
6х53, 82+32, (8+3)2,
(-4)2-52, (а-v)3, а3-в3.
г) При каком значении параметра b уравнение не имеет корней
bx – 2=b+4x. (При b=4)
д) При каком значении параметра b корень уравнения 3x=b в 3 раза меньше корня уравнения х+8b=50 – x. (При b=5)
е) Сколько корней имеет уравнение при a=4,5. (3 корня)
и) При каком значении параметра уравнение имеет множество решений. (при а=2)
к) При каких значениях параметра m график функции y=mx+5 проходит через точку с координатами (-1;2). (При m=3)
4) Изучение нового материала.
Существуют несколько способов решения уравнений с модулями.
1)Решение простейших уравнений с модулем методом интервалов. Наиболее универсальным приёмом решения уравнений с модулями является метод интервалов. Этим методом можно решать уравнения всех типов с модулями.
Данный метод состоит в том, что область определения у равнения разбивается на промежутки, в каждом из которых все под модульные выражения сохраняют знак. Для этого достаточно найти корни под модульных выражений и расположить их в порядке возрастания на числовой оси. Концы полученных промежутков можно относить к любому из смежных промежутков. Далее исходное уравнение рассматривается и решается на каждом из полученных промежутков, и найденные решения объединяются.
Рассмотрим примеры:
а)Решите уравнения.
|2x-4|=1
Решение.
|2x-4|=1
Областью определения уравнения является вся числовая ось. Найдём значения х, при котором под модульное выражение обращается в 0.
Имеем: 2х-4=0,
2х=4,
х=2.
Эта точка разбила область определения на 2 промежутка:
(-∞; 2]; (2; +∞]. Решим уравнение с модулем на каждом из них:
- если х(-∞; 2], тогда раскроем модуль уравнения
|2x-4|= -(2х-4) = -2х+4,
4-2х=1,
-2х=1-4,
-2х=-3,
х=1,5.
Проверим принадлежность данного корня промежутку (-∞; 2], т.к. 1,5 (-∞; 2],, то х=1,5 является корнем уравнения.
- если х(2;+∞), то имеем уравнение
|2x-4|=2х-4,
2х-4=1,
2х=5,
х=2,5.
Число 2,5(2;+∞), значит х=2,5 является корнем уравнения.
Ответ: 1,5 ; 2,5.
б) |x+1|+|х+2|=2.
Решение:
|x+1|+|х+2|=2.
Найдём нули под модульных выражений:
х+1=0,
х=-1;
х+2=0,
х=-2.
Числа -2 и -1 разбили область определения на три промежутка, на каждом из них решаем уравнение.
- если х (-∞; -2), то выражения под модулями имеют знаки: |x+1|=-(х+1)=-х-1,
|х+2|=-(х+2)=-х-2,
-х-1-х-2=2,
-2х-3=2,
-2х=5,
х=-2,5.
Число -2,5(-∞; 2), значит х=-2,5 является корнем уравнения.
- если х-2;-1], то имеем
|x+1|=-(х+1)=-х-1,
|х+2|=х+2, уравнение примет вид:
-х-1+х+2=2,
0х=2-2+1,
0х=1, корней нет.
- если х+ ∞), то имеем
|x+1|=-х+1,
|х+2|=х+2.
Уравнение х+1+х+2=2,
2х+3=2,
2х=-1,
х=-0,5.
Число -0,5+ ∞), значит является корнем уравнения.
Ответ: -2,5; -0,5.
в) |x|+|х+2|=2.
Областью определения уравнения является вся числовая ось.
Найдём нули под модульное выражений: х=0, х+2=0, х=-2.
Числа -2 и 0 разбивают ось на три промежутка, на каждом из них решаем уравнение.
- если х (-∞; -2), то имеем:
|x|=-х,
|x+2|=-(х+2)=-х-2,
-х-х-2=2,
-2х=4
х=-2, число -2 не принадлежит промежутку (-∞; -2),
|x+1|=-(х+1)=-х-1, значит в данном интервале решений нет.
2) если х
-х+х+2=2,
0х=0, любое действительное число х является решением, т.е.
на данном промежутке решение, это все х
- если х
2х=0,
х=0.
Число 0 не принадлежит интервалу а значит, на данном промежутке решений нет.
Ответ:
г) |2х-5|=х-1.
Решение:
|2х-5|=х-1.
Найдём нули под модульного выражения:
2х-5=0,
2х=5,
х=2,5.
- если х (-∞; -2,5), то имеем уравнение
-2х+5=х-1,
-3х=-6,
х=2.
Число 2 (-∞; -2,5), значит, х=2 является корнем уравнения.
- если :
2х-5=х-1,
х=4.
Число 4
Ответ: 2;4.
д) |х-1|+ |х-2|=3.
Решение:
|х-1|+ |х-2|=3
Найдём нули под модульных выражений: х-1=0, х=1, и х-2=0,х=2.
- если х∞; 1), имеем уравнение:
1-х+2-х=3,
-2х=0,
Х=0.
Число 0∞; 1), значит, х=0 корень уравнения.
2)если х [ 1;2 ], то в этом промежутке уравнение принимает вид:
х-1+2-х=3,
0х=2, корней нет.
- если х∞), то решим уравнение:
х-1+х-2=3,
2х-3=3,
2х=6,
х=3.
Число 3∞), значит, х=3 корень уравнения.
Ответ:0;3.
- Можно решать уравнения, содержащие знак модуля с помощью возведения обеих частей уравнения в квадрат.
Пример:
|2-3х|- |5-2х|=0.
Решение.
|2-3х|- |5-2х|=0,
|2-3х|=|5-2х|.
Так как обе части уравнения неотрицательны, то можно возвести обе части уравнения в квадрат.
Получим:
4-12х+9х2=25-20х+4х2,
5х2+8х-21=0,
Х=-3 или х=1,4.
Ответ: -3;1,4.
3)Графический способ решения уравнений, содержащих знак модуля.
Алгоритм метода.
а) Построить графики функций у=f(х), у=q(х).
б) Найти точки пересечения этих графиков, абсциссы которых и будут корнями уравнения.
Графический метод позволяет определить число корней уравнения, найти точные значения корня.
5) Физкультминутка
Обучающиеся выполняют комплекс упражнений, укрепляющие мышцы спины и позвоночник, что позволяет снять напряжение и сохранить осанку.
6)Закрепление нового материала.
Определения, понятия, необходимые правила. | Примеры решения уравнений | Реши сам уравнения |
Определение: модулем действительного числа а называется само это число, если оно неотрицательное, и это число, взятое с противоположным знаком, если оно отрицательное: |а|=а, если а ≥ 0 и | 1)|х|=4, Решение х=4 или х=-4. Ответ: -4;4. 2)|х|=-5, корней нет. 3) |х|=0, х=0 Ответ: 0. 4)|х+2|=7,х=5,х=-9. Ответ: -9;5. 5)|6х+1|=-4, корней нет. 6)|х2-4|=5, два случая; х2-4=5, х=3 и х=-3. |х2-4|=-5, корней нет. Ответ:-3;3. | В-1 |х|=3; |х|=-2; |х|=0; |х-5|=3; |9-4х|=-1; |х2-8|=1; |х2-х|=2; |х2-6х+5|=0; |х2-4х+2|=2; |3х-х2|=4. В-2 |х|=7; |х|=-6; |х|=0; |2х-5|=3; |3х-4|=-4; |х2-6|=3; |3х2+5х|=0; |х22х-3|=5; |х2-х-2|=0; |х2-5х|=6. |
7) Упражнения для самостоятельной работы:
1). |х2 +6 х + 8|= |7х –6|
2). |3х2 –5х – 2 |= |х2 +6х –16|
3). |2х2 –1|=|х2– 2х – 3|
4). |2х –3|=|х +7|
5). |х +7|= |х–2|
6). |х2 –1|= |х +5|
7). |2х –1|=| х +3|
8). |х–2 |=|3х +9|
9). |х–2 |=|3 –3х|
10). |х – х2 –1|= |2х –3 + х2|
11). |х2 +4 х + 3|= |х +1|
12). |х–2 |=3|3 – х|
8) Компьютерное тестирование (самопроверка знаний)
Работа за компьютерами. Использование единой коллекции федеральных цифровых образовательных ресурсов (Интернет-ресурсы).
После завершения тестирования учащиеся проверяют результаты на компьютере.
9) Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
- "Сегодня на уроке я повторил:.."
- "Сегодня на уроке я закрепил:.."
- "Для себя я понял:..."
10) Домашнее задание
Дистанционное домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Модуль действительного числа» (9 класс)
Программа элективного курса«Модуль действительного числа» (9 класс)...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по алгебре 7 класс, базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы «Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение»...
В мире модулей программа элективного курса в 9 классе
элективный курс 9 класс...
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...
Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...