В мире модулей программа элективного курса в 9 классе
элективный курс по математике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ с. Первая Ханенёвка
Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Программа элективного курса
по математике
«В мире модулей»
9 класс
Составил : учитель математики
МБОУ «СОШ с. Первая Ханенёвка»
Ломако Татьяна Валентиновна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 17 часов.
Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам именно этот вопрос является одним из трудных. Решению задач с модулями в школе уделяется очень мало внимания. Но они играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с модулями, успешно справляются и с другими задачами.
Данный курс систематизирует и углубляет ранее изученные знания и приобретенные умения и навыки. Его изучение в 9 классе объясняется сложностью материала. Кроме того, прежде чем приступить к решению подобных задач учащийся должен в совершенстве овладеть курсом математики основной школы.
Цель курса – создать целостное представление о теме и значительно расширить круг задач посильных для учащихся со средней математической подготовкой.
Знания и умения
Учащиеся должны знать, что решить уравнение (неравенство) с модулем – значит, используя определение и свойства модуля числа, освободиться от знака модуля, заменяя данное уравнение (неравенство) системой или совокупностью уравнений (неравенств).
Знать, что построить график функции у =│f(x)│ и у = f (│x│) значит, используя определение модуля задать функцию иначе тем самым сведя задачу к известным преобразованиям графиков.
Уметь выполнять
- преобразования графиков функций;
- сдвиги вдоль координатных осей;
- симметрию относительно осей;
- растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Уметь применять полученные знания:
- для описания с помощью функций различных процессов;
- для решения уравнений и неравенств.
Задачи курса:
- помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- сформировать у учащихся систему знаний по теме “Модуль”;
- сформировать навыки применения знаний по теме “Модуль” при решении разнообразных задач различной степени сложности;
- сформировать навыки самостоятельной работы, сформировать умения и навыки исследовательской работы;
- сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
- способствовать развитию алгоритмического и логического мышления учащихся;
- способствовать формированию познавательного интереса к математике.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса “ В мире модулей” учащиеся должны знать и понимать:
- определение модуля числа, основные свойства модуля числа;
- геометрический смысл модуля;
- алгоритмы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- правила построения графиков функций, содержащих модуль.
Уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
- преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- читать и строить графики функций, аналитическая запись которых содержит знак модуля.
Изучение курса завершается выполнением итоговой проверочной работы и защитой исследовательских и творческих работ.
Возможные критерии оценок
По итогам окончания курса даётся оценка учебных достижений учащихся.
Оценку можно проводить в баллах:
- прослушал, ознакомлен – 1 балл,
- знает материал – 2 балла,
- применяет (проекты, творческие работы, отчеты по итогам исследовательской работы) – 3 балла.
Эффективность элективного курса определяется с помощью анкетирования, которое проводится на последнем занятии, опроса учащихся, их родителей. При этом учитывается интерес учащихся к изучению курса, а также, насколько элективный курс помог учащемуся самоопределиться к профилю.
Кроме того, эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:
- анализом отметок учащихся, выбравших соответствующий профиль, по предметам, связанным с элективным курсом;
- количественным анализом набранных учащимися баллов (1, 2, 3);
- количественным и качественным анализом проведенных исследовательских работ, творческой деятельности учащихся на элективном курсе;
- результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип занятия | Количест-во часов | Дата проведения |
1 2 3 4 | Графики функций (4 часа) | |||
Вводная лекция Графики функций у =│f(x)│ Графики функций у = f (│x│) Обобщение темы «Графики функций у =│f(x)│ и у = f (│x│)» | Лекция Практикум Практикум Презентация | |||
5 6 7 8 9 | Уравнения (6 часов) | |||
Уравнения с переменной под знаком модуля │х-а│ = в, │f(x)│= в. Уравнения с переменной под знаком модуля │х-а│ = в, │f(x)│= в. Уравнения с переменной под знаком модуля │f(x)│=│g(x)│ Уравнения с переменной под знаком модуля │f(x)│= g(x). Уравнения с переменной под знаком модуля │f(x)│+│g(x)│= в. Обобщение темы «Уравнения с переменной под знаком модуля» | Практикум Практикум Практикум Практикум Зачет | |||
11 12
13 | Неравенства (3 часа) | |||
Неравенства с переменной под знаком модуля │х-а│< в, │f(x)│< в. │х-а│> в, │f(x)│ >в. │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│ >│g(x)│. │f(x)│< g(x), │f(x)│ > g(x). │f(x)│+│g(x)│< в, │f(x)│+│g(x)│ > в Обобщение темы «Неравенства с переменной под знаком модуля» | Лекция Практикум | |||
Системы уравнений и неравенств с одной переменной (3 часа) | ||||
14 15 16 | Системы уравнений и неравенств с переменной под знаком модуля Решение систем уравнений Решение систем неравенств | Лекция Практикум Практикум | 1 1 1 | |
Обобщение темы «Модули» | ||||
17 | Зачетная работа | 1 |
Содержание программы
Тема 1.Графики функций.
Дается алгоритм построения графиков функций у =│f(x)│ и у = f(│x│). Рассматриваются линейные и квадратичные функции, обратная пропорциональность. Рассматриваются задания на нахождение области определения и области значений, нулей, промежутков возрастания и промежутков убывания функций у =│f(x)│ и у = f (│x│).
Тема 2. Уравнения
Дается алгоритм решения уравнений с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения уравнений вида │ х-а │= в, │f(x)│= в, │f(x)│=│g(x)│, │f(x)│= g(x), │f(x)│+│g(x)│= в и с помощью графика функции у =│f(x)│ даётся иллюстрация ответа.
Тема 3. Неравенства
Дается алгоритм решения неравенств с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения неравенств вида:
│х-а│< в, │f(x)│< в, │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│< g(x), │f(x)│+│g(x)│< в
(или │х-а│> в, │f(x)│>в, │f(x)│ >│g(x)│, │f(x)│ > g(x), │f(x)│+│g(x)│ > в).
Тема 4. Системы уравнений и неравенств
Рассматриваются системы двух уравнений и системы двух неравенств содержащих переменную под знаком модуля.
Зачёт №1
• 1. Решите уравнения:
а)│2х-2│ = 4; б)│3х-2│ = 0; в) │х+3│ = 3х-2; г) │х+3│ = -3х;
д) │х2-9│ = │8х│; е) │4-2х│-│х+7│= 0; ж) ││х│-7│ = 4.
2. Решите уравнение│4+2х│-│х+6│= 1, ответ проиллюстрируйте с помощью графика функции у=│4+2х│-│х+6│.
3. Докажите, что сумма корней уравнения│9+х│=18-│х-7│отрицательна.
Зачёт №2
• 1. Решите неравенства:
а)│2х│> 0; б)│2х+1│< 0; в)│х-1│ 9; г)│3х+1│> 7;
д)│х2+1│ 5; е)│2х│> 7х; ж)│4х│< -2х+1; з)│-3,6х+2│> 4х-1.
2. Назовите наименьшее положительное число, являющееся решением неравенства│х2-х││2х+10│.
Итоговая зачетная работа по курсу «Модули»
1 уровень
• 1. Решите уравнения
а)│3х-2│ = 4; б) │х-3│ = 3х+2; в) │х2+14│ = │9х│.
• 2.Решите неравенство │х+1│< 7.
3. Постройте график функции у =│0,5x+1│.
4. Найдите наименьшее натуральное решение неравенства │х-2│1.
2 уровень
• 1. Решите уравнения
а)│х-5│ = 2х+3; б) │х-5│+ │6+х│= 13; в) │х2-х│ = │2х+10│.
• 2.Решите неравенство │х2+2х│ │х+6│. В ответе укажите длину промежутка, являющегося решением неравенства.
3. Постройте график функции у =│х-2│+│2х-1│.
4. Укажите середину промежутка, являющегося множеством решения неравенства │х+1│ 0,5х+2.
Литература для учащихся
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. Алгебра. 9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-ое издание.- М: Мнемозина, 2013.- 439с.: ил.
2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М: Илекса, 2014- 320с.
Литература для учителя
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. Алгебра. 9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 12-ое издание.- М: Мнемозина, 2013.- 439с.: ил.
2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М6 Илекса, 2015- 320с.
3. Э.Н. Балаян. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент». Ростов на - Дону: Издательство «Феникс», 2014
4. Задания из ОГЭ 2015 года,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...