Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Быкова Елена Анатольевна

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytiya_novykh_znaniy_dr.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12

Московская область г. Коломна, ул. Зелёная, д.3

Технология деятельностного метода.

Урок  «открытия» нового знания.

                                                                                          Разработчик:

                                                                                         учитель математики

                                                                                         Быкова Е.А.

г.о. Коломна

2013г.

 «Умножение обыкновенных дробей»

Цели урока: 

  • образовательная: отработка навыков устного счёта; вывод правил умножения обыкновенных дробей; выработка умений по применению полученных знаний.
  • развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.  
  • воспитательная: воспитание самостоятельности, самооценки, активности, умения работать в группе.

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  учебник,  раздаточный материал (карточки с заданиями),  набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый ).

Ход урока

  1. Мотивация  к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок урока.

Формируемые  УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали обыкновенные дроби. Сегодня на уроке  продолжим эту работу и, конечно, узнаем о дробях что-то новое.

Да, путь познания не гладок.

  Но знаем мы со школьных лет,

 Загадок больше, чем разгадок,

                                         И поискам предела нет!

2. Актуализация знаний, умений и навыков и фиксация индивидуального затруднения в проблемном действии.      

Цель этапа: повторение ЗУН, необходимых для построения нового знания (сокращение дробей, сложение дробей с общим знаменателем, выделение целой части в неправильной дроби), мотивирование к пробному учебному действию, организация фиксации индивидуального затруднения.

Формируемые  УУД: регулятивные, познавательные.

Но прежде чем мы приступим к поиску новых разгадок,  вспомним то, что мы узнали на прошлых уроках и в ходе повторения найдём, чему ещё нам надо научиться, поставим перед собой задачу и сформулируем тему урока.

Упражнение 1.

Сократите дробь:

Каким свойством дроби вы пользовались?

Упражнение 2.

Вычислите:

1) ;          2);       3).

Устный счет:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Ребята считают устно, продвигаясь по кружкам. На последнем этапе они встречаются с затруднением.

3. Постановка проблемы.

Цель этапа: организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

Формируемые  УУД: познавательные (общеучебные), коммуникативные.

Где возникло затруднение?  Почему?

-При умножении обыкновенной  дроби на обыкновенную дробь.

- Умножать обыкновенные  дроби  не умеем.

Какие задачи стоят перед нами?

- Получить правило умножения обыкновенных дробей .

- Научиться умножать обыкновенные дроби.

Как бы вы сформулировали тему урока?

- «Умножение обыкновенных  дробей»

Давайте проверим, угадали вы тему урока?

(Тема заранее записана на доске и закрыта.  Открыть тему урока)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: уточнение цели проекта, выбор способа и средства действий, построение плана достижения цели.

Формируемые  УУД: регулятивные, познавательные.

И так перед нами стоит задача научиться выполнять следующие действия:

1)                    2)                

Разделим класс  на 2 группы. Каждая группа, работая над своим заданием, должна вывести соответствующее правило умножения.

I группа – правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

II группа – правило умножения обыкновенных дробей.

5.  Реализация проекта.

Цель этапа: организовать  коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

Формируемые  УУД: коммуникативные, познавательные.

I группа.  (Раздаются карточки с инструкциями)

Замените произведение  суммой и найдите результат.

1)   ;           2) ;

Как найти произведение?  Удобно ли это выполнять через сумму?

(находить произведение  через сумму сложно, неудобно).

Как можно иначе найти произведение?

Попробуйте сформулировать правило умножения дробей на натуральные числа.

- Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо

1)   умножить числитель дроби на это натуральное  число

2)  знаменатель оставить прежним

II группа. (Раздаются карточки с инструкциями)

 Попробуем найти площадь заштрихованного прямоугольника.

Площадь квадрата равна 1 дм2, и он разбит на 15 одинаковых прямоугольников с длинами сторон  дм и дм. Значит, каждый маленький прямоугольник имеет площадь  дм2.

Поэтому площадь заштрихованного прямоугольника дм2.

С другой стороны по формуле площади прямоугольника дм2.

Как из произведения  получилась дробь?

Попробуйте сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.

- Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей.

Откройте учебник на странице  71. 

Проверьте себя, такие ли правила мы с вами получили?

Кто может повторить?

6. Первичное закрепление в устной речи.

Цель этапа: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении заданий с их проговариванием во внешней речи.

Формируемые  УУД: коммуникативные.

 

Ребята  проговаривают правила в парах.                                                

                Найди ошибку, объясни ее и исправь:

                 

 

                                         

Работаем с учебником

№ 413

а),б)  с комментированием

в),г), д), е)    самостоятельно  у доски   (проверяют уч-ся)

ж), з)  комментирование с места

№ 419

а),б)  с комментированием

в),г), д), е)    самостоятельно  у доски   (проверяют уч-ся)

ж), з)  комментирование с места

Физкультминутка

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой  в классе.

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, организовать самооценку усвоения детьми нового способа действия.

Формируемые  УУД:  регулятивные, познавательные (общеучебные).

Выполни умножение    

                                                                           

4)

                                                     

Проверяем по подробному решению на экране с использованием сигнальных  карточек. Зелёная карточка – верно, красная – неверно.

                                                                           

4)

 

Встаньте  те, кто выполнил все задания без ошибок.

Присоединитесь те, кто сделал одну или две ошибки.

Сели.

8. Включение в систему знаний и повторений. Домашнее задание.

Цель этапа: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия, организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Формируемые  УУД:  регулятивные, познавательные.

Где можно использовать наши знания об умножении обыкновенных  дробей на натуральные числа?

- В примерах, уравнениях, в задачах

Можно использовать в повседневной жизни? (пример: покупка товара)

(Купили 3/4 кг яблок по цене 26 руб. за кг)

Дома составьте и решите задачу,  в решении которой используется умножение обыкновенных дробей. Нарисуйте к задаче рисунок.

Это задание на дополнительную оценку.

И общее задание:

П. 13   стр. 71-72

№ 457 (а – и), №460  

9.  Рефлексия деятельности.

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Формируемые  УУД:  познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Что узнали нового?

Какие трудности возникли во время работы с правилами?

Оцените свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисуйте улыбку смайлику, в зависимости от своего настроения.

Всем спасибо. Молодцы.

Объявление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Семинар " Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Урок " открытия " нового знания.

Семинар " Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Урок " открытия " нового знания....